Вы находитесь здесь: Главная > Доклады, консультации > Доклад (из опыта работы) «Искусство общения»
Post Icon

Доклад (из опыта работы) «Искусство общения»

Автор: Сестренская Ирина Федоровна, воспитатель СП МБОУ СОШ №2 имени С.И. Подгайнова г. Калининска Саратовской области

Искусство общения с семьей
Единственная настоящая
роскошь – это роскошь
общения
А.С. Экзюпери
Для чего нам необходимо взаимодействовать с родителями?
Ответов много. «Чтобы лучше понять ребенка», «Вырастить детей здоровыми»,
«Растить ребенка нравственным», «Воспитать ребенка личностью»
«Чтобы воспитание было полноценным, а требования общими», «Наметить общие
подходы к воспитанию», «Сообща решать вопросы воспитания». Можно ответить
и так «Чтобы помочь родителям», «Сделать жизнь ребенка дома интересной и
радостной»
В законе «Об образовании» от 8.12.2003, в ст. 18 сказано, что «Родители
являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического,
нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском
возрасте»
В законе «Об образовании в РФ», который вступил в силу с 1 сентября 2013г в
ст.44 сказано, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних
обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей
перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического,
нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Органы гос.
Власти и местного самоуправления, образовательные организации оказывают
помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся
в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья,
развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушения их
развития»
Взаимодействие семьи и воспитателя необходимо. Но в жизни встречается
довольно редко. Почему?
Причины слабого взаимодействия:
1. Родители не считают себя в полной мере ответственными за воспитание и
развитие своих детей. «Мы родители, кормим, даем все, что можем, а
воспитывают и учат пусть в детском саду и школе» у родителей отсутствует
интерес, что дети делали в детском саду. («педагогическая пассивность
родителей»)
2. Родители не считают дошкольное детство важным периодом становления
личности, не придавая ему такое же значение, как школе. Т.е. их ребенок в
детском саду временно, и у них нет интереса общаться с воспитателем
3. Разные взгляды на воспитание ребенка у отца и матери. Отсюда –
невозможность результативного общения с воспитателем.
Мы, как педагоги, должны находить пути эффективного общения, даже когда это
практически невозможно. Известно, что
основная форма работы с родителями – родительское собрание и личная беседа,
присутствие родителей на детских праздниках, тематических занятиях, участие в
выставках. Выпуск журналов и книг, посещение «Дня открытых дверей». Помощь
родителей в оснащении педагогического процесса.Чтобы родители ходили на собрания и на мероприятия и уходили с них с
положительными эмоциями, и с багажом информации, необходимо соблюдать
Позицию партнера:
 мне не все равно на вашего ребенка
 Вместе мы справимся с любыми трудностями
 Можно поинтересоваться, как вы в семье решаете ту или иную проблему с
вашим ребенком
 Мы с детьми задумали …., но без вашей помощи не обойтись: как и когда вы
сможете нам помочь
 Я к вам обращаюсь как к профессионалу в воспитании (мама 2-х, 3-х детей,
бабушка)…
 Вот такими можно сказать правилами я пользуюсь при общении с
родителями.
В математике кратчайшее расстояние между двумя точками - прямая. В общении
прямая – это достижение предметной цели.
Перед воспитателем возникают такие сложные педагогические
ситуации: (ситуации вымышленные, просто порассуждаем)
1. Вечером, забирая ребенка из детского сада, мама возмущается, что одежда у
ребенка грязная, обвиняет воспитателя в том, что он плохо следит за детьми
на прогулке
2. Одного из детей группы бабушка приводит после завтрака. В связи с этим
ребенок пропускает утренние индивидуальные занятия, игры, зарядку,
опаздывает на занятия. На просьбу воспитателя приводить ребенка
пораньше, родители отвечают, что имеют право приводить ребенка в детский
сад тогда, когда им удобно (можно проводить индивидуальную работу по
графику)
3. Одного из детей очень тепло одевают, кутая в сто одежек. На просьбы
одевать полегче, мама заявляет, что воспитатель за ребенком на прогулке не
следит и тот все время простужается. Что делать?
4. Родители жалуются, что ребенок дома совершенно не убирает за собой
игрушки, потому что его не учат этому в детском саду. Ваши действия
Из этого сделаем такие выводы:
 Хочешь изменить мир – начни с себя.
 При общении с родителями сохранять нейтральную позицию, без перехода
на личности, помнить о механизме «взаимодействия» а не «воздействия».
 Нельзя разговаривать с родителями на серьезные темы на бегу.
 Необходимо быть всегда приветливой, даже если общаетесь с самой
«проблемной» мамашей группы; быть опрятной (макияж, прическа, обувь,
улыбка). Помнить: Встречают по одежке, провожают по уму. Картинка
должна соотноситься с услышанным.
 Почаще напоминать родителям, что мы партнеры (единая система – ребенок,
родители, воспитатель), и чем слаженней будем работать, тем лучший
результат покажет ребенок к выпуску. Для этого необходимо взаимное
доверие друг к другу.
«Искусство общения с детьми»Проблемы эти вполне разрешимы, если восстановить благоприятный стиль
общения в семье. Но как же это сделать? Как обучиться способам правильного
общения с детьми? Как построить нормальные взаимоотношения с ребенком?
Первое, что нужно знать каждому родителю, предпринимающему попытки
наладить отношения со своим ребенком - это безусловное принятие. Это значит,
что любить его нужно не за то, что он красивый, умный, способный, отличник,
помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть.
Если Ваши отношения с ребенком напряженные, не стоит думать, будто
достаточно применить какой-то способ - и все вмиг пойдет на лад. «Способы»,
конечно, применять надо, но без дружелюбного, теплого тона общения они ничего
не дадут.
Очень важным моментом является обсуждение взрослым вместе с ребенком того,
как был проведен день. Когда в ходе общения родитель и ребенок делятся своим
радостями, горестями, опасениями, они становятся ближе друг к другу, достигают
взаимопонимания. Немаловажным является наблюдение за ответной реакцией
ребенка. Общаясь с детьми, внимательно относитесь к тому, что вы говорите, и как
они на это реагируют.
И педагог прежде всего должен владеть искусством общения с детьми, умением
выбирать нужный тон и стиль общения с детьми, т. е. должен иметь
индивидуальный подход к обучаемым. В отношении с детьми необходимы
простота и естественность. Составной элемент педагогической техники —
умение воспитателя управлять своим вниманием и вниманием учащихся. Педагог
постоянно имеет дело с большой группой детей со значительным количеством
выполняемых ими операций, и все это не должно уходить из-под его контроля.
Очень важным для педагога является и умение по внешним признакам поведения
обучаемого определять его душевное состояние. Этого нельзя не учитывать при
выборе педагогических приемов. Учет действительного психологического
состояния воспитанника в каждый момент составляет основу педагогического
такта и занимает важнейшее место в педагогической деятельности.
Составная часть педагогической техники — чувство темпа в педагогических
действиях. Одна из причин многих ошибок состоит в том, что педагоги плохо
соразмеряют темп действий, педагогических решений: они или спешат, или
опаздывают, а это в любом случае снижает эффективность педагогического
воздействия.
Большую группу умений навыков педагогической техники составляют
приемы выразительного показа воспитателем определенных чувств, своего
субъективного отношения к тем или иным действиям обучаемых или проявлениям
ими моральных качеств. Педагог не может оставаться равнодушным. Он
радуется хорошим поступкам своих воспитанников, огорчается плохим. Его
переживания всегда воспринимаются как самая реальная оценка их действий. В
этом смысле мастерство педагога в какой-то мере сродни мастерству актера.
Обращение педагога может быть и просьбой, и осуждением, и одобрением, иприказом. Педагог «играет» всегда одну и ту же роль —самого себя и преследует
этим только одну цель — правильно влиять на воспитанников
Доброжелательная атмосфера общения оказывает большое влияние на развитие
личности детей, ведь от нее зависят результаты воспитания, и, конечно же, общее
благополучие ребенка. Неправильное же общение «отравляет» его психику, ставит
под удар психологическое и эмоциональное здоровье.
«Непослушные» и «трудные» дети - это результат неправильно сложившихся
отношений в семье.
1. Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте, подбадривайте его, а не
подмечайте неудачи, вселяйте надежду, а не подчеркиваете, что изменить
ситуацию невозможно.
2. Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это прежде всего должны
поверить взрослые. Наказывать легче, воспитывать труднее.
3. Не создавайте сами опасных прецедентов и резко ограничьте круг
запретов. Если вы что-то разрешили ребенку вчера разрешите и сегодня. Будьте
последовательны.
4.Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковы.
5. Воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием.
6. Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка.
7. Попытайтесь понять ребенка и оценить с его позиции плохой поступок.
8. Если есть сомнение, наказывать или нет, не наказывайте!
 Частое непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре
внимания;
 проказы свидетельствуют о том, что ребенок жаждет эмоциональных
впечатлений;
 упрямство - свидетельство желания быть независимым;
 агрессия - ребенок ищет способ самозащиты;
 суета, беготня - ребенок дает выход энергии.
Известный семейный психотерапевт В. Сатир рекомендует обнимать ребенка
несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы
каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее
восьми объятий в день! Подводя итог, отметим, что достичь эффективного
общения с ребенком можно, следуя несложным принципам: это рекомендуется
выполнять и педагогу и родитею.
1. Безусловно принимать ребенка.
2. Активно слушать его переживания и потребности.
3. Осуществлять совместную деятельность (читать, заниматься).
4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется сам.
5. Помогать когда просит.
6. Поддерживать успехи.
7. Делиться своими чувствами (значит доверять).
8. Конструктивно решать конфликты.
9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы.
Например:
«Мне хорошо с тобой...»,
«Мне нравится, как ты...»,« Ты, конечно, справишься...»,
10. Как можно чаще обнимать его, но не «затискивать».Рассказы о космосе для малышей
Планеты и звёзды
Наша Земля — это огромный шар, на котором нашлось место и рекам, и горам, и
лесам, и пустыням, и, конечно, всем нам, его жителям. Наша Земля и все, что ее
окружает, называется Вселенной, или космосом. Космос очень велик, и сколько бы
мы не летели в ракете, мы никогда не сможем добраться до его края. Кроме нашей
Земли, существуют и другие планеты, а также звезды. Звезды — огромные
светящиеся огненные шары. Солнце — тоже звезда. Оно расположено близко к
Земле и поэтому мы видим его свет и ощущаем тепло. Есть звезды во много раз
больше и горячее Солнца, но они светят так далеко от Земли, что кажутся нам
всего лишь маленькими точками на ночном небе. Сравните вместе с детьми свет
фонарика днем и вечером в темноте. Днем при ярком освещении луч фонарика
почти не виден, зато он ярко светит вечером. Свет звезд похож на свет фонаря:
днем его затмевает Солнце. Поэтому звезды можно увидеть только ночью.
Астрономы
Как заманчиво
Стать астрономом,
Со Вселенною близко знакомым!
Это было бы вовсе не дурно:
Наблюдать за орбитой Сатурна,
Любоваться созвездием Лиры,
Обнаруживать черные дыры.
И трактат сочинить непременно-
"Изучите глубины Вселенной!"
Т. Собакин
Астрономы-это ученые, которые наблюдают и изучают звезды.
В те далекие времена, когда люди еще не умели читать и писать, они с удивлением
наблюдали за тем, что происходит на небе. Им казалось, что небо-хрустальный
колпак, который накрывает Землю, а звезды прикреплены к небосводу для
украшения.
Древние люди думали, что Земля неподвижна, а Солнце, Луна и звезды вращаются
вокруг Земли.
Спустя много лет астроном Николай Коперник доказал, что Земля и другие
планеты обращаются вокруг Солнца.
Другой ученый, Ньютон, понял, почему планеты вращаются вокруг Солнца и не
падают; они взаимно притягиваются друг к другу и не позволяют друг другу
отдаляться от себя или приближаться к себе. Поэтому они все летят вокруг Солнца
каждая по своему пути.
Так постепенно ученые открывали тайны космоса.Древние астрономы изучали звезды без специальных приборов, наблюдая небо с
Земли. В средние века ученые изобрели подзорную трубу и телескоп, чтобы
рассматривать далекие светила. Сейчас в космосе летают искусственный спутники
и космические станции, которые исследуют планеты и звезды.
У Вселенной еще много загадок, и астрономам хватит работы надолго.
Животные-космонавты
На площадке во дворе
Вместе с малышами
Бегал ма-а-а-Ленький щенок
С длинными ушами.
Веселил щенок ребят,
Сколько было смеха!
А потом узнали мы:
Он в Москву уехал!
Было так, друзья мои:
Теплой ночью в мае
На Луну смотрел щенок,
Беспокойно лая.
Шел ученый человек:
-Песик, что с тобою?
Ты желаешь поиграть
С Луною золотою?
В ракете хочешь полететь?
-А вы меня возьмете?
-Ты капитаном можешь стать
У нас на звездолете!
Назвали Марсиком щенка.
Он тренируется, растет,
Вот-вот отправиться в полет.
Марсик нарядный в костюме зеленом.
Отнес его лично в кабину ученый:
Он будет в ракете у нас командиром,
Быстрее несите сюда пассажиров!
Свинка морская, заяц и еж.
(Зверушек таких
На Луне не найдешь!)
Рабочие с крысами
Клетку несут!
Готово!
И грохот потряс тишину,
И чудо-ракета летит на Луну!С.Баранов
Ученые хотели знать, с чем придется столкнуться человеку в космическом полете.
Поэтому сначала решили отправить в космическую неизвестность различных
животных
Первыми "космонавтами"- разведчиками стали собаки, кролики, насекомые и даже
микробы.
Первая маленькая мышка-космонавт пробыла над Землей почти целые сутки. В ее
черной шерстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но
мышка вернулась живой.
Потом настала очередь собак, более умных животных, чем мыши и кролики. Но не
каждая собака подходит для полета. Надо найти такую, чтоб величиной она была
не больше кошки, чтобы весила 4-6 килограммов, чтоб ей было не больше 2-3 лет,
и чтобы у нее была светлая шерстка-ее лучше видно в кинокамеру.
Породистые собаки для трудных испытаний не годились: они слишком изнеженны
и капризны. Ласковые, спокойные и выносливые дворняжки лучше всего
подходили для космических опытов.
В собачьем "космическом отряде" каждый день занятия и тренировки. Собак учили
не бояться тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки начинать
есть и еще многому.
Лучше других сдала "выпускные экзамены" умная и смелая собачка Лайка.
Для нее построили специальную ракету, где был запас пищи, воды и воздуха. 3
ноября 1957 года на Лайку одели специальный скафандр, и ракета умчала
отважную разведчицу в космос. О здоровье собаки ученые узнавали с помощью
специальных приборов, которые были установлены на ракете.
Лайка из космоса не вернулась.
Вслед за лайкой в космос полетели и другие собаки: Белка и Стрелка, Чернушка и
Звездочка, Пчелка и Мушка. Все они возвратились на землю
Так ученые убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в
космос был открыт.
Космонавты
Мне сказал конструктор главный:
-Будет взлет не очень плавный...
Будет сердце, может быть,
Часто в пятки уходить...-Задеру повыше пятки-
Вот и будет все в порядке!
И тогда за весь полет
Сердце в пятки не уйдет...
А. Шлыгин
Эта профессия появилась совсем недавно. Космонавт-это человек, который
испытывает космическую технику и работает на ней в космосе.
Сейчас космонавты есть почти во всех странах. Но космические корабли строят и
отправляют в космос только в двух странах-в России и в Америке. На российских
космических кораблях работали космонавты со всего света: из Франции,
из Америки, из Японии, из Китая и из многих других стран.
Первым космонавтом Земли был Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года
на корабле "Восток" он облетел вокруг Земли один раз за 1 час 48 минут. Он
вернулся на Землю живым и здоровым, и ученые решили, что человек может жить
и работать в космосе.
Сейчас космонавты по многу месяцев, а некоторые больше года, проводят на
космических научных станциях.
Космическая станция "Мир" построена в России. Она летает и работает на
околоземной орбите с 1986 года. Один экипаж космонавтов сменяется другим. Ни
на один час не прекращается работа на космической станции. Космонавты
наблюдают за звездами, планетами и Солнцем, фотографируют и изучают Землю,
ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют
свой космический дом, проводят много различных научных опытов.
За космическим полетом следят с Земли из Центра управления.
В космосе побывало уже более трехсот человек. Многие космонавты летали в
космос по нескольку раз.
Космонавты-мужественные люди. Они живут и работают в необычных условиях-в
невесомости, в безмолвном и опасном месте

Поделиться:

Оставить комментарий