Вы находитесь здесь: Главная > Работы конкурсов > Дидактические игры по музыке
Post Icon

Дидактические игры по музыке

Автор: Ямпольцева Ольга Васильевна, Музыкальный руководитель, высшая квалификационная категория, МДОУ «ЦРР – детский сад № 108 «Гнездышко» г. Вологда

«МАМЫ И ДЕТИ»

( для младшей группы)

 

Задача: различать низкий и высокий звук, воспроизводить их, контролировать себя слухом.

Пособия: 5 больших карточек (12/13), 20 маленьких карточек (6/9). На больших карточках изображены: гусь, утка, ворона, курица. На маленьких- гусёнок, утёнок ,воронёнок, цыплёнок, каждого по 5 штук. Большие карточки находятся у музыканта, маленькие- у детей.

Ход игры:

Муз. Рук. (показывает карточки):

«В одном дворе жили курочка с цыплятами, гусь с гусятами и т.д. Но однажды подул сильный ветер, такой сильный, что птицы - мамы потеряли своих детей. Первая стала звать своих детей мама уточка поёт на нотке (до1): «Кря-кря! Где мои утятки, милые ребятки?»

Те дети, у которых на карточках нарисованы утята поют высокими голосами на нотке ( до2):»Кря-кря, мы здесь!» Музыкальный руководитель собирает карточки с утятами.

Муз. Рук: «Обрадовалась уточка, что нашла своих детей».

Потом так же ищут своих деток мама-курочка и т.д.

 

«Кто позвал»?

Задача: учить детей различать тембры голосов.

Пособия: водящему даётся красивая палочка 40 см.

Ход игры:

Муз. Рук. объясняет, что все идут под музыку в одну сторону- вправо, а ведущий- влево. С окончанием музыки все останавливаются, а ведущий выходит на середину и закрывает глаза.

Муз. Рук. «Кто позовёт тебя- скажи и палочкой нам покажи».

Кто-то из детей по указанию музыканта, громко называет имя водящего ребёнка. Водящий должен, не открывая глаза, назвать имя того ребёнка, который его позвал; затем открыть глаза и показать палочкой на него. Затем водящий подходит к этому ребёнку и отдаёт ему палочку. Новый ребёнок становится водящим, игра начинается с начала.

 

«Ходить - бегать»

Задача: учить детей различать простейшие ритмы (ходьба – бег).

Пособия: бубен.

Ход игры:

(дети располагаются свободно по залу)

Муз. Рук: «Сегодня мы будем играть в игру «Ходим – бегаем». Что вам нужно делать подскажет бубен. Если я буду играть вот так (играет чёткий ритм на бубне), то вам нужно идти ко мне; а если я буду играть вот так (трясёт бубном), то вы будете убегать от меня».

Дети остаются на месте, а музыкант уходит к противоположной стене и играет на бубне марш. Дети идут к ней. Затем она играет бег – дети убегают от неё, а она, как будто, пытается их поймать. Затем игра повторяется.

Примечание: Во время игры музыкант не должен играть только на бубне и молчать. Необходимо найти игровой контакт с детьми и придать игре живой характер.

 

 

 

«Чудесный мешочек».

 

Задача: различать тембр музыкальных инструментов и показывать способы игры на них.

Пособия: красивый мешочек, в нём музыкальные инструменты: деревянные ложки, маракас, колокольчик, бубенчики, бубен, муз. Треугольник, трещотка, свистулька.

Ход игры:

Муз. Рук: «Сейчас мы с вами будем играть в игру «Угадай на чём играю». Вы должны по звуку отгадать какая музыкальная игрушка спряталась в мешочке».

Музыкант играет на муз. Инструменте не вынимая из мешочка. Дети отгадывают, музыкант показывает игрушку и просит кого – либо из детей сыграть на ней свою песенку.

 

 

 

« Музыканты».

(для средней группы)

Задача: учить детей различать низкий и высокий звук (ре1 – до2).

Пособие: духовая гармоника.

ХОД ИГРЫ:

Дети стоят в кругу, в середине круга ведущий (сначала это может быть музыкант, а затем ребёнок).

Муз. Рук: «Сегодня мы будем играть в игру «Музыканты». Для того, чтобы стать хорошим музыкантом, нужно научиться слушать музыку. Я на духовой гармонике буду играть 2 звука: низкий и высокий (играет). Когда я буду играть низкий звук, со мной будут играть мальчики, а девочки будут кружиться. Играть на дудочке будем понарошку, вот так (имитируют игру на дудочке). А если я сыграю высокий звук, на дудочках будут играть девочки, а мальчики будут кружиться. Сейчас все в месте встанем в круг, будем сначала гулять под музыку».

По окончании музыки музыкант играет высокий звук, тогда играют на дудочках девочки и поют «ду-ду-ду», а мальчики кружатся. Затем музыкант предлагает детям опять погулять, после чего играет низкий звук: на дудочках играют мальчики, а девочки кружатся. Так играют несколько раз. В конце игры музыкант говорит: «Раз-два-три – беги»! Дети разбегаются, а музыкант ловит их.

 

 

 

«Шофёры».

Задачи: различать высокий и низкий звук (ре1 – си1).

Пособия: две машины: 1 – 15см; 2 – 30см.

Дети стоят в кругу, в середине 2 ведущих. У 1 ребёнка маленькая машинка, у 2 – большая.

Около них ставят стульчик, куда дети будут ставить машины.

Ход игры:

Дети идут по кругу вправо, а водящие внутри круга – влево.

Все поют: «На машину мы садимся и поедем мы сейчас.

Далеко мы не отъедем, остановимся сейчас».

В конце песни музыкант играет звуки: ре1 или си1. Если звучит низкий звук, машину поднимает ведущий, у которого большая машина. Все дети поют на этом звуке: «Би-би-би, лови», все разбегаются, ведущие ставят машины на стульчик, который стоял в середине круга и ловят детей. Выбираются новые ведущие и игра начинается сначала.

«Курица, петушок и цыплята».

Задача: различать низкий и высокий звук (фа1 – до2), воспроизводить их, контролируя себя слухом.

Пособия: шапочки, ободочки. Петушок – ведущему ребёнку, 12 шапочек курочек, 12 шапочек цыплят.

Ход игры:

Дети стоят парами по кругу (курочки – цыплята), в середине стоит петушок.

Муз. Рук: «Ходит по двору петух, ищет зёрнышки. Вот нашёл он зерно, кого же сейчас позовёт: курочек или цыплят»?

В конце песни петушок поёт на высоком или низком звуке: «Ку-ка-ре-ку!!!» Дети слушают кого петушок зовёт. Если звук высокий, то выходят цыплята гулять и зёрнышки клевать: «пи-пи-пи – до2», если звук низкий: «ко-ко-ко – фа1» - курочки. С окончанием цыплята возвращаются к курочкам и наоборот. Курочки и цыплята гуляют с музыкальным сопровождением на фортепиано или на металлофоне.

 

«Ушки – послушки».

(для старшей и подготовительной группы)

Задача: учить различать звуки по высоте.

Описание: Дети делятся на две команды и сидят на стульчиках друг против друга. Игру ведёт ведущий. Он вызывает из каждой команды двух, рядом сидящих игроков, и каждому поёт или играет по очереди 2 звука. Надо угадать какой звук выше или ниже. Если оба игрока дадут правильный ответ, то садятся последними. Кто ответит неправильно, переходит в другую команду. Побеждает та команда, в которой останется больше игроков. Игра кончается, когда все споют. Игра повторяется.

 

 

«Лиса, кот и петух».

Задача: учить различать звуки по высоте (соль, до2).

Пособия: шапочка лисы, дом (100 см. -75 см.), стульчик, 2 чисто звучащие игрушки.

Описание: Все дети стоят в кругу. Выбирается кот, петух и лиса. Роль петуха и кота выполняет 1 ребёнок. Он садится за домом и играет на металлофоне (соль – кот, до2 – петух).

Ход игры.

Лиса идёт по лесу, подходит к домику и слушает кто там. (Ребёнок играет на каком-нибудь музыкальном инструменте). Если звучит до2 – то в доме петух и ему нужно убегать от лисы. Если звучит соль – значит в доме кот и убегает лиса от кота. Лиса должна очень внимательно различать звуки по высоте, узнавать кто там находится и убегать или догонять самой.

Дальше игра идёт так же, как и в «Кошки – мышки». Игра кончается, когда догоняется лиса, затем выбирают новых детей и игра начинается сначала.

«Курочки и цыплята».

Задача: учить различать длинные и короткие звуки.

Описание: Дети стоят посередине площадки двумя шеренгами, лицом друг к другу. Одна шеренга – цыплята, другая – курочки.

Ход игры.

Дети – курочки:» Мы курочки – пеструшечки, хлопаем вот так»! На весь текст дети хлопают четвертными длительностями.

Дети – цыплята: «Мы цыплята - малыши, любим бегать и играть»! Цыплята хлопают восьмушками.

Обе шеренги поворачиваются друг к другу спиной. Музыкальный руководитель хлопает так, как курочка, тогда курочки поворачиваются и догоняют цыплят, которые стараются убежать к краю площадки. Те дети, которых поймали, курочки забирают к себе в шеренгу. Игра начинается сначала.

Дети должны внимательно слушать музыкального руководителя.

 

«Теремок».

Задача: учить детей воспроизводить звуки и петь на одном звуке.

Пособия: Для игры нужен домик с окошками, металлофон или колокольчики (до1 – си), шапочки.

Описание: Теремок стоит в середине площадки, вокруг него стоят дети по кругу. Стрелочкой выбираются ведущие персонажи русской сказки «Теремок» - мышка, лягушка, зайка, петух, лиса, волк, медведь.

Ход игры.

Дети идут по кругу и поют: «Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок не высок, не высок.

Как по полю, полю мышка бежит. У дверей остановилась и стучит».

Когда дети поют, выбегает мышка, подбегает к теремку и звонит в колокольчик. Все дети повторяют на этом звуке: «динь – динь», а мышка на этом звуке поёт свою песенку:

«Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт»?

Муз. Рук: Никто не ответил мышке и стала она жить в теремке. (мышка входит в дом). Затем дети поют про остальных зверей. Когда появляется медведь, после его слов: «Я мишка – всех зверей ловишка», все обитатели теремка разбегаются и ловят детей, которые стоят в кругу. Ведущие меняются и игра повторяется.

 

«Испорченный телефон».

Задача: учить различать звуки и воспроизводить различные ритмы.

Описание: Дети сидят на стульях, поставленных в ряд. Игру ведёт ведущий: сначала музыкальный руководитель, затем ребёнок с хорошим музыкальным слухом.

Ход игры.

Ведущий отхлопывает не сложный ритмический рисунок 1 ребёнку, тот второму и так далее. Затем ведущий начинает проверять детей с последнего ребёнка. Каждый должен отхлопать тот ритмический рисунок, который он передал соседу. Те дети, которые не смогли правильно прохлопать, садятся на конец ряда. Игра начинается сначала, но ритмический рисунок меняется.

 

«Ручеёк»

Задача: развивать у детей музыкальный слух и сосредоточенность.

Описание: дети сидят на стульчиках, поставленных в ряд.

Ход игры.

Первым сидит ведущий. Он запевает одну строчку любой знакомой песни, следующий должен пропеть дальше и так далее. Песенка льётся, как ручеёк. Если кто – то не продолжил песню или совсем не правильно её спел, садится на последний стульчик, на конец ряда. Игра начинается снова, ведущий запевает другую песню.

 

 

Теги:

Поделиться:

Оставить комментарий