Вы находитесь здесь: Главная > Доклады, консультации > Дидактические игры и игровые упражнения, как метод формирования культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников
Post Icon

Дидактические игры и игровые упражнения, как метод формирования культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников

Автор: Маркелова Анастасия Александровна, воспитатель I квалификационной категории МАДОУ №43 г. Кеемерово

 

Педагоги рассматривают ранний возраст как начальное звено в
единой системе непрерывного образования (воспитания). У малышей
активно формируются первые элементарные представления о хорошем и
плохом, закладываются основы культурно-гигиенических навыков и
навыков поведения, формируются добрые чувства к окружающим их
взрослым и сверстникам, то есть закладываются основы физического,
психического, личностного развития ребенка.
Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, и
успешное формирование навыков должно происходить через игру [2, c.
45].
Одной из форм работы с детьми младшего дошкольного возраста
является дидактическая игра, которая может помочь взрослым
сформировать у детей гигиенические навыки. Дидактические игры очень
важны для умственного, нравственного, эстетического, а так же
физического воспитания ребенка, которое включает в себя, не только
развитие физических качеств, но и культурно – гигиенических навыков.
На них воспитатель имеет возможность систематически, постепенно
усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные
сведения, формировать умения и некоторые важные качества. В игре
ребенок незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые
взрослый считает необходимым ему дать.
Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры
поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела,
прически, одежды, обуви, они продиктована не только требованиями
гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать,
что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них
проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том,
что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей
внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими
людьми.
Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет
этический аспект – ведь поведение за столом основывается на уважении к
сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет
важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному
поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания ивыполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм
поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и
взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо
стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для
них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно
совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению
элементарных правил: самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их
до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться
индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта,
следить, чтобы все вещи содержались в чистоте.
Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков
необходимы следующие условия [3, c. 46]:
1. Организация привлекательной и удобной для выполнения
действий и заданий среды.
2. Разделение осваиваемых действий, следующих в строго
установленном порядке, на ряд операций, что способствует более
быстрому созданию прочных динамических стереотипов.
3. Повторность дидактических игр - многократные упражнения
детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения
(особенно на начальном этапе обучения).
4. Индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его
развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками.
5. Контроль над освоением навыков (наблюдение за детьми,
мониторинг детского развития).
6. Безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и
культурных требований.
7. Создание положительного эмоционального настроя у детей во
время игры.
8. Важным является и культура проведения игр с детьми
(эстетика и подбор материалов).
9. Применение технических средств обучения (магнитофон,
фильмоскоп, видеомагнитофон, подборка видеокассет и аудиокассет,
телевизор).
10. Правильная организация дидактических игр с учетом
возрастных (подбор мебели по росту) и индивидуальных особенностей
детей (длительность не более 10 минут, использование динамических
минуток, оказание помощи и др.)
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг
задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд
педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ,
упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр,
систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правилагигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от
дошкольников точного и четкого выполнения действий, из правильной
последовательности.
Однако для более успешного формирования и закрепления навыков
гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать
словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов
по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные
картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей
педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических
навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме
дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений.
Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре,
труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются
некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и
литературные сюжеты “Мойдодыр”, “Федорино горе” и др. На их основе можно
разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения
по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообраз
ных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима
можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.
Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое
значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно
помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к
подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом [1, c. 78].
Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать
детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если
они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было
интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал
значительно опрятнее и т.д.).
Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей,
воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная
культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы
необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного
физического и гигиенического развития.
Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического
воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает
гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником,
няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять
гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы
взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.
Основные методические приемы формирования культурно-
гигиенических навыков [4, c. 59]:
- показ выполнения каждого элементарного действия и их;
- подробное объяснение каждого движения и их
последовательности;- совместные действия взрослого с ребенком (это необходимо, для
более четкого и правильного усвоения детьми каждого из навыков);
- многократное повторение одних и тех же действий в определенной
последовательности;
- процесс обучения должен быть доступным, интересным и
увлекательным;
- на начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем
случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять
осваиваемые действия – это позволит сохранить у них положительно -
эмоциональный настрой;
- эффективное использование приема поощрения;
- использование художественных образов («Девочка чумазая»
А.Барто, «Ревушка» А.Барто, «Вовка-добрая душа» А.Барто и др.;
- использование дидактических игр (Например, кукла Катя пришла в
гости, ее надо напоить чаем, а перед тем, как сесть за стол мы должны
вымыть ей руки).
Дидактическая игра – это специально организованная взрослыми
игра, проводимая в определенный промежуток времени, способствующая
развитию восприятия детей, формированию умений, навыков и важных
качеств, а также сообщающая детям доступные им сведения.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают
умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме,
сами находят решения, преодолевая при этом трудности.
Для успешного освоения малышами разнообразных навыков,
например при одевании, раздевании и умывании, целесообразно включить
в игру куклу. Играя с куклой и выполняя при этом определенные
действия (одевая, купая, укладывая спать, умывая, кормя и др.), дети
быстрее научатся выполнять эти действия сами. По мнению А.Н.
Фролова, игры с куклами, выдвигают широкие возможности для
ориентировки детей в разнообразных формах и установках социальной и
трудовой жизни. «Кукла для ребенка – человек, член коллектива
маленьких людей, живущих своей жизнью» [4, c. 89]. Играя в куклы,
обслуживая их, дети приобретают ряд навыков, связанных с повседневной
бытовой, трудовой жизнью, для них наиболее близкой и понятной,
навыков, к которым мы их подводим в первую очередь, которые они
закрепляют в игре и из которых каждый требует сотрудничества языка.
Дидактические игры с куклой по воспитанию культурно –
гигиенических навыков проводятся на разные темы: игры по обучению
детей умению пользоваться предметами личной гигиены; по
формированию навыков раздевания, одевания, умывания и вытирания; по
формированию навыков культуры еды и правил поведения за столом.Прививая положительные привычки ребенку, мы помогаем
сформировать черты характера. Усваивая, при помощи взрослого
определенные способы поведения ребенок привыкает поступать в
соответствии с этими нормами задолго до того, как сможет осознать их.
Так, например, навыки и привычки самообслуживания – основа для
воспитания трудолюбия как черты характера. Воспитывая у ребенка
привычку, поддерживать порядок в игровом уголке и в своих вещах,
взрослый тем самым закладывает основу для формирования таких черт
характера, как аккуратность, опрятность, вежливость, отзывчивость.
Привычки, приобретенные ребенком, сохраняются длительно и
становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Многие из
них, складываясь в дошкольном возрасте, остаются на всю жизнь.
«Посеешь привычку – пожнешь характер» [5, c. 115].
Таким образом, можно сделать следующий вывод: в процессе
активного участия детей в дидактических играх с куклой, благодаря
созданию благоприятных условий и использованию разнообразных
методических приемов, у детей младшего дошкольного возраста можно
успешно сформировать культурно-гигиенические навыки.Литература
1. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: пособие для
воспитателей детского сада / А. К. Бондаренко. — М.: Просвещение, 2010. —
176с.
2. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для
воспитателя дет.сада. (В.В.Гербова, В.Г.Казакова, И.М.Конова и др. Под ред.
Г.М.Ляминой. М.: «Просвещение», 2012. 224с., ил.
3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: пособие
для воспитателей детских садов / Е. В. Зворыгина [и др.]; под ред.
С. Л. Новоселовой. — 4-е изд. М.: Просвещение, 2010. — 144с.
4. Фролова, А. Н. Игры-занятия с малышами / А. Н. Фролова. — Киев:
Рад. Шк., 2010. — 144 с.
5. Хилиль А. Ю. Дидактическая игра как средство формирования
культурно-гигиенических интересов детей 2-3 лет. - Москва, 2011. - 23 с

Поделиться:

Оставить комментарий