Вы находитесь здесь: Главная > Доклады, консультации > Доклад на тему: «Твое свободное время, твое здоровье»
Post Icon

Доклад на тему: «Твое свободное время, твое здоровье»

Автор: Кузьмина О. М., заведующая I квалификационной категории МБДОУ "Детский сад № 350" г. Казань

Содержание, формы и методы работы, с педагогами и родителями».

Многолетние исследования и анализ состояния здоровья дошкольников показы-

вает, что количество здоровых детей не превышает 15-20 %,увеличивается число функциональных отклонений у каждого ребенка, отмечается рост хронических заболе-ваний.

Детский сад компенсирующего вида отражает специфику и потребность индивидуального подхода к конкретному ребенку с учетом его здоровья и уровня развития.

Главная задача, которая ставится перед педагогами и родителями научить ребенка вести здоровый образ жизни.

Создав надлежащие условия в Дет. саду для оздоровления детей, мы проводим изучение состояния их здоровья на основе диагностики. Вместе со старшим воспитателем, мы определяем режим дня, организацию всей жизни учреждения, чтобы включить комплексную систему оздоровления детей в воспитательно-образователь-

ную деятельность.

Для выявления индивидуальных особенностей каждого ребенка воспитатели ведут и анализируют разработанную для этих целей документацию: лист здоровья,

назначения врача, рекомендации психолога, лист педагогических наблюдений на занятиях физкультурой, где формируется реакция ребенка на нагрузки и степень его утомляемости.

На консультациях, которые проводятся совместно с медиком ,воспитатели получают знания определенного алгоритма, позволяющего оперативно выявить заболевших детей и не допускать распространение инфекций в детском коллективе. Ведется соответствующая тетрадь «фильтра».Проводятся беседы с родителями о состоянии здоровья ребенка. Эффективность работы данной системы зависит от поддержки родителей. Зная, на что в первую очередь обратят внимание воспитатели,

родителям приходится еще дома «профильтровывать» своего ребенка и вовремя обратить внимание на начальные симптомы заболевания. Кроме того воспитатели утром задают круг вопросов родителям о состоянии здоровья ребенка. Например:

-Как спал и ел ребенок дома?

-Был ли кашель, температура? и т.п.

Вопросник и таблица, которые есть у воспитателей в группах своеобразная шпаргалка для них и родителей. Родителям она помогает взглянуть на ребенка другими глазами перед тем, как идти в Детский сад, а воспитателю принять решение: может ли ребенок идти в группу или его родителям необходимо обратиться к медсестре Дет. сада или врачу поликлиники.(см. приложение 1)

При приеме новых детей в Дет.сад совместно с медиками и педагогами на основе медкарты и бесед с родителями обращаем внимание на те сведения ,которые помогут сформировать первоначальные представления об особенностях здоровья ребенка, о психофизическом развитии, составить психологический портрет семьи и

следовательно спрогнозировать протекание периода адаптации, выработать индивидуальные рекомендации по оздоровлению ребенка в Дет. саду и семье.

Во время консультаций , родительских собраний, мы обращаем внимание родителей на организацию и ситемность комплексного закаливания. Ведь для большинства детей именно родители являются абсолютным авторитетом и примером для подражания. Родителям разъясняются принципы систематичности, последовательности и других подходов к закаливанию при проведении его в домашних условиях в выходные и праздничные дни, во время отпусков, когда ребенок не посещает Дет. сад.

Многие родители с удовольствием закаливаются вместе с детьми, показывая положительный пример. В качестве общедоступного вида закаливания в условиях семьи используем полоскание горла прохладной водой, после консультации с врачом. Температура воды снижается постепенно, через каждые 2-3 дня на 1 градус

(начинаем с 37 градусов и доводим до комнатной). По мере улучшения здоровья рекомендуем переходить к контрасным обливаниям ног, обтираниям, общим обливаниям. С родителями также проводятся консультации по одежде детей по сезону, режиму дня культурно-гигиеническим навыкам и многим другим оздоровительным моментам.

Для поддержания»обратной связи» с семьей мы используем такую форму взаимодействия, как система домашних заданий. Живой интерес педагога к успехам каждого ребенка являются залогом интересных бесед с родителями и фактором оценки деятельности воспитателя. Родителям педагоги объясняют, почему необходимо про-

вести определенные наблюдения и измерения, дают подробные консультации и обязательно интересуются полученными результатами.(см. приложение 2)

Используются и другие формы взаимодействия с семьей по оздоровлению: сов-

местное участие взрослых и детей в подвижных играх, досугах, тренингах.

Очень сплачивает педагогов и родителей совмесно проводимые праздники «Дни здоровья». Перед ними стоит задача дать родителям опреленную модель физического воспитания детей, обучить их практическим навыкам, обеспечивающим целостность процесса воспитания. Для этой цели привлекаются не только родители, но и бабушки, дедушки, братья и сестры.

Интересной формой работы являются психо-тренинги, проводимые педагогом психологом. Например «Цветик-семицветик». Цель которого-просвещение родителей, обучение приемам проведения массажа в семье, приобретение опыта доверия, доброжелательности участников.

«Массаж цветов» например, взрослые по примеру ведущей, делают детям массаж: троекратное поглаживание спины, рук и ног сверху вниз ,приговаривая нежные и ласковые слова, затем аналогичный массаж выполняется при повороте ребенка на спину. Дома такой массаж делают друг другу всем членам семьи.

Задачи профилактики заболеваний физического, психоэмоционального

развития, коррекции интегрируются в работе всего пед. коллектива.

Например, инструктор физкультуры, учитывая специфику нашего Дет. сада,

большое внимание уделяет использованию на занятиях элементов дыхательной гимнастики, что способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению лимфо и кровообращения в легких. Разработана система дыхательных упражнений, утренней гимнастики и физкультурных пауз и успешно применяется воспитателями всего Дет. сада.

Музыкальное воспитание также входит в систему оздоровительной работы нашего Дет. сада, поскольку музыка имеет огромные возможности для улучшения

нервно-психического здоровья детей, развития сферы, повышения социально-адаптивных функций. Разные виды муз. деятельности на различные функции организма. Муз.руководитель обязательно включает в занятия дыхательные и музыкально-ритмические упражнения, способствует развитию и коррекции психо-эмоциональной сферы.

Учитель-логопед проводит на занятиях оздоровительный массаж пальцев» Суджок»,логоритмические упражнения, которые также помогают в оздоровлении детей.

По итогам данной работы с педагогами и родителями можно судить о положительных результатах:

-Анализ заболеваемости детей имеет постоянную тенеденцию к снижению

-снизилась простудная заболеваемость на 5%,пропуски одного ребенка по болезни по сравнению с 2004г. уменьшились на 2 дня

-повысилась посещаемость на 3.1%

-в физической подготовленности у большинства детей прослеживается улучшение личных показателей. Данные скоростной выносливости(бег на 30м) показывают положительную динамику у 69% воспитанников, в развитии скоростно-силовых качеств (прыжки в длину) свои результаты улучшили 89%.

Приложение 1

Оценка состояния здоровья детей

параметры наблюдения

показатели нормы

симптомы возможных отклонений от нормы(на что обратить внимание)

вероятный диагноз

состояние кожи

бледно-розовая или смуглая,чистая,умеренно влажная

необычная бледность,синева под глазами,вокруг рта,сероватый колорит,светлые пятна

желтушность

расчесы

красноватые бляшки с расчесами

отечные волдыри ярко-розового цвета,зуд

асимметричные высыпания,отечные расчесы,пузыри,подсыхающие в корки или мокнущие язвочки

гнойные высыпания,воспаления тканей,»медовые корки» на месте волдырей

симметричная сыпь часто расползающаяся по всему телу

показатель любых отклонений от нормы функционирования организма(например хронические заболевания.

Также могут быть вариантом нормы этнические признаки или нарушение пигментации.

Болезнь Боткина,заболевания печени.Возможна каротиновая желтуха при нормальном физическом состоянии ребенка из-за избытка в рационе моркови или ее сока.

педикулез(вши),укусы комаров,блох

псориаз

крапивница

аллергические дерматиты

пиодермия,стрептодер-

мия,фурункулез

инфекционные заболевания:корь,крас-

нуха,ветрянка,скарлати-

на

язык и слизистые рта

бледно-розового цвета,без налета

налеты на языке

«простуда на губе»

ярко-красные слизистые,покрытые беловато-серым налетом

покраснения и отек мягкого неба,желтовато-белые нагноившиеся пузырьки,сопровождающиеся болью в горле

болезни печени,сердечно-сосудистой системы,нарушение деятельности других органов и их систем

герпес

стоматит,острые инфекции,авитаминоз

ангина

глаза

белки глаз бледно-голубые,белые.Выделений нет

слезотечение,отек и покраснение кожи век,слизистые или гнойные выделения из глаз

конъюктивит

нос

без выделений,дыхание свободное

обильные жидкие или слизисто-гнойные выделения из носа

зуд и жжение в носу,приступ чихания,ребенок постоянно трет нос-«аллергический салют».Водянистые или пенистые выделения из носа.

насморк(ринит)

аллергический ринит

приложение 2

Варианты домашних заданий

Задание №

Тема: Экран настроения

Уважаемые родители! Нам очень важно знать, какое отношение складывается у вашего сына(дочери) к детскому саду, с каким настроением ребенок идет в группу и уходит домой.

Пожалуйста, помогите нам проанализировать психологическое состояние детей в период адаптации. Для этого в течение месяца в Дневнике достижений надо рисовать(или штамповать)пиктограммы с изображением настроения ребенка до прихода в Дет. сад и после ухода домой из группы. Этим вы поможете педагогам построить систему индивидуальной работы конкретно с вашим ребенком, с учетом его психо-эмоционального развития.

Пожалуйста, укажите условные обозначения, которыми вы будете пользоваться во время ведения листа адаптации.

Благодарим за сотрудничество! Педагоги детского сада.

Поделиться:

Оставить комментарий