Вы находитесь здесь: Главная > Фестивали > Авторская программа «Ложкари»
Post Icon

Авторская программа «Ложкари»

Автор: Слепоченко В. В., музыкальный руководитель высшей квалификационной категории МБДОУ  "ЦРР-детский сад № 63"

  1. Объяснительная записка

Исполнительство на детских музыкальных инструментах является важным видом деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания детей в дошкольных учреждениях на ряду с пением, слушанием музыки, музыкально-ритмическими движениями. Музыка - это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое предоставляет ни с чем не сравнимые возможности для развития творчества человека, в особенности в дошкольном возрасте.

Программа воспитания и обучения в д/с ставит задачи развития музыкально-творческих способностей дошкольников в пении, в танцах и играх, определяет репертуар для песенного и танцевального творчества. Тем не менее в ней не представлен репертуар для игрового творчества., хотя игра на детских музыкальных инструментах - наиболее доступная и интересная детям деятельность.

Исходя из этого мы разработали интегрированную программу по формированию восприятия музыки через игру на народных инструментах «Ложкари» для детей 6-7 лет. Данная интегрированная программа является программой дополнительного образования, предназначена для организации дополнительных образовательных услуг в дошкольных учреждениях и направлена на развитие музыкально-творческих способностей детей, вовлечение дошкольников в сферу музыки. Работа по данной программе вносит разнообразие в музыкальное воспитание, помогает развитию музыкальной памяти, тембрового восприятия, ритма, выработке исполнительных навыков, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу детей.

Цель: развитие интереса к музыке, правильное восприятие её содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с музыкой и желание активно проявлять себя в этой сфере.

Игра в ансамбле «Ложкари» предполагает использование различных русских инструментов (ложки, бубенцы, треугольник, колокольчики и др.), стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления дошкольников, повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии, помогает преодолеть неуверенность, робость, сплачивает детский коллектив.

В программе выделяются следующие направления работы:

  • знакомство детей с приемами игры на ложках;

  • освоение техники игры, ритмическая тренировка;

  • выступления на праздниках, в концертах, развлечениях.

Настоящая программа апробировалась в течении трех лет в МБДОУ № 63 г. Магадана и может быть рекомендована всем тем, кто стремится творчески и интереснее организовать работу по музыкальному воспитанию детей в детском саду.

Структура программы:

  1. Объяснительная записка

  2. Задачи обучения

  3. Содержание програмного материала

  4. Требования программы к концу учебного года

  5. Календарно-тематическое планирование

  6. Оборудование предметной среды

  7. Литература для педагогов

  8. Учебно-методические приложения

  1. Задачи

  1. Формировать интерес к игре на ложках; русских народных инструментах;

  2. Воспитывать уважение к традициям и обычаям русской старины;

  3. Развивать музыкальные способности: чувство ритма, звуковысотный и тембровый слух;

  4. Развивать творческую активность и художественный вкус;

  5. Прививать интерес к коллективному музицированию;

  6. Развивать чувство товарищества, взаимопомощи, дисциплинированности;

3. Содержание программы:

  1. квартал:

Знакомство с техникой игры на ложках; Обучение начальным приемам игры на ложках, Муз.произведения: «Из-под дуба» р.н.,

«Ой, блины» р.н.,

«В хороводе были мы» р.н.,

«Во кузнице» р.н.,

«На горе- то калина» р.н.,

«Полянка» р.н. Муз.дид.игры:

«Оркестр»,

«Музыкальное эхо».

Выступление ансамбля

« Русские посиделки» (развлечение).

  1. квартал:

Продолжать обучение следующим приемам игры. Осваивать синхронность движений. Муз.репертуар: «Ах,*вы сени» р.н.

«Лиса по лесу ходила» р.н.

«Вдоль по улице метелица » р.н.

« Как у наших у ворот» р.н.

«Жил-был у бабушки серенький козлик» р.н. Выступление ансамбля на развлечении «Колядки».

  1. квартал:

Обучение последующим приемам игры на двух и трех ложках, комбинировать различные

приемы игры на ложках в разной последовательности. Муз.репертуар: «Ах ты.береза» р.н.

«Коробейники» р.н.

«Во саду ли, в огороде» р.н.

«Калинка» р.н.

«Где был, Иванушка» р.н.

«Барашеньки» р.н.

Выступление на,развлечениях: « Масленница», «Весенняя ярмарка», «Волк и семеро козлят» (муз.сказка) и др.

  1. Требования программы к концу учебного года:

  • Знать приемы игры на двух ложках и уметь ритмично воспроизвести знакомую попевку.

  • Уметь играть в одном темпе, одновременно начинать и заканчивать муз.произведения.

  • Держать ложки одинаково на одном уровне.

  • Знать приемы игры на трех ложках.

  • Уметь слушать друг друга, определять на слух допущенные ошибки, анализировать их.

  1. Требования программы к концу учебного года:

Содержан Кол-во занятий

  1. Знакомство с историей расписной ложки,

с приемами игры на ложках (исполняют взрослые) 1

  1. Обучение начальным приемам игры (1,2) 1

  2. Ритмическая тренировка 1

  3. Знакомство детей с инструментами, которые

будут звучать в ансамбле 1

  1. Обучение приемам игры (3,4,5) 2

  2. Ритмическая тренировка 2

  3. Соединение игры на ложках с пением 2

  4. Знакомство и разучивание музыкального

произведения, исполняемого ансамблем ' 2

  1. Обучение приёмам игры (6,7,8,9)

  1. Обучение игре на трёх ложках 1

  2. Обучение приёмам игры (10,11) 1

  3. Ритмическая тренировка, импровизация 2

  4. Использование различных приёмов игры на

ложках в разной последовательности 2

  1. Знакомство с партиями. Индивидуальное разучивание

партий с последующим соединением в ансамбль 2

  1. Обучение игре на трёх ложках (1,2,3) 2

  2. Ритмическая тренировка, импровизация 2

Отчётный концерт

Выступления ансамбля «Ложкари»

  • развлечение «Русские посиделки»

  • развлечение «Калядки»

  • развлечение «Масленница»

  • утренник «Весенняя ярмарка»

  • утренник «Концерт для мам»

  • развлечение «Концерт для детей»

Отчётный концерт

  1. Пособие:

Инструменты:

а) ударные (ритмические): деревянные ложки,треугольник,
каракасы,бубен, барабан;

б) мелодические: металлофон, колокольчики, ксилофон;

в) пневматические язычковые: гармоника, баян, аккордеон.

Репертуар:

Русские народные: «На горе-то калина» «Из-под дуба» «Ой, блины» «Полянка» «Ах, вы, сени» «Лиса по лесу» «Скок- скок» «Кузнецы»

«Вдоль по улице метелица»

«Ах, ты, берёза» г

«Коробейники»

«Во саду ли в огороде»

«Калинка»

«Где был, Иванушка»

«Жил был у бабушки серенький козлик»

«Как по лесу»

7. Использ уемая литерат ура:

  1. С.Булей «Детский оркестр»

  2. Н.Ветлушна «Оркестр в детском саду»

  3. Н.Кононова «Ансамбль ложкарей» - в кн. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах, М., Просвещение, 1990 г.

  1. Г.Срибная «Методика работы с ансамблем ложкарей»- в журнале «Дошкольное воспитание» №5-1996 г.

  2. Программа «Музыкальный фольклор, как средство развития музыкальных способностей у детей»- в журнале «Дошкольное воспитание» -№9 -1994 г. <•

  3. А.Бороздинов «Обучение игре на детских музыкальных инструментах» - в журнале «Детское воспитание» №9 - 1991 г.

8. Учебно методическое приложение:

1. Приёмы игры на двух ложках:

  1. й приём: Ударять одной ложкой о другую (цоканье).

  1. й приём: Скользящие удары ложкой о ложку (маятник).

  2. й приём: Обе ложки в правой руке, удары по руке.

  3. й приём: Обе ложки в правой руке, удары по колену.

  4. й приём: Обе ложки в правой руке, удар по колену, удар по руке.

  5. й приём: Ложки между коленом и ладонью левой руки.

  6. й приём: Ударять ложками по ладони левой руки и по колену соседа.

8-й приём: Ударять ложками, которые держать в правой руке по ладони левой руки и по плечу соседа слева.

9-й приём: Ударять ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо.

  1. й приём: Удар ложками по колену, удар ложками по локтю левой руки.

  2. й приём: Глиссандо по коленям.(Скользящие удары по коленям).

  1. Занятие:

Знакомство с партиями (разл. муз. инструм.) Тема:

Индивидуальное разучивание партий с последующим соединением в ансамбле р.н. «Калинка». Цель:

Учить играть в одном темпе, одновременно начинать и заканчивать, чередовать приёмы игры на ложках на каждую муз. фразу, вырабатывать исполнит, навыки, выразительность. Соединить игру на ложках с пением, танцевальными движениями, другими инструментами.

  1. Занятие:

Знакомство с музыкальным произведением, которое будет исполняться ансамблем

Тема:

«Вдоль по улице метелица» р.н.

Цель:

Определить характер, громкое и тихое звучание, закрепление ритмического рисунка, разбор партий с каждой группой музыкальных инструментов и последующее соединение этих партий для совместной игры. Развивать самостоятельность и ответственность.

Поделиться:

Оставить комментарий