Вы находитесь здесь: Главная > Работы конкурсов > «Актуальность патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Post Icon

«Актуальность патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Автор: Слащева Т. Н., воспитатель высшей квалификационной категории, Рожнова Л. В., воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ детский сад ОВ №46 «Вишенка» г. Старый Оскол

Актуальный вопрос воспитания у дошкольников патриотических чувств приобрел в настоящее время особое значение. В дошкольном учреждении необходимо создавать условия для воспитания патриотов, приобщая детей к культуре своего народа, знакомя с историей жизни наших предков, развивая духовность, воспитывая любовь ребенка к семейному очагу.

Родина, Отечество... В корнях этих слов близкие каждому образы: мать, отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Суть патриотического воспитания заключается в том, чтобы посеять, взрастить в детской душе семена добра, любовь к родному дому, истории и культуры страны.

Сколько всего поменялось в нашей жизни. А патриотизм? Может ли он стать другим? Мы не будем говорить о проблемах государства, пройдет много лет, когда наши потомки будут гордиться своей Родиной, и будут говорить с теплотой о людях, о нашей Отчизне.

Патриотизм надо воспитывать. А как? Патриотическое воспитание часто воспринимается как военно-спортивное. Возможно, детям необходимы спортивные игры, всевозможные ритуальные действия. Не зря же поднятие флага в любой стране - волнующая процедура не только для детей, но и для взрослых. Однако, основу патриотизма, тонкость и глубину на внешних эффектах не вырастишь.

Приобщение детей к культуре своего народа является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный патриотизм прививается ребенку с раннего детства, но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Знакомясь с окружающим миром, дошкольник постепенно впитывает ценности своей нации, культуры семьи, близких людей, которые определяют образ его мыслей и поведение. Благодаря осмыслению этих ценностей ребенок приобретает черты ментальной группы людей, к которой принадлежит по образу и социокультурному окружению, родословной и т. д. Постижение общечеловеческих ценностей и смыслов открывает перед ребенком смысл его собственной жизни, назначение в обществе и в своей семье.

Важно, чтобы ребенок тянулся к семейному очагу, смог отдохнуть физически и морально от «детского шума», смог убрать за собой, зная, что это его «крепость» где его любят и ждут и где найдет он не только увлекательное занятие, но и поддержку и защиту. Поэтому необходимо знакомить с историей, как жили наши предки, ведь самое безопасное место для человека - это его родной дом. Хоромина, домашний очаг, двор — где вместе жили несколько поколений — это для наших предков было самое главное - начало мира. В доме, как в крепости, человек оберегался от всякой опасности - шли ли они от недобрых людей или от злых духов, в существование которых верили как раньше, так и сейчас. Для защиты от врагов строили хоромину из толстых бревен. Чтобы уберечься от напастей, при постройке дома соблюдали множество правил: запрещалось применять бревна «буйных» деревьев, т.е. тех, что росли на перекрестках дорог, считалось, что такое дерево обязательно выберет момент и разрушит дом, загубив хозяйство. Перед началом строительства приносили в жертву домашнее животное. Часто под угол дома закладывали подкову - это должно дать людям благополучие. Двери и окна обрамляли рамой - резьбой, чтобы отпугнуть темные силы. Кровля венчалась коньком, резной головой коня, потому что конь связан со светлыми солнечными силами. Дом это Храм русского человека. Внутри дома находились разные священные предметы печь, стол, «красный угол» с полотенцем, расшитым магическими узорами. Печь - это жилище домашнего очага, к которому наши предки испытывали глубокое уважение, оскорблением считалось ругаться при огне. Выражение «Потухший очаг» и сегодня означает угасшую семейную жизнь. Дом был подобием человека: бревенчатый фронт - лоб или лобище, выемка в стропилах - уши, окна - око. От родного дома начинались все жизненные пути человека, к нему они и возвращались. Не случайно с домом связано много пословиц, загадок, стихотворений.

Воспитывая любовь к родному очагу мы воспитываем интерес к семейным обрядам и традициям. Это тоже система хозяйственного труда и рукоделия, искусство традиционной кухни, убранства, костюма, песни, пляски, сказки. Они связаны с обычаями жизненного цикла: рождение ребенка, его воспитание с обязательным учетом половозрастных особенностей - крестины, свадьбы и т. д. Все перечисленные обряды - это школа семейной этики и психологии с ее уроками любви, доброты, заботы, долга, мудрости, терпения, милосердия. Это народная философия особой ценности каждого этапа в жизни человека - детства, материнства, отцовства, достойной старости. Велика и награда каждому, кто освоил семейную педагогику, выработанную народом: понимание нравственного смысла жизни как ответственности перед предками и потомками.

Очень важно донести до дошкольников и сохранить историческое героическое прошлое народа. Народная память на каждом историческом этапе и оценка его с точки зрения значимости для жизни Отечества содержится в названии городов, морей, площадей, улиц. Эти память и оценка запечатлелись и в особых именах Александр Невский, Дмитрий Донской, урочище в честь княгини Ольги, Берингов пролив, а также в летописи, преданиях, сказаниях солдатских песен. Понимание народом самого главного в своем характере - ощущение силы духа, отражены в эпических образах богатырей - заступников. Народные исторические идеалы особенно полно выражены в культурном зодчестве, в памятниках архитектуры, которые не случайно называют «деревянной или каменной книгой», где отражается народная философия истории. Вечная память о предках, строивших и защищавших Отечество, создававшее его духовное наследие, и напоминание о нравственном долге потомков любить и беречь свою Родину. Таковы, например Храмы Василия Блаженного, Покров Пресвятой Богородицы, Казанской иконы Божьей Матери. Знакомим с людьми , которые уже издавна занимаются профессиональным трудом - это воины и монахи, ученые архитекторы, художники, композиторы, космонавты... не перечесть сыновей и дочерей родной земли, имена которых навечно ушли в народную память.

Патриотическое воспитание не исчерпывается содержанием отечественной культуры, развить интерес и чувство гордости за соотечественников доверено нам в доступной для дошкольников форме.

Список используемой литературы

1.​ Андреева Н. Ф. «Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ // Управление ДОУ. - №1. – 2005.

2.​ Газзаева З. Ш., Абрамочкина О. Ю. Воспитание ценностных ориентиров личности дошкольника.// «Управление ДОУ». – .№ 7 - 2010.

3.​ Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста: // «Управление ДОУ». – №8–2006.

4.​ Наследие. И быль и сказка.: пособие по нравственному воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе традиций отечественной культуры./ Е. В.Соловьёва, Л. И. Царапенко – М.: Обруч.

5.​ С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитания в ДОУ. / Под ред. Л. А.Кондрыкинской. – М:ТЦ Сфера, 2005.

Поделиться:

Оставить комментарий