Вы находитесь здесь: Главная > Работы конкурсов > Экологический проект « На майской тропе»
Post Icon

Экологический проект « На майской тропе»

Автор: Галкина Светлана Сергеевна, воспитатель МБДОУ №5 «Сказка» г. Королёв

Экология стала самым громким словом на земле, громче войны и стихии. Оно характеризует собой одно и то же понятие вселенской беды, никогда прежде не существовавшей перед человечеством.

В. Г. Распутин

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, с творческими элементами.

Участники проекта: дети средней группы, воспитали группы; характер контактов: среди участников одного учебного заведения.

Срок реализации проекта: краткосрочный, в рамках 2-3х недель(последние недели мая и начало июня).

Цель:
Продолжать формировать экологические знания о цветах и насекомых нашей полосы.

Воспитывать экологическую культуру у дошкольника, начиная с воспитания любви к малой родине.

Актуальность :

Тема «Человек и природа» никогда уже не потеряет своей остроты . «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». [ст.58 Конституции Российской Федерации] И тема экологического воспитания никогда не потеряет своей актуальности. Все понимают, что воспитывать чувство любви к природе у ребенка необходимо с рождения, только тогда он станет ее защитником.

 

Проблема :

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Можно сказать, что экологическое воспитание, конечно, начинается с любви к своей малой Родине. Наша задача научить любить и ценить родной край . Именно в период дошкольного детства происходит то становление основ человеческой личности, которые формируют начала экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.


Задачи:
- Продолжать формировать навыки культуры поведения в природе.

- Расширять представления о способах правильного взаимодействия человека с растительным и животным миром.
- Упражнять в умении различать цветы ,насекомых, узнавать их по изображению .
- Развивать внимание ,воображение и память; быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление. Развивать творческий потенциал, учить пользоваться личными впечатлениями от наблюдений.
- Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества.

-Продолжать формировать потребность в бережном отношении к природе, побуждать к системным наблюдениям.

Методы реализации :

Метод полной интеграции : экологическое воспитание с ФЦКМ, с социально-коммуникативными навыками, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская деятельность, конструирование, музыкальное воспитание, физическое развитие, игровая деятельность ,деятельность бытового труда.


Формы реализации:

  • Интегрируемые занятия
  • Беседы
  • Наблюдение
  • Экскурсии
  • Просмотр мультфильмов
  • Рассматривание наглядных пособий и иллюстраций
  • Изобразительная деятельность
  • Чтение художественной литературы
  • Прослушивание музыкальных произведений.
  • Игры
  • Досуг

 

 

Взаимодействие с родителями:

  • - Консультации для родителей « Как гулять с ребёнком с пользой»
  • - Консультации для родителей о том, что почитать , что посмотреть по теме .

Необходимые условия реализации проекта:

  • - интерес детей и родителей;
  • - материальное обеспечение проекта;
  • - методические разработки;

 

Планирование ожидаемых результатов:

  • Расширение кругозора детей о насекомых и цветах нашей полосы.
  • Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
  • Повышение  активности и интереса  каждого  ребёнка в проектной деятельности;
  • Проявление устойчивого интереса к окружающей живой среде у  детей средней группы.
  • Воспитание сострадания, любви .
  • Воспитание художественно-образного виденья мира.
  • Воспитание патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране.

 

 

Методическая литература:

  1. Алябьева Е. А .Природа. Сказки и игры для детей-. М:ТЦ Сфера,2014.(Детям о самом важном)
  2. Шорыгина Т.А.Познавательные сказки. Беседы с детьми о Земле и её жителях.- М:ТЦ Сфера,2014.
  3. О. Дыбина: Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников.-М: Сфера, 2014 г.
  4. Щетинина А. М. Учим дошкольников думать. Игры, занятия, диагностика.-М:ТЦ Сфера,2011.
  5. Бабина Н.В. 500 как и почему для детей.-М: Сфера ,2012
  6. Пальчиковые игры.

 

 

Дидактический Материал:

  1. Наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках» (Мозаика-Синтез 2014г) : «Цветы», «Насекомые», «Садовые растения» .
  2. Наглядно-дидактическое пособие « Как вести себя в лесу»
  3. Наглядно-природный материал.
  4. Наглядно-дидактическое пособие (карточки графическим изображением) «Правила поведения в природе».

 

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

  • Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.

Накануне родителям сообщается тема проекта и дается домашние задание:

  • Посетить с ребенком сады и скверы, провести наблюдения.
  • Заучивать стихотворения.
  • Отгадывать загадки про насекомых и птиц.
  • Рассматривать иллюстрации на тему в книгах и журналах, принести книги в детский сад.

 

II этап-разработка проекта.

  • Перспективное планирование проекта.
  • Создание необходимых условий для реализации проекта.
  • Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
  • Разработка сценария на итоговый досуг.
  • С помощью детей составили план реализации проекта.
  • Дети запланировали узнать о насекомых и цветах из фильмов, энциклопедий, рассказов и наблюдений .

 

III этап – выполнение проекта

Проведение итогового экологического досуга « Приключения на лесной полянке »

  • Игровая деятельность

Настольно-печатные игры:

Лото «Насекомые», Разрезные картинки, «Найди 5 отличий», «Узнай и отличи комнатные ,садовые и луговые цветы».

Дидактические игры экологического характера :

«Цветы луговые и садовые», «Летает, плавает, бежит» ,« Кто в домике живёт?», «Кто что делает?( пчела-летает, собирает, кузнечик…) «Узнай по описанию» , , «Сколько лепестков?(лап и крыльев)», « Узнай по звуку», «Доскажи про цветок», «Дорисуй бабочку», «Расскажи историю».;

Пальчиковых игры и решение логических задач.

 

Подвижные игры на площадке:

«Бабочки» , « Кузнечики», «Муравейник», «Медведь и пчелы»

 

Интегрируемые Области Содержание и виды детской деятельности

Социально – коммуникативное

развитие

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия на поляну»

Тематическое занятие по теме: «Насекомые родного края»

Рассматривание иллюстративного материала по теме.

Тематическое занятие «Жизнь насекомых», «Какие разные цветы».

Наблюдение за насекомыми и цветами.

Беседа : «Правила поведения в природе.»

Трудовая деятельность

-Труд на участке и в природе.

-Уход за комнатными растениями.

Познавательное развитие.

Познавательные беседы с детьми о Земле и её жителях, об охране и бережном отношении к ним и к среде их обитания ;

Рассматривание иллюстраций природоведческого характера;

Тематические прогулки

Ежедневные прогулки-наблюдения по теме, с сопроводительными беседами ,рассуждениями и выводами (Наблюдение за майским жуком, за божьей коровкой, за цветником, за одуванчиком, за комаром, за стрекозой, за мать-и-мачехой, за бабочкой) .

Просмотр мультфильмов

«Дюймовочка», «Приключение муравья», «Под грибом», «Букашки».

Речевое развитие.

Творческое рассказывание:

Составление описательных рассказов о природе, о насекомых ,о цветах.
Придумывание детьми сказки « Если был бы я бабочкой…» , «Муравейник».

Отгадывание загадок. Придумывание загадок детьми.

Чтение стихов, рассказов, сказок о цветах, лугах, оранжереях. Заучивание стихотворения «Трудолюбивая пчелка».

Чтение художественной литературы:

Чтение художественной литературы ,сказок экологического характера:

Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»,« Ты сочком их не лови » Шорыгина Т.А.,« История одного цветника» Алябьева Е.А..

Работа с текстом по частям, сопровождая чтение показом иллюстраций, картинок, открыток (тематический словарь в картинках).

Пополнение словарного запаса.

Пословицы и поговорки. Народные приметы .

Художественно – эстетическое развитие.

Рассматривание картин:

Продуктивная деятельность :

Конструирование: «Муравейник»(построение муравейника и лепка муравьёв).

Рисование «Лето» (мелками на асфальте).

Аппликация «Стрекозы и бабочки» (Коллективная работа)

Музыкальная деятельность :

Прослушивание музыкальных произведений классики. Прослушивание детских песен. Прослушивание звуков леса , насекомых.

Физическое развитие.

Подвижные игры в группе.

Подвижные игры на площадке.

Дыхательная гимнастика.

Закаливание.

Результаты реализации проекта

  • Расширился кругозор детей о насекомых и цветах нашей полосы.
  • Повысились любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
  • Повысились  активность и интерес  каждого  ребёнка в проектной деятельности;
  • Проявился устойчивый интерес к окружающей живой среде.
  • Проявлялись чувства сострадания и любви.
  • Обогатилось художественно-образное виденье мира.
  • Усилилось чувство патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране.

 

 

Приложение

Сценарий экологического досуга « Приключения на лесной полянке»:
Досуг состоит из двух частей:

  1. Викторина «Путешествие в мир цветов и насекомых ». Закрепление пройденного материала.

  2. Итоговая беседа по прочтением экологической сказки «Встреча на лугу» Т. Шорыгиной . Обсуждение, ответы на вопросы.

Цель досуга:

- обобщить знания детей о мире цветов и насекомых , в форме проведения экологической викторины, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности ранее.


Ход викторины:

Досуг проходит на улице. Если не позволяют погодные условия, то в группе создаются декорации майского луга.

Действующие лица : Воспитатель ,дети, сказочный персонаж Дуремар.

Воспитатель:

Дорогие ребята! Сегодня мы отправились с вами в путешествие! Мы пришли на лесную полянку. И здесь мы с вами окунёмся в богатый, прекрасный и бесконечно- разнообразный и удивительный мир природы. Да, да, даже на этой небольшой полянке находиться целый мир! Ведь где бы вы ни были: в лесу, на лугу, на берегу реки – повсюду нас окружают загадки и таинства!

Посмотрите, какая красота вокруг. Как красиво поют птицы. Сейчас я вас, ребята, познакомлю с лесными правилами: «Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать, бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай, что в лесу нельзя шуметь. Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки. Ветки дуба не ломай! Никогда не забывай: мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать. Из рогатки не стрелять. В лес приходят отдыхать. Бабочки пускай летают, ну кому они мешают? Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить… »

Мы сегодня с вами проведём викторину: «Путешествие в мир цветов и насекомых ». Мы разделимся на две команды. Правила поведения во время викторины: выслушать вопрос задания до конца, не подсказывать отвечающему; кто знает ответ, поднять руку, если дети одной команды не знают ответа на вопрос, то отвечают дети другой команды; каждый правильный ответ оценивается шишкой. После проведения викторины мы подсчитаем количество шишек и определим победителя.

Разделимся на команды:
1 команда «Фиалки».
2 команда «Ландыши»

Воспитатель: Ребята , посмотрите, кто это там ловит бабочек сочком ?

Дети: Это же Дуремар из сказки про Буратино!

Воспитатель: Посмотрите , он же давит и траву и цветы!

Дуремар: Да! Сейчас всех бабочек переловлю и тогда и за стрекоз примусь!

Воспитатель: Ребята , давайте пригласим Дуремара к нам на викторину и объясним, почему нельзя этого делать !

Дети: А если он не захочет нас слушать?

Воспитатель: Мы пригласим его красиво и вежливо , мы покажем ему , что можно быть добрыми и желать помочь ближнему. И тогда он нас послушает и не будет вредить природе.

Дети: (помощью воспитателя) :Здравствуй , Дуремар ! Все ребята хотят тебя пригласить к нам в гости и рассказать тебе про удивительный мир цветов и насекомых. Мы будем рады тебе помочь узнать что-то новое .И ,ещё, поиграем вместе !

Дуремар: Здорово, я согласен!


Воспитатель: Ну вот, ребята, у нас ещё и появились гости на викторине , будет ещё интересней! Начнём.


1 задание. Дидактическая игра «Что? Где? Когда?»

Блок «Цветы».

    1. Цветы относятся к растениям или животным?
    2. Как называются цветы, которые разводит человек?
    3. Где выращивают цветы зимой?
    4. Почему в южных странах цветы цветут круглый год , а в нашей стране нет?
    5. Как называются цветы , которые растут на лугу? В лесу? В поле? В воде? Только в доме?
    6. Как называются цветы из которых делают лекарства?
    7. Назовите части цветка.
    8. Какие цветы расцветают весной раньше других?
    9. Чем цветы отличаются друг от друга?
    10. Какие изменения происходят с цветком в процессе его развития?
    11. Почему люди так любят цветы?
    12. Что было бы, если бы с Земли исчезли все цветы или вся Земля покрылась бы одними цветами?

Блок «Насекомые»

  1. Кто из насекомых живёт большими семьями?
  2. Какое насекомое можно назвать ночным фонариком?
  3. Какое насекомое живёт , только когда ему хорошо?
  4. Стенки гнезда какого насекомого напоминают бумагу серого цвета?
  5. Как муравьи находят дорогу к муравейнику?
  6. Как муравьи отличают «своих» от «чужих»?

Подсчёт баллов.

Задание 2. «Угадай цветок леса, сада, луга, дома».

Воспитатель. Ребята, узнайте и назовите цветок. Слушайте внимательно.

    1. Стоят в лугах сестрички —
      Золотой глазок, белые реснички.

(Ромашки).

    1. Цветёт он майскою порой,

Его найдёшь в тени лесной:

На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят.

(Ландыш).

  1. Цветочек этот голубой
    Напоминает нам с тобой
    О небе — чистом-чистом,
    И солнышке лучистом!

(Незабудка)

  1. Есть у весеннего цветка
    Приметы, чтоб не ошибиться:
    Листик — как у чеснока,
    А корона — как у принца!

(Нарцисс).

  1. Из луковки вырос,
    Но в пищу негож.
    На яркий стаканчик
    Цветок тот похож.

(Тюльпан)

  1. Кувшинчики и блюдца
    Не тонут и не бьются.

(Кувшинка).

  1. Очищают воздух,
    Создают уют,
    На окнах зеленеют,
    Круглый год цветут.
    (Цветы)
  1. Вырос он под солнцем жгучим
    Толстым, сочным и колючим.
    (Кактус)

 

  1. По утрам мои цветки
    Неказисты и мелки,
    Зато ночью аромат
    Наполняет целый сад!

(ночная фиалка)

  1. Из зеленого цыпленка,
    Сплошь покрытого пушком,
    Становлюсь я горделивым
    Алым петушком!(мак) Подсчёт баллов.

Задание 3. «Угадай насекомое». Воспитатель. Ребята, узнайте и назовите насекомое. Слушайте внимательно.

  1. Пришли мужики без топоров,

Срубили избы без углов.

(Муравьи)
2. Ниток много-много,

А в клубок не смотает,

Одежды себе не шьет,

А ткань всегда ткет.

(Паук)

    1. Что за пуля – летит и жужжит?

(Жук)

    1. Не птичка, а с крыльями:

Над цветами летает,

Нектар собирает.

(Бабочка)

    1. Хоть имеет много ножек,

Все равно бежать не может.

Вдоль по листику ползет,

Бедный листик весь сгрызет.

(Гусеница)

    1. Не зверь, не птица,

Нос, как спица.

Там, где садится,

Может кровь пролиться.

(Комар)

    1. С ветки — на тропинку,

Прыгает пружинка —

Зеленая спинка,

По травам и былинкам –

Перепрыгнет и тропинку.

(Кузнечик)

    1. Не моторы, а шумят,

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а как обидишь – ужалят.

(Осы)

    1. С утра жужжу,

Цветы бужу.

Кружу-кружу,

Мед вожу.

(Пчела)

 

    1. Народ рабочий

Весь день хлопочет,

Возле пня дом строит.

Вот так дом – в тысячу окон!

(Муравейник)

 

Подсчёт баллов

Задание 4. «В мире природы» (ответы на вопросы) .

1. Какое растение может вас обжечь? (Крапива).

2 Вы натёрли ногу в пути, какое растение может облегчить боль? (Подорожник) .
3. Время года, когда просыпается природа? (Весна).
4. Кто является санитаром леса из насекомых? (Муравей).

5. Верхняя сторона листьев этих растений холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – нежная и теплая, как родная мама (Мать-и-мачеха).

6. Гирлянды маленьких, беленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков – красная ядовитая ягода. Что за растение? (Ландыши) .

Задание5. «Найди причину» и доскажи предложения.

1. Все цветы на клумбе завяли, потому что …..(их долго не поливали, стояла жара).

2.Стебли растений были тонкими, слабыми, цветки мелкими, потому что….( их не удобряли, не подкармливали)

3.Летом пчёлы заготавливают мёд, потому что…( много пыльцы)

4.Липа называется медоносной, потому что…(пчёлы питаются её пыльцой)

5.Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что..( насекомые исчезают)

6.Пчёлы и шмели роем летали над кустами жасмина, потому что ..( собирали пыльцу)

Воспитатель: Послушайте стихотворение об одном очень трудолюбивом насекомом:

- Вот в лесочке, на пенёчке выросла большая кочка:

Муравьиный это дом и жильцов без счёту в нём;

Муравьи спешат, снуют по дорожкам там и тут.

То травинку, то личинку вместе тащат по тропинке.

Этот город муравьиный, охранять должны мы с вами.

Музыкальная пауза песня «Не обижайте муравья» ( дети танцуют)



Задание 6. «Сказочные объявления» Вы должны догадаться, какое насекомое написало это объявление, и изобразить его .

- «Друзья, кому нужен мёд, обращайтесь ко мне». (Пчела)

- «Свяжу красивую и надёжную шаль». (Паук) .

- «Я самая обаятельная и привлекательная! Поскачу, пропою ,так и лето проведу ! » (Стрекоза) .

- «Я очень люблю пыльцу. Пригласите меня, ребята, в цветник». (Бабочка)

Подвижная игра «Садовник»

Задание7 Воспитатель: Ребята, вы должны описать поведение человека по отношению к объектам природы, объяснить эти действия по рисункам с (графическим) изображением правил.

Если мы не будем выполнять эти правила, то можем нанести вред окружающей природе.

Рис. 1. Береги муравейники. Помни: муравьи – санитары леса!

Рис. 2. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков!

Рис. 3. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в почву. От этого погибают насекомые и растения!

Рис. 4. Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе!

Рис. 5. Не лови бабочек, кузнечиков и других насекомых!

Рис. 6. Не ломай, не руби ветви деревьев и кустарников!

Рис. 7. Не разжигай костёр. От огня погибают и задыхаются многие растения и насекомые!
Воспитатель подводит итоги викторины. Награждение команд.

Воспитатель:

Мы любим все лес в любое время года,

Мы слышим ручеек медлительную речь.

Все это называется природа,

Давайте же, всегда ее беречь!

В лучах ромашки солнечного света,

Такие, что светлей, на свете нет.

Природой называется все это,

Дружить с ней будем много лет.

Воспитатель: Ну вот, ребята, наше путешествие подошло к концу и нам пора прощаться с нашим гостем возвращаться в свою группу, но мы с вами еще раз обязательно придем в гости на эту лесную поляну.

Дети : До свидания , Дуремар !

Воспитатель: Приходи к нам ещё и приводи к нам в гости Карабаса, мы ему расскажем, как надо обращаться с детьми и почему нельзя их бить !

II часть проводиться после полдника: Физкультминутка

Мы идём во лесок, будь внимателен дружок. (Ходьба) .

Впереди – ручеёк, перейти - вот мосток. (Ходьба на носочках) .

Мы попрыгаем немножко по извилистой дорожке. (Прыжки) .

Как услышим в небе гром – спрячемся мы под кустом. (Приседания) .

Будем медленно идти – дождь настигнет нас в пути. (Лёгкий бег) .

Мы пришли с тобой, дружок, во дремучий во лесок. (Ходьба) .

Чтение познавательно-экологической сказки «Встреча на лугу» [ист.2,стр63]

Вопросы после прочтения [ист.2,стр. 65] Обсуждение и заключительная беседа.

СКАЧАТЬ РАБОТУ ПОЛНОСТЬЮ

Теги:

Поделиться:

Оставить комментарий