Вы находитесь здесь: Главная > Работы конкурсов > Балет – сказка П. И. Чайковского. Конспект НОД для старших дошкольников «Щелкунчик»
Post Icon

Балет – сказка П. И. Чайковского. Конспект НОД для старших дошкольников «Щелкунчик»

Автор: Гежина Юлия Сергеевна, музыкальный руководитель, высшая квалификационная категория, МБДОУ д/с №4 г. Ставрополь

Цель: Развивать у детей умение слушать и понимать классическую музыку.

Задачи:

1. Развивать творчество, музыкальный слух, память детей.

2. Формировать правильную осанку у детей при исполнении ритмических движений.

3. Воспитывать умение во время беседы о музыке внимательно слушать собеседника, дополнять его ответ.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Видео аппаратура.

Музыкальный центр.

Видео диск с мультфильмом «Щелкунчик».

Видео с фрагментами из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»

Флэш - карта с музыкой из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».

ЛИТЕРАТУРА:

Э. Гофман, сказка «Щелкунчик».

Интеграция с областями:

1. Художественно - эстетическое развитие.
2. Речевое развитие.
3. Познавательное развитие.
4. Физическое развитие.
Муз. рук.: Звучит «Вальс Цветов» П.И.Чайковского. Дети парами входят в зал. Садятся на свои места.

Вместе с музыкой хорошей

К нам приходит волшебство.

Осторожней, осторожней…

Не спугнуть бы нам его…

Муз. руков.: А вы знаете, ребята, что в новогоднюю ночь происходят чудеса? Сказочные герои оживают. Одна из таких новогодних ночей описана в знакомой вам сказке. Какая это сказка?

Дети: Эта сказка называется «Щелкунчик».

Муз. руков.: Ребят, кто написал музыку к сказке Э.Гофмана «Щелкунчик»?

Дети: Музыку сочинил П.И. Чайковский.

Муз. руков.: Правильно. П. Чайковский – великий русский композитор. Он написал много произведений для детей, потому что очень любил детей. Его музыка красивая, добрая. Чайковский очень любил сказки. На сюжет сказки «Щелкунчик» он сочинил балет.

Муз. руков.: Ребята, что такое балет? Кто может сказать?

Дети: «балет»- это спектакль, в котором соединяются музыка и танец.

Муз. руков.: Да, ребята. В балете никто не разговаривает, не поет. Там только танцуют под музыку. Но артисты так хорошо танцуют, что все о чем рассказывается в сказке, становится понятным.

Ребята, а вы помните, о чем наша сказка «Щелкунчик»? Кто такой Щелкунчик?

Дети: Щелкунчик- это деревянная игрушка.

Муз. руков.: А почему его называют Щелкунчиком?

Дети: Потому что он умеет щелкать орехи.

Муз.руков.: А что же случилось с этим игрушечным человечком и другими героями сказки в новогоднюю ночь? Давайте вспомним.

«Девочке Мари на Новый год подарили интересную игрушку – Щелкунчика… Кто продолжит рассказывать?

Дети: «…Она очень обрадовалась этому подарку. Взяла в руки Щелкунчика и стала бегать, прыгать вокруг ёлки. Другие дети взяли свои игрушки и тоже стали веселиться.»

Муз.руков.: Послушайте, как П.И. Чайковский передает в музыке настроение Мари и других ребят. Мы с вами уже слушали эту музыку. Может кто- то вспомнит как она называется? Слушайте внимательно.

(Звучит «Марш» из балета)

Муз. руков.: Как называется этот музыкальный фрагмент и какого характера музыка?

Дети: Это марш. И звучит он весело, задорно, шутливо и радостно. Музыка торжественная и сказочная.

Муз.руков.: Послушайте, как меняется музыка в средней части марша.

(Звучит средняя часть марша)

Дети: Музыка звучит быстрее. По характеру она тревожная, настороженная.

Муз.руков.: Правильно ребята. Музыка готовит нас к тому, что героев ждут опасные приключения. Скажите, а какие вы слышите в музыке музыкальные инструменты?

Дети: Марш исполняют трубы, скрипки.

Муз.руков. Молодцы, ребята. А что же дальше произошло в сказке? Кто помнит?

Дети: Когда закончилось общее веселье, дети пошли спать. А девочке Мари спать не хотелось. Она взяла в руки Щелкунчика и стала петь ему колыбельную.

Муз. руковод.: Ребята, а что такое «колыбельная»?

Дети: Это песня, под которую засыпают.

Муз. руков.: Подойдите ко мне поближе и послушайте песню П.И. Чайковского.

(Звучит Колыбельная из балета)

Муз. руков.: Какая по характеру музыка в колыбельной?

Дети: Музыка добрая, ласковая, мягкая. Она звучит медленно и спокойно .

Муз. руков.: правильно, ребята. Если вы устали – присядьте на свои стульчики. (дети проходят на места) Колыбельная песня так понравилась Щелкунчику, что он решил рассказать Мари свою историю. Что же рассказал Щелкунчик?

Дети: Он сказал, что его заколдовала королева мышиного царства- Мышильда, превратив его в игрушку. А спасти его может победа над мышиным королем.

(звучит марш мышиного войска)

Муз. руков.: Слышите? Что это? Что случилось?

Дети: Это появился мышиный король со своим войском.

Муз. руков.: А как вы догадались? Какая звучала музыка?

Дети: Музыка таинственная, сначала она тихая, но потом становится громче и громче. Музыка по характеру злая.

Муз. руков.: Почему музыка злая?

Дети: Потому что мышиный король злой. И чем ближе подходит войско, тем громче и страшней становится музыка.

Муз.руков.: Но смелый Щелкунчик не испугался мышей. Он вступил с ними в бой. А помогали ему все игрушки с елки: и солдатики, и куклы, и зайцы, и лошадки… Ребята, кто победил в сражении?

Дети: Победил Щелкунчик со своими друзьями.

Муз.руков.: Мы сейчас все вместе посмотрим это сражение.

(дети смотрят фрагмент из мультфильма «Щелкунчик»)

Муз.руков.: После гибели мышиного короля произошло чудо: Щелкунчик превратился в красивого принца, а Мари стала сказочной принцессой. Они взялись за руки, и пошли в королевство, где жил принц. Все жители королевства были рады возвращению Мари и принца. А кто был важным гостем на этом празднике? Послушайте музыку, она вам подскажет.

(звучит «Танец феи Драже»)

Дети: На празднике появилась фея Драже.

Муз. руков.: А как вы догадались?

Дети: Потому что музыка звучала волшебная, сказочная, нежная. Она вся будто звенит и переливается.

Муз. руков.: Ребята, а какой инструмент исполняет танец феи Драже?

Дети: Этот музыкальный инструмент челеста.

Муз. руков.: Правильно ребята. Это французский музыкальный инструмент, очень похожий на фортепиано, но у него нежный, звенящий звук, как у колокольчиков. Благодаря этому танец звучит изящно и сказочно. Но что же произошло дальше?

Дети: Под действием этой волшебной музыки принц и Мари захотели превратиться в маленький изящных бабочек и кружиться над цветами. Давайте мы с вами превратимся в бабочек и полетаем над цветочной поляной в ритме вальса.

(дети исполняют вальс под музыку «Вальс цветов» П.И. Чайковского)

Муз. руков.: Сегодня на нашем занятии, мы вспомнили замечательную сказку Э.Гофмана «Щелкунчик» и послушали красивую музыку П.И. Чайковского. Скажите, кто из героев сказки вам больше всех понравился? И почему?

Дети: Мне понравилась Мари, потому что она добрая и смелая, помогла Щелкунчику победить мышиного короля.

-А мне понравился храбрый Щелкунчик, не испугавшийся злого короля.

-Но если бы у Щелкунчика не было столько верных друзей, он бы не смог победить мышиного короля.

Муз. руков.: Правильно, ребята. Дружба помогает нам совершать великие дела и подвиги. Я желаю вам всегда быть добрыми, отзывчивыми и дружными. Наше занятие закончилось. До свидания.

(Звучит «Вальс цветов», дети выходят из зала).

Теги:

Поделиться:

Оставить комментарий