Вы находитесь здесь: Главная > Воспитателям национальных групп, Конспекты НОД > Дидактические игры по обучению детей удмуртскому языку.
Post Icon

Дидактические игры по обучению детей удмуртскому языку.

Автор: Минниахметова Галина Николаевна, воспитатель МБДОУ ЦРР – Игринский детский сад №8, поселок Игра, Удмуртская Республика

Емышъёсты нуллӥськом «Перевозим урожай»

Цель: закрепление умения называть обобщающие слова бакча сиёнъёс «овощи», сад емышъёс «фрукты», умения использовать в речи глаголы в форме будущего и простого прошедшего времени; развитие диалогической речи.

Материалы и оборудование:четыре обруча, муляжи овощей и фруктов, две игрушечные машины.

Ход игры

В противоположных концах залараскладываютсяпо два обруча: на одной стороне зала «огород» и «сад», на другой стороне – «хранилище для овощей» и «хранилище для фруктов». Дети берут машины, по команде едут к огороду и саду, загружают овощи и фрукты, перевозят их в хранилище.

Когда дети начинают загружать урожай, педагог подходит к ним и начинает беседовать:

Педагог. Тон ма бичалод?«Ты что будешь собирать?»

Ребёнок. Мон бичало бакча сиёнъёсты«Я соберу овощи».

Педагог. Нош тон? «А ты?»

Ребёнок. Мон бичало сад емышъёсты «Я соберу фрукты».

После загрузки педагог снова задаёт вопросы:

Педагог. Вера, ма тон бичад? «Вера, что ты собрала?»

Ребёнок. Мон бичай бакча сиёнъёсты «Я собрала овощи».

Педагог. Кытчы нуод емышъёстэ? «Куда перевезёшь урожай?»

Ребёнок. Емышъёсме мон нуо бакча сиён возён интые «Урожай перевезу я в овощехранилище».

Педагог. Оля, нош тон ма бичад?«Оля, а ты что собрала?»

Ребёнок. Мон бичай сад емышъёсты«Я собрала фрукты».

Педагог. Кытчы нуод емышъёстэ? «Куда перевезёшь урожай?»

Ребёнок. Емышъёсме мон нуо сад емышъёсты возён интые «Урожай перевезу я в хранилище фруктов».

После диалога дети везут свой урожай в хранилища.

Губи куасьтӥськом «Сушим грибы»

Цельзакрепление умения называть грибы по-удмуртски, умения использовать в речи глаголы в форме будущего и простого прошедшего времени; развитие диалогической речи.

Материалы и оборудование:верёвка, картинки с изображением грибов, бельевые прищепки, две корзины.

Ход игры

На одной стороне зала натягивается верёвка, на другой стоят корзины с карточками, на которых изображены грибы. Детям на шею вешается верёвка с бельевыми прищепками.

Педагог. Пиналъёс, ойдолэ юрттомы коньылы толалтэлы дасяськыны! «Дети, давайте поможем белочке подготовиться к зиме!»

Дети. Ойдолэ! «Давайте!»

Педагог. Ма каромы? «Что будем делать?»

Ребёнок. Губиялом «Соберём грибы».

По команде дети берут из корзины по одной карточке, бегут к верёвке, подвешивают «гриб» к верёвке с помощью бельевой прищепки. Затем бегут за следующим «грибом». Так продолжается до тех пор, пока все карточки из корзин не перенесут в другой конец зала.

По окончании игры педагог обращается к детям с вопросами:

Педагог. Кыӵе губиос тон бичад? «Какие грибы ты собрал(а)?»

Ребёнок. Мон бичай коньыгуби, тӧдьыгуби, кызьпугуби, пипугуби «Я собрал(а) рыжик, белый гриб, подберёзовик, подосиновик» и т. д.

 

 

Теги: ,

Поделиться:

Оставить комментарий