Вы находитесь здесь: Главная > Доклады, консультации, Опыт работы > Абилитационная Монтессори-терапия по методу Лоре Андерлик: опыт успешного использования в ЦССВ.
Post Icon

Абилитационная Монтессори-терапия по методу Лоре Андерлик: опыт успешного использования в ЦССВ.

Авторы: Мусиенко Е.В., Симонова Е.А., воспитатели ГКУ ЦССВ «Петровский парк», г. Москва

«Путь укрепления слабого — это тот же путь, что ведет и сильного к совершенству» М.Монтессори

В настоящее время в нашей стране очень популярно применение Монтессори-педагогики как дополнительного элемента или как основной методики в различных детских учреждениях. Однако в таких учреждениях, в основном, обучаются дети с нормальным развитием.

Наш опыт работы по данной методике позволил понять необходимость применения особой абилитационной Монтессори-технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями.

Работая в Центре содействия семейному воспитанию, мы получили уникальную возможность пройти обучающий курс «Абилитационной  Монтессори-терапии по методу Лоре Андерлик» у автора метода. Этот курс дал нам возможность учиться у замечательного специалиста с 60-летним опытом в данной технологии, Лоре Андерлик, члена экзаменационного комитета Международной Ассоциации Монтессори (AMI), руководителя отдела Монтессори-терапии мюнхенского Центра Детства.

Цель Монтессори-терапии – прежде всего помочь обществу принять ребенка с особенностями развития и принять его своим полноправным членом. По мнению нашего педагога, основное значение имеет смена «парадигмы» - помощь коллегам, родителям и в идеале – всему обществу, изменить свой привычный взгляд на «особенного» ребенка, видеть прежде всего его возможности, положительные качества, а не пороки в развитии. Начинать работу с таким ребенком с позитивной стороны, опираясь на нее.

Сензитивные фазы «особенного» ребенка ни чем не отличаются от тех же этапов развитии нормально развивающихся детей и наступают в один и тот же возрастной период. Наш опыт наблюдения может полностью подтвердить это утверждение.

Работу по данной методике следует начинать с определения целей и составления планов развития на конкретного ребенка. Важно представлять себе ребенка через 5, 10, 20 лет, его потребности, и поставить себе вопрос: что необходимо сделать сейчас для реализации этих целей.

Классические принципы Монтессори-педагогики не всегда выполнимы в работе с «особенным» ребенком и требуют некоторой трансформации.

Например основной принцип Монтессори –педагогики свободного выбора, заменяется на принцип один раз выбираешь ты, а один раз я выбираю для тебя.

Очень важно особое поведение Монтессори-терапевта в работе с детьми,  с ограниченными возможностями.

Также необходимо сказать, о подходе Монтессори-терапии к классическому Монтессори-материалу. Классический материал не всегда доступен нашим воспитанникам, в силу их ограниченных возможностей, поэтому материал требует адаптации для работы ребенка с ним. Поэтому возникла необходимость в изготовлении адаптированного материала, а для закрепления и усиления приобретенных детьми навыков и умений – дополнительного материала. Материал создается индивидуально, для каждого ребенка с особыми потребностями. Ниже будут приведены примеры адаптированного и дополнительного материала, созданных нами для конкретных детей, с учетом их интересов и возможностей. Данные материалы созданы под руководством фрау Андерлик и ее ассистента Дагмар Мартин.

Необходимо упомянуть об еще одном важном принципе в нашей работе. По мнению г-жи Андерлик, в работе с «особенным» ребенком необходимо придерживаться принципа «воспитание впереди развития», так как проблемы с поведением таких детей существенно тормозят их развитие, создает у окружающих неправильное представление о возможностях детей, вызывает негативную реакцию на самого  ребенка.

Особым поведением отличаются дети с трисомией 21, обладающие способностью «сканировать» человека и «подстраиваться», вести себя соответственно представления взрослого о себе.  Эту их способность необходимо обязательно учитывать в работе.

В работе с «особенным» ребенком следует вести видеозаписи занятий, чтобы иметь возможность увидеть себя со стороны(что я делаю, как я говорю, слышит, видит ли меня ребенок, интересен ли предложенный материал) показать коллегам, обсудить проблемы, возникшие в процессе работы.

В заключении мы можем констатировать, что работая в Центре содействия семейному воспитанию с детьми с ограниченными возможностями от 0 до 7 лет по Методу Лоре Андерлик, можем говорить об успешности применения этой технологии  в работе и с «особенными» детьми.

Результаты наблюдений 3х лет:

- положительное изменение в поведении детей;

- появилась мотивация к учебному поведению;

- стерлось проявление стереотипов;

- дети смогли почувствовать свой успех, что значительно повысило их

самооценку;

- 78 % детей из наблюдаемых групп успешно социализировались и обрели семью.

Таким образом, мы можем рекомендовать эту инновационную технологию у использованию другим учреждениям, работающими с детьми с «особыми» потребностями. Этот метод, по нашему мнению, является очень важным и актуальным для использования в России.

Также, своей статьей мы хотели бы попытаться изменить представление социума на «особенного» ребенка, помочь родителям, педагогам обрести веру в такого ребенка, не бояться быть «изгоями» в обществе (что часто слышим от родителями таких детей). Научить радоваться и гордиться достижениями своего Особенного ребенка.

Смотреть работу полностью

Теги:

Поделиться:

Оставить комментарий