Вы находитесь здесь: Главная > Доклады, консультации, Опыт работы, Развивающие игры > Дидактические игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.
Post Icon

Дидактические игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.

Автор: Прокопова Мария Валерьевна, воспитатель ГБОУ ООШ №9 СП «Детский сад «Родничок», г. Новокуйбышевск.

Главный источник обогащения речи дошкольников – это их личный опыт, наблюдение за окружающим миром, за жизнью людей и природы, художественная литература. Активизации словаря, развитию способностей к словесному творчеству помогут дидактические игры по развитию речи.

«Я начну, а ты закончи»

Цель: учить ребёнка быстро находить верное слово, составлять предложения с использованием приставочных глаголов противоположного значения (глаголов, образованных с помощью приставки).

Начните предложение, используя приставочный глагол. Задача ребёнка – закончить предложение, употребив однокоренной глагол противоположного значения.

Например: Утром школьники пришли на уроки, а днём …(ушли). Дети играли в прятки. Они забежали за дом, а потом …(выбежали).

«Синонимы»

Цель: учить детей подбирать синонимы.

Возьмите мяч и кидайте его ребёнку, каждый раз называя новый глагол. Задача ребёнка – назвать каждому глаголу синоним.

Например, прыгать (скакать), ругаться (ссориться), фантазировать (мечтать).

«Антонимы»

Цель: учить детей подбирать антонимы. Можно использовать мяч.

Например, работать (отдыхать), бросать (ловить), холодный (горячий), длинный (короткий).

«Назови ласково»

Цель: учить детей образовывать слова при помощи суффиксов.

Возьмите мяч и кидайте его ребёнку, каждый раз произносите какое-то слово или фразу. Задача ребёнка – изменить слово или фразу так, чтобы слова звучали ласково.

Например: белка – белочка, стул – стульчик; лиса хитрая – лисичка хитренькая, трава зелёная – травка зелёненькая.

«Загадки»

Цель: учить ребёнка отгадывать загадки, ориентируясь на внешние и внутренние признаки предмета или явления.

Например: «Я блестящая, остренькая, у меня глазок маленький, за собой несу длинную – длинную косу» (Иголка с ниткой).

Попросите ребёнка назвать слова, которые помогли отгадать загадку. Наличие разнообразных признаков позволяет создать законченный образ того или иного предмета в воображении детей. Это возможно, когда в загадке использованы яркие и точные признаки. Можно не только загадывать загадки, но и просить ребёнка самого составить такие загадки, стараясь как можно лучше описать загадываемый предмет или явление.

«Рифма»

Цель: учить детей подбирать слова, подходящие по рифме.

Вы будете читать начало фразы, задача ребёнка – закончить фразу в рифму. Например. Лучше нас, лесных (ежей), нет на свете (сторожей). Можно использовать шуточные стихи:

В чаще, голову задрав, воет с голоду (жираф). Кто в малине знает толк? Косолапый бурый (волк).

«Найди ошибку»

Цель: тренировать внимание детей.

Предложите ребёнку найти ошибку в предложениях. Осенью в парке расцвела сирень. Ольга побежал к реке. Солнышко выглянуло за тучи.

«Кто и что делал»

Цель: развивать у детей умение составлять предложения по моделям. Предложите ребёнку разные модели, его задача – составить короткие предложения.

Кто? Что делает? Куда? (Я иду в бассейн)

Кто? Когда? Что делает? Где? (Ваня вечером гулял в саду).

«Увеличение предложения»

Цель: развивать у детей умение сделать предложение ярче и интереснее. Предложите ребёнку простое предложение, договоритесь, что по очереди будете добавлять к этому предложению подходящее по смыслу слово.

Например. Ярко светит солнце. На небе ярко светит солнце. На небе ярко светит весеннее солнце.

«Закончи предложение»

Цель: развивать у детей умение составлять придаточные предложения. Попросите ребёнка закончить предложение так, чтобы оно имело смысл. Например. Мы завтра пойдём в лес, если … Я бы подружился с ним, если бы …

«Составь правильно»

Цель: учить детей составлять предложение из заданных слов.

Предложите ребёнку набор слов, попросите составить из них предложение, имеющее смысл.

«Поговорки»  

Цель: учить детей понимать смысл поговорок.

Расскажите ребёнку поговорку, попросите объяснить, что она означает.

 

 

 

 

 

Теги:

Поделиться:

Оставить комментарий