Вы находитесь здесь: Главная > Музыкальному руководителю > Доминантное занятие в подготовительной группе «В семействе струнных инструментов»
Post Icon

Доминантное занятие в подготовительной группе «В семействе струнных инструментов»

Автор: Грязнова Ирина Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ детский сад «Сказка» п. Приполярный, Берёзовский район,  Тюменская область

Доминантное занятие в подготовительной

группе «В семействе струнных инструментов»

Цель:

Познакомить детей с инструментами струнной группы.

ЗАДАЧИ:

Научить различать их по внешнему виду,  по звучанию в оркестре;

Научить запоминать названия музыкальных инструментов;

Научить вслушиваться в музыку, определять её характер;

Воспитывать доброжелательность, усидчивость, желание учиться.

Материал и оборудование: Музыкальный центр, диски с записью музыкальных инструментов, записи классической музыки:

Наглядность (нарисованная карта с изображением 4-х домов), изображения инструментов струнной группы: скрипки, виолончели, контрабаса. Изображения других музыкальных инструментов (ударная группа)

Предварительная работа: Разучивание песен: «Сверчок» музыка и слова Т. Прописновой, «Веселый музыкант» музыка А. Филиппенко.

Ход занятия

 Дети заходят в зал, садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель. (М. р.) Ребята! Сегодня я хочу вам показать очень интересную карту одного города. Город этот необычный: в нем живут не люди, а представьте себе – музыкальные инструменты.

(Показываю нарисованную карту, на которой изображены четыре дома. В каждом доме живет семейство определенных музыкальных инструментов.)

М. р. У нас у всех есть имя и фамилия. Вы знаете свои имена? (Ответы детей). А фамилии? (Ответы детей). У всех членов вашей семьи – у мамы, папы, брата, сестры одна фамилия. Вот также и у музыкальных инструментов есть имя и фамилия. Посмотрим, кто же живет в этом домике? (Обращаю внимание детей на дом струнных инструментов). Сегодня мы побываем в гостях у семейства струнных инструментов. Посмотрите, у нас дом трехэтажный. Давайте заглянем, кто же живет на самом верхнем этаже.

(Открываю самое верхнее окошко. В нем – изображение скрипки.)

М. р. Здесь живет дочурка – скрипка. Она – самый маленький инструмент из большого семейства струнных инструментов. Посмотрите: у нее, как и у вас есть шея (гриф), есть туловище (дека). У скрипочки четыре струнки и прекрасная тонкая талия. А вот эта палочка (показываю на изображение смычка)  называется смычок. Смычком водят по струнам и получается чудесная музыка.

(Показываю, из чего состоит скрипка на большой иллюстрации).

М. р. Так как наша скрипочка маленькая, то и голосок у неё тоненький и нежный. Послушайте, как она поёт.

(В записи звучит тема Шехеразады из  симф. картины «Шехеразада» муз. Н. А. Римского-Корсакова.)

М. р. Ребята! Вам понравилось, как пела скрипочка? (Ответы детей) На скрипке играют стоя или сидя, держа инструмент у шеи и проводя смычком по струнам. Вот так. (Показываю.) А давайте представим себе, что мы музыканты, поиграем на скрипочках. (Под фонограмму дети играют на воображаемых скрипках). Вот как здорово у вас получилось. Молодцы!

А теперь посмотрим, кто же живет на втором этаже нашего дома?

(Открываю среднее окошечко. На рисунке изображен инструмент – виолончель.)

М. р. А здесь живет мама нашей скрипочки – виолончель. Видите – она больше ростом. Но мама – виолончель и дочка – скрипочка очень похожи друг на друга. Ведь правда?

(Показываю изображение  на большой иллюстрации. Дети находят сходство и различия между инструментами.)

М. р. Скажите, пожалуйста, ребята, кто помнит, какой у скрипочки голосок?

(Ответы детей: тоненький, звонкий, нежный, красивый, чудесный)

М. р. А у мамы-виолончели голос более низкий, мягкий, бархатный. Послушайте, как поет виолончель.

(В записи звучит отрывок из «Карнавала животных» Лебедь. Музыка К.Сенс-Санса).

М. р. На виолончели играют сидя. У неё есть даже специальная штучка – палочка, на которую во время игры

опирается инструмент. Поиграем на виолончели? (Дети под фонограмму звучания виолончели играют на воображаемом инструменте.)

М. р. Замечательно играли! А лучше всех мне понравилось, как играли ребята (называю имена ребят.) А теперь послушаем, как разговаривают между собой скрипочка-дочка и мама-виолончель.

(В записи звучит произведение, где играет скрипка и виолончель)

М. р. Ребята! Вы услышали, где говорила скрипочка, где виолончель, а где они разговаривали вместе? (Ответы детей.) А теперь немного поиграем. Когда вы услышите, как поет скрипка, то будете изображать игру на скрипках, а когда зазвучит виолончель – играйте на этом инструменте.

 (В записи звучит скрипка и виолончель. Ребята выполняют задания.)

М. р. Молодцы, ребята! Почти все справились с этим непростым заданием.

У нас осталось последнее окошечко на самом нижнем этаже. Посмотрим, кто же живет там.

 (Открываю самое нижнее окошко. На рисунке изображение  контрабаса.)

М. р. А здесь живет папа нашей скрипочки – контрабас. Видите, он намного больше и скрипки, и виолончели. Он такой большой, что на нем играют стоя. Этот инструмент такой великан – его рост составляет целых два метра.

(Обращаюсь к детям) Как вы думаете, ребята, у такого великана какой должен быть голос? (Ответы детей: низкий, грубый, тяжелый, громкий )

М. р. Вы отгадали правильно. Контрабас звучит низко и громко. Послушайте как.

(В записи звучит отрывок из «Карнавала животных» Слон. Музыка К. Сенс-Санса).

М. р. Все эти инструменты – и скрипка, и виолончель, и контрабас относятся к семейству струнных, потому что у них у каждого есть по четыре струны. А как же появились первые струнные инструменты? Давным-давно наши предки на охоте стреляли из лука, натягивали тетиву и пускали стрелу. Однажды они услышали, что тетива очень красиво и звонко поёт. Так появились на свет струны, а затем и струнные инструменты.

М. р. А теперь мы с вами поиграем в музыкальную игру. Я выкладываю  перед вами изображения знакомых вам инструментов, а вы должны выбрать инструменты одной группы и назвать их. (Дети выполняют задание.)

А теперь вы должны отгадать инструмент по звучанию и назвать его.

(В записи звучат фрагменты музыкальных произведений.  Дети отгадывают)

М. р. Молодцы, ребята! Почти все справились с этим сложным испытанием.

А какие песни про струнные инструменты вы знаете?

(Дети поют песни «Сверчок» музыка и слова Т. Прописновой и «Веселый музыкант» музыка А. Филиппенко).

М. р. Сегодня мы с вами побывали в гостях у большой семьи струнных музыкальных инструментов. А есть еще и много других семейств музыкальных инструментов, с которыми мы будем знакомиться на других занятиях. Надеюсь, что это путешествие вам понравилось. До свидания.

 (Дети под музыку выходят из зала.)     

Теги: ,

Поделиться:

1 комментарий

  1. Людмила:

    Очень хорошее занятие. Тема раскрыта в полном объеме, в интересной форме. Молодец!

Оставить комментарий