Вы находитесь здесь: Главная > Доклады, консультации > Доклад на тему: «Развитие общения у детей младшего дошкольного возраста»
Post Icon

Доклад на тему: «Развитие общения у детей младшего дошкольного возраста»

Автор: Павлова Н. В., воспитатель МБДОУ «детский сад» №136 г.о. Самара

Развитие общения у детей младшего дошкольного возраста.
Общение людей друг с другом - одна из самых таинственных сфер жизни.
Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами В.М.Бехтерева, Л.С. Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, М. М.Бахтина и других отечественных психологов и педагогов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.
Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации.

Общение-это актуальная проблема, которая волнует умы человечества. «Дефицит общения в дошкольном возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности, определяя формирование у неё агрессивности, антиобщественных наклонностей, душевной опустошенности» (В.В. Давыдов).
Общение - взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. (Лисина М.И.).

Ведущие педагоги Е.О.Смирнова, Т.А.Репина, А.М. Баскакова утверждают, что общение является каналом связи с другими людьми.
Развитие общения рассматривается как смена качественно своеобразных форм общения, каждая из которых характеризуется особым содержанием потребности в общении, главными мотивами, побуждающими к общению и основными средствами общения.
В дошкольном детстве последовательно возникают и сменяются несколько форм общения детей со взрослыми:
- ситуативно – личностная (непосредственно – эмоциональная) от 2 месяцев до 6 месяцев;
- ситуативно – деловая (предметно - действенная) от 6 месяцев до 3 лет;
- вне ситуативно - познавательная (от 3 до 5 лет);
- вне ситуативно - личностная (от 5 до 7 лет).
Исследования М.И.Лисиной и др. показали, что характер общения ребёнка со взрослыми и сверстниками изменяется и усложняется на протяжении детства приобретая форму то непосредственно эмоционального контакта, то контакта в процессе деятельности, то речевого общения.

Подготовка ребёнка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками.
Малыш пришёл в детский сад, для него это событие, которое меняет его образ жизни, ставит перед необходимостью общаться с новыми людьми – взрослыми людьми. В детском саду ребёнок получает возможность стать самостоятельным. Если дома он был лишён общества сверстников, то здесь находится среди таких, как он сам.
Малышам 3 лет легче контактировать со взрослым, чем друг с другом. Они ещё не умеют регулировать свои желания и потребности, руководствуясь общими интересами, ни попросить, ни договориться, ни уступить они ещё не умеют, понятия дозволенно и недозволенного ещё не усвоены ими. Только когда ребёнок начинает осознавать, что с ним такие же дети, как он, что свои желания приходится соизмерять с желаниями других, появляется основа для усвоения необходимых форм общения. Воспитание культуры общения осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Поэтому, формируя у малышей стремление к общению, на наш взгляд, воспитатель должен поощрять самые незначительные попытки играть друг с другом.
Постепенно находясь в среде сверстников, ребёнок привыкает к коллективной жизни. Общие дела, заботы доставляют ему удовольствие, побуждают к общению. Первые детские симпатии…Они возникают рано, и в их основе лежит эмоциональный мотив; трёхлетний малыш желает играть с соседом, потому что видит у него интересную игрушку; поглаживает по щеке плачущего партнёра по игре, пытаясь его успокоить: жалеет его. Пока это эпизодические проявления симпатии, которые во многом зависят от настроения детей, внешне привлекательных фактов. Воспитание эмоционального отношения к сверстнику очень сложный и деятельный процесс и нельзя ожидать немедленного эффекта. «Учить чувствовать - это самое трудное, что есть в воспитании - говорил великий знаток ребёнка В.А.Сухомлинский - и для того чтобы руководить этим процессом, требуется мастерство воспитателя. Чем тоньше и нежнее оно, это побуждение, тем больше силы, исходящие из глубины души, тем в большей мере становится маленький человек воспитателем самого себя».

Игра это школа детского общения. Игра – величайшее чудо из чудес, изобретённых человеком сообразно природе. В игре ребёнок имеет возможность по собственной инициативе вступать в разнообразные контакты с детьми. Сталкиваясь с интересами других детей, он приучается считаться с ними, соотносить свои желания с желаниями других, приобретает опыт самостоятельного налаживания взаимоотношений с детьми. В игре ребёнок приобретает опыт общения столь необходимый для жизни в обществе, в коллективе. Во время игры происходит формирование общественных качеств детской личности: доброжелательность, чуткость, отзывчивость, взаимопомощь, умение учитывать интерес другого, считаться с ними. Появляется чувство долга и ответственность перед сверстниками.
В играх детей младшего возраста наблюдается несложный сюжет, в котором прослеживается логическая последовательность действий. Однако интересы детей ещё неустойчивы, малыш часто переключается с одной роли на другую, зачастую неоправданно меняет сюжет игры. В своей работе для развития навыков общения мы широко используем психологические игры.
Психологической называется игра, которая представляет собой ситуацию, в которой человек может приобрести определённые навыки, научиться общаться, расширить свои представления, как о себе, так и об окружающем мире. Психологическая игра полезна тем, что в ней человек может избавиться от психологических проблем (например, чрезмерная застенчивость, агрессивность, замкнутости и др.), «проработав» их в игровой ситуации.
Посредством психологических игр можно развивать коммуникативные способности ребёнка, т.е. его способности общаться, включаться в определённый социум – детей, взрослых. Даже общение с домашними животными можно облегчить с помощью психологических игр.
Формы психологических игр: игровая оболочка - используется как фон для психологической работы с детьми, позволяющей им проявлять, раскрывать и развивать свои способности.
Ещё одна распространённая форма психологических игр - это игра - проживание. Эта форма игры учит строить отношение с окружающими, а для этого нужно «погрузиться» в некий «мир» со своими законами. В нашей практике мы используем игры, помогающие детям в общении друг с другом:
«Кто у нас хороший?» эта игра учит доброжелательному отношению друг к другу. Игра развивает координацию память у детей.
«Ручейки» - учит детей работать в команде, общаться с окружающими. Игра помогает выявить предпочтения детей в выборе друзей.
«Карусели» - помогает сблизить детей в группе, научить их внимательно относиться друг к другу.
«Подарки» - помогает детям сблизиться друг с другом.
Далее приведём перечень игр помогающие детям в общении с взрослыми.
«Погуляем-поиграем», помогает взрослому найти общий язык с ребёнком, завоевать его доверие. Игра ненавязчиво учит подражать взрослому и слушать его.

«Сапожок»-игра развивает у детей волевые качества, такие как лошадке, ехали - учит детей слушать взрослого. Эта цель реализуется через разнообразные игровые движения, которые подсказывает детям взрослый. Первый опыт социального поведения ребёнок получает в семье. От неё в первую очередь зависит, каким вырастет ребёнок и какое место в обществе он займет. Именно в младшем возрасте речевое общение становится ведущим в ситуации непосредственного взаимодействия ребёнка и взрослого. В общении с взрослым, благодаря социальному окружению и обучению формируется личность способная чувствовать и мыслить.
В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное включение родителей в совместный с педагогами процесс речевого развития ребенка, уход от практики дистанцирования семьи от детского сада позволяют значительно повысить его эффективность [8.с.205].

Таким образом, общение направлено на удовлетворение важной духовной потребности, которая является одной из ведущей в жизни человека. Общение высшее богатство между людьми.
Литература.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников/М. М. Алексеева, В.И.Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. –400с.
2. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников/М. М.Алексеева, В. И.Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. –159с.
3. Асеев, В. Г. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов высших педагогических заведений/В.Г.Асеев. - Иркутск: ИГПИ,1990.-193с.
4. Арушанова, А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками/.Арушанова // Дошкольное воспитание. – 2001. - №5. – с. 51-61.
5.Арушанова, А. Истоки диалога/.Арушанова// Дошкольное воспитание. – 2002. - №10. – с. 82-90.
6. Арушанова, А.Г. Третий год жизни: Развитие речи и речевого общения/.Арушанова//Дошкольное воспитание.-1994.-№12.- С33.
7. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3до6 лет)/Л.М.Шипицына [и др.] СПб,1998.-384с.
8.Левшина, Н.И.Теоретико - прикладные аспекты социализации дошкольников в речевой деятельности/Современные приоритеты социализации дошкольников: монография ( науч. ред.Т. М. Бабунова, отв. ред.Н. И. Левшина). - Магнитогорск: МаГУ,2009.-257с.

Поделиться:

Оставить комментарий