Вы находитесь здесь: Главная > Работы конкурсов > Аналитический отчет учителя — логопеда
Post Icon

Аналитический отчет учителя — логопеда

Автор: Хромова Наталья Васильевна, учитель-логопед, первая квалификационная категория, МКДОУ детский сад «Солнышко» комбинированного вида

Добрый день, уважаемые члены аттестационной комиссии. Я Хромова Н.В. представляю вашему вниманию аналитический отчет за период работы с 2012 по 2014 год. (слайд №2)

Цель моего аналитического отчёта – самооценка профессиональной деятельности за период работы.

В последние годы, по данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути развития каждого ребёнка данной категории. Не случайно, в федеральном государственном стандарте дошкольного образования речевое развитие выделено в отдельную образовательную область, включающую в себя задачи, представленные на слайде:… (слайд №3)

Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приёмов

​ предотвращает утомление детей,

​ поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность,

​ повышает эффективность логопедической работы в целом.

Одной из технологий, которые могут быть использованы в ходе формирования ключевых компетентностей детей дошкольного возраста, является педагогическая технология, основанная на теории решения изобретательских задач. (слайд №4)

Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребенок устанавливает обобщенные алгоритмы организации творческой деятельности. Благодаря этой теории дети учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности.

Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР путем использования методов и приемов технологии ТРИЗ».

Познакомится с предметом, объектом и целью исследования, можно глядя на следующий слайд. (слайд №5)

В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования, обратите внимание на следующий слайд (слайд № 6)

Решая поставленные задачи, были выявлены основные причины и факторы, влияющие на состояние развития речи детей. (слайд №7)

Анализ причин речевых нарушений помогает мне разграничить «первичные» речевые расстройства, связанные с поражением или дисфункцией речевых механизмов, от «вторичных», наблюдаемых у детей с сенсорными дефектами, и с заболеваниями центральной нервной системы.

Изучен опыт работы использования методов и приемов педагогической технологии ТРИЗ в образовательной деятельности дошкольников.

Цель, которую ставит перед собой ТРИЗ – развитие системного мышления и творческого воображения, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности; обеспечение умения работать с любыми информационными потоками, систематизировать, классифицировать и преобразовывать объекты и явления окружающей действительности, решать проблемы. Исходя из этого, ТРИЗ ориентируется на следующие основные направления развития – (слайд №8)

Воображение детей с ОНР находится на недостаточно высоком уровне. А, следовательно, не умея фантазировать, придумывать, воображать, дети не справлялись и с такими заданиями, как составить рассказ по заданному началу, придумать сказку, составить рассказ по картине, придумать, что было до того, после того, что изображено на картине.

Свою работу в данном направлении я начала со специальных несложных заданий и приёмов, направленных на:

​ активизацию интеллектуальной и творческой активности,

​ развитие наглядно – образного мышления,

​ на формирование способности к преобразованию готовых образов (нетрадиционное рисование);

​ упражнения для формирования способности к словесному творчеству (предлагаются словесные игры, выполнение простейших заданий с символами, схемами, макетами);

Эти задания легко трансформируются под любую лексическую тему. Задания берутся в системе т.к. необходимо, чтобы одна и та же интеллектуальная операция отрабатывалась на занятиях многократно, постепенно усложняясь. В этом помогают игры и упражнения представленные на слайде (слайд №9).

Наиболее успешно в работе с детьми логопедических групп использую следующие методы и приемы развития творческого воображения:

​ Метод фокальных объектов

Начинается работа по переносу признаков с одного объекта на другой. Детям предлагается "подарить" свойства этого предмета рассматриваемому объекту.

​  Мозговой штурм

С детьми мозговой штурм может возникнуть незапланированно, при решении какой-либо задачи (бытовой или сказочной), во время игры – занятия, при обсуждении какого-либо поступка, случая или события из художественного произведения. Например, как спасти репку, если летом выпал снег? Особенность проведения мозгового штурма с детьми в том, что они сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи, анализируют их (что хорошего и что плохого в них, какую идею можно реализовать наиболее быстро и легко и т.д.).

​  Морфологический анализ

​  Метод контрольных вопросов

​ Синектика

Применение этого метода: учить детей менять точку зрения на обычные объекты: видеть в незнакомом – знакомое, в привычном – чуждое.

​ Метод гирлянд и ассоциаций

Использование методов развития творческого воображения в коррекционной работе позволяет обогатить и активизировать словарный запас детей, в более короткие сроки помогает сформировать лексико-грамматический строй, делает работу со словарём более увлекательной, стимулирует речевое творчество детей.

К числу важнейших задач логопедической работы относится формирования связной речи дошкольников. Связная речь – это речь содержательная, логичная и последовательная. У детей с общим недоразвитием речи, отмечаются значительные трудности при описании объектов окружающей действительности, для детских высказываний характерно беспорядочное перечисление признаков предмета, незавершенность микро тем, отсутствие последовательности изложения, наличие лексических затруднений.

Работа в этом направлении условно разделена на следующие этапы, которые вы можете увидеть на слайде №10.

I.​ Подготовительный этап – предварительная работа по двум линиям:

​ Интеллектуальное развитие, развитие мышления;

​ Речевое развитие: развитие понимания речи, обогащение лексики, формирование грамматических категорий, исправление произношения.

II.​ Начальный этап – овладение диалогической речью при частичном слиянии обоих процессов: развития мышления и речи.

III.​ Основной этап – формирование монологической речи: обучение рассказыванию (пересказу, составлению рассказов

Используя методы формирования навыков речевой творческой деятельности я добиваюсь положительных результатов в формировании связной речи детей.(слайд №11)

В коррекционно-педагогической работе различные «модельные ряды» играют важную роль. Наглядное моделирование облегчает детям с ОНР овладение связной речью, т.к. использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей; приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации; дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Обобщенные модели использую при обучении детей составлению загадок, рифмованных текстов, описательных рассказов, рассказов по картине, по серии сюжетных картинок. .(слайд №12)

Результаты диагностики показали, что использование методов данной технологии, значительно повысили уровень связной речи детей. Так же в ходе наблюдений, я отметила, что дети стали более общительными, не боятся высказать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни. Это, в свою очередь, даёт положительные результаты при подготовке этих детей к обучению в общеобразовательной школе. (слайд № 13)

Дети научились составлять интересные сказки, сочинять стишки, составлять описательные рассказы по игрушкам, по сюжетным картинам, по серии картинок. ТРИЗ помог развить фантазию и логическое мышление детей, научил их понимать суть происходящих процессов, обогатил круг представлений, увеличил словарный запас, сформировал связную речь.

И это еще не все. ТРИЗ снимает чувство застенчивости, замкнутости, робости: маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации, самостоятельно находить оригинальные решения.

Нетрадиционные формы работы в детском саду не отрицают традиционные, а их совершенствуют, модернизируют, дополняют. И созданы они в данный момент в соответствии с требованиями времени. Что соответствует задачам, поставленным на государственном уровне. Когда используешь в своей работе что – то новое, интересное – увлекаешься сам, а соответственно и увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый видимый результат – это интересно и увлекательно вдвойне.

Работу по данной теме планирую продолжать и в дальнейшем.

(слайд №14).

Спасибо за внимание!

СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

Теги: ,

Поделиться:

Оставить комментарий