Вы находитесь здесь: Главная > Фестивали > Экологический проект «Природа родного города»
Post Icon

Экологический проект «Природа родного города»

Автор: Губачёва Е. И., воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ № 52 г. Салават, РБ

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Актуальность проекта: У людей, живущих в современном мире общества, множество проблем, но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Общение детей с природой, организованное педагогом, вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Поэтому поиск оптимальных путей воспитания у детей любви к природе родного края, на мой взгляд, является актуальным на современном этапе развития экологического воспитания дошкольников.

Важно воспитывать способность у детей позитивно взаимодействовать с природой, руководствоваться гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе.

Ознакомление детей с природой – способствует сознанию важности окружающего мира.

Через общение с природой, возможно, обогатить речь ребенка, сделать ее разнообразной, выразительной. У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов.

В данном проекте отражены актуальные вопросы, связанные с реализацией регионального компонента образования, начиная с дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте ребенок сензитивен к восприятию системы знаний о природе. Сложившиеся система ценностей в воспитании подрастающего поколения требует совершенствования.  

Проект, направлен, на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста о природе родного края, города. Знание детей приблизятся к системным. Дети проявят устойчивый, познавательный интерес к познанию природы нашего края. Смогут прогнозировать негативные воздействия человека. Проявят чувства гордости и восхищения малой Родиной. Данная программа поможет решить задачи воспитания маленького гражданина не равнодушного к проблемам региона.

Направленность проекта – приобщение детей к изучению и защите природы родного края.

Новизна и актуальность – система подачи задач, методов, средств по знакомству детей старшего дошкольного возраста с природой родного края, с учетом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно образовательной, совместной и самостоятельной деятельности.

Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста и их родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного города.

Задачи проекта:

1. Формирование системы элементарных экологических знаний доступных пониманию ребенка-дошкольника о природе родного края.

3.Развитие познавательного интереса к миру природы, умение отражать это в художественно продуктивной деятельности.

4.Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

5. Воспитание любви к природе, личной ответственности за ее сохранность.

Сроки проекта: 2 года /сентябрь 2012-май2014 г./

Ресурсное обеспечение проекта:

  - Уголок природы в группе, оснащение его бросовым материалом, цветник на участке детского сада.

-Методический инструментарий (Методическая, научно-познавательная и художественная литература для детей)

- Материально – техническое обеспечение (компьютер, фотоаппарат, канцелярские принадлежности, фонотека, стеклянная посуда для экспериментов, колбы, горшочки, баночки, песочные часы, часы, лупа, пластмассовые ножи для опытов, индивидуальные блюдца для экспериментов, салфетки, садово-огородный инвентарь)

 - Наглядный материал: плакаты, иллюстрации, настольно-печатные игры, дидактические игры по экологии.

ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Этапы проекта

Содержание работы

I этап. Подготовительный. Постановка цели и задачи, определение направлений, объектов и методов исследования.
Предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.
Составление перспективно - творческого плана. По ознакомлению детей с природой родного края .

II этап. Основной.

III этап.

Заключительный

1. Использование словесных методов:

- Беседы, знакомство с легендами нашего края, сказками, рассказами, стихами о нашем крае.

- Аудиозаписи о природе и животном мире – закрепление голосов животных и природных шумов.

- Подвижные и дидактические игры

- Составление экологических сказок

- Загадки.

- Чтение художественной и познавательной литературы.

2. Использование метода

экспериментирования и моделирования.

- Использование схем, моделей

- Использование карт, составление планов.

- Экспериментирование с природным материалом.

Знакомство со свойствами природного материала.

- Создание макетов – продуктивная деятельность, использование их в игре,

- Пиктограммы (мимическое отражение настроения)

3.Практические методы.

- Проведение акций: «Сдай бумагу – спаси дерево», «Покормите птиц зимой»; конкурсы: «Лучшая кормушка», «Жалобная книга природы» - составление творческих рассказов детей, мотивация отношения к природе.

- Викторины, КВН – закрепление и обобщение знаний.

- Создание гербариев – поисковая деятельность, закрепление знаний о растениях, правила поведения с растениями.

- Поделки из природного и бромового материала – развитие творческих способностей, закрепление знаний (конкурсы «Краски осени», «Вторая жизнь упаковки др.).

4.Наглядные методы.

- Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий – донести детям всю красоту нашего края

- Просмотр видеофильмов – развитие эмоционального отклика.

5.Создание зон экологической среды.

- Уголок познавательной литературы (энциклопедии, познавательная и художественная литература, журналы, легенды, сказки.)

- Экологическая мини – лаборатория

(стаканчики для опытов, бумага для фильтрования, лупы, природный материал: камушки, песок, разная по составу земля, листья, ветки, шишки, мох, спилы разных деревьев; журналы наблюдений).

6.Работа с родителями.

-Анкетирование родителей

- Помощь в составлении гербариев.

- Пополнение художественной и научной литературы.

- Участие в соревнованиях (викторины, КВН).

- Участие в акциях и конкурсах (составление рассказов, фотомонтажи, природные поделки).

- Итоговое развлечение «Наш город - чистый город!» /«Земля наш общий дом»/

- Оформление фотовыставки «Природа просит помощи»

-Выставка поделок по художественному творчеству на темы: «Красота вокруг нас», «Вторая жизнь упаковки», «Краски осени»

-Выставка стенгазет на тему: «Наш город - чистый город!»;

Перспективный план по реализации проекта .

Тема

Сроки реализации

Мероприятия для детей 5-6 лет Мероприятия для детей 6-7 лет

Тема: «Мир вокруг нас»

Сентябрь-октябрь

- НОД /Познание/ «Учитесь жалеть и беречь»

НОД «Земля – наш общий дом»;

- Оформление фотовыставки «Природа просит помощи»;

-«Художественное творчество. Знаки природы»

-Рассматривание иллюстраций «Красота родного края»

- НОД /Познание/ «Для чего нужна Красная книга?»

- Составление экологических сказок: «Город в опасности» и др.

-НОД «Познание»/ П-ИиП(К)Д/ «Осеняя фоторамка»

-НОД «Художественное творчество/ «Золотая осень»

-Акция «Наш зеленый детский сад» /наблюдение за работой взрослых на цветниках, огороде/

Работа с родителями:

Анкетирование родителей на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»

Работа с родителями:

Совместная деятельность детей и родителей «Краски осени»

Тема:«Птицы»

ноябрь

- НОД /Познание «Перелетные и зимующие птицы»

- Рисование «Птичьи дома»

- Операция «Подарок птицам»/развешивание кормушек/

-Беседа «Жизнь птиц зимой»

-Экологическая игра «Птичья столовая»

- Презентация фильма «Птицы зимой»

- КВН «Друзья птиц»

Работа с родителями

Акция «Покормите птиц зимой» /конкурс на лучшую кормушку/

Работа с родителямиПридумывание историй «Как я спас птичку»

Тема: «Зимушка зима»

декабрь

-НОД /Познание/ «Зима пришла»

-Эксперимент «Свойства снега»

-Дидактическая игра «Зима в лесу»

-НОД «Художественное творчество/ «Зимушка зима»

- Рисование запрещающих знаков вырубки елей.

- НОД /Познание/ «Чудеса зимы»

- Эксперименты «Превращение снега», «Иней»

- Опыты «Воздух-неведимка», «Ветер»

- Рисование запрещающих знаков вырубки елей. Установка их на участках.

-Презентация «Ёлочка – хозяйка леса»

Работа с родителями.

Фотомонтаж « Елочка красавица»

Работа с родителями.

Выпуск листовок и распространение в микрорайоне

Тема:

«Наши братья меньшие»

январь

- Беседы «Животные нашего края», «Животные зимой»,

- Чтение художественной литературы: Д. Зуев «Тайны леса», «Волки»; Г. Скребицкий «Белка», «Заяц»; И. Соколов-Микитов «Медвежья семья», «Лоси»; А. Клыков «Лисица-

- Дидактические игры: «Назови признаки животных», «Кто, чем питается? », «Кто, где живет? », «Назови детеныша? »;

- Отгадывание загадок о животных;

- Подвижные игры «Зайцы и волк», «Хитрая лиса», «Бездомный заяц» и др. ;

Беседы «Где и как живут дикие животные», «Животные зимой»,

- Опыт «Как маскируются животные»

- Беседы «Где и как живут дикие животные», «Как животные зимуют»,

- Чтение художественной литературы: »; В. Бианки «Купанье медвежат»; Е. Чарушин «Волчишко», «Страшный рассказ»; Н. Сладков «Лиса и заяц»;

- Дидактические игры: «Угадай, чей хвост? », «Назови признаки животных», «Кто, чем питается? », «Кто, где живет? », «Назови детеныша? »;

- Отгадывание загадок о животных;

- Подвижные игры: «Волк во рву», «Охотники и звери», «У медведя во бору»,

- Художественное творчество/Рисование веревочкой/ «Животные»

- Викторина «Дикие животные нашего края»;

-Настольная игра «Посели животное»

Работа с родителями:

Конкурс на лучший плакат, памятку-призыв, рекламный щит о бережном отношении к природе родного края

Работа с родителями:

Изготовление книжки малышки «Любимый питомец»

Тема: «Волшебница-вода»

февраль

- НОД /Познание/ «Волшебница вода»

-НОД /Познание/ «Кто живет в воде?»

- Д/игра «Аквариум» /Использование метода моделирования/

-Опыты «Свойства воды»

- Беседа «Значение воды в нашей жизни».

- Чтение худ.литературы. Б.Заходер «Что случилось с водой», Н.А.Рыжова «Жила-была речка»

- Беседа «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»

- НОД /Познание/ «Берегите воду»

-Опыты «Свойства воды»

- НОД «Познание»/ П-ИиП(К)Д/ «Рыбки в аквариуме»

- Чтение худ.литературы», Н.А.Рыжова «Волшебница вода», «Как люди обидели реку»

Работа с родителями:

Зарисовка знака «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан»

Работа с родителями:

Коллективное создание альбома « Вода в нашей жизни»

Тема: «Весна-красна»

март

- НОД /Познание/ «Весеннее путешествие»

- НОД «Познание»/ П-ИиП(К)Д/ «Вторая жизнь упаковки»

-НОД «Художественное творчество» /Рисование/ «Весна красна»

Чтение художественной литературы .Г.Скребицкий «Счастливый жучок»

- Совместная деятельность/Оригами/ «Весенняя поляна»

- НОД/Познание/ «Перелетные птицы»

-Чтение художественной литературы . А Толстой «Сорока»

-НОД «Познание»/ П-ИиП(К)Д/ «Грачи прилетели»

-Художественное творчество/Рисование веревочкой/ «Жаворонок»

- Художественное

творчество»«Цветущий луг»/Аппликация/

-Опыт «Встреча с ручейком», «Радуга»

Работа с родителями:

Изготовление поделок из бросового материала на тему: «Вторая жизнь упаковки»;

Работа с родителями:

Акция «Чистый двор» / посильное участие родителей в субботнике по уборке территории детского сада/

Тема: «Растения и грибы»

апрель

-Беседы «Путешествие в мир растений», «Как растет растение»

-НОД «Растения как живое существо», «Лекарственные растения нашего края»

-Поисково-познавательная деятельность: «Может ли растения дышать?», «Нужен ли корешкам воздух?», «С водой и без воды», Наблюдение за растениями на участке;

-Рассматривание иллюстраций и беседы с детьми по энциклопедии «Растения»;

-Чтение художественной литературы: стихотворение Павловой «Зеленое платье планеты»,

-Дидактические игры: «Что лишнее», «Назови плод»;

- Оригами «Цветы», «Деревья»;

-Викторина «Лучший знаток деревьев».

-Беседы«Где растения любят жить?», «Растения нашего края» «Осторожно! Ядовиты растения и грибы»

-НОД «Зеленая аптека»

«Растения- легкие земли»

-Поисково-познавательная деятельность: « На свету и в темноте», « В тепле и в холоде», «Где лучше расти?»;

- Наблюдение за растениями на участке;

- Рассматривание иллюстраций и беседы с детьми по энциклопедии «Растения. Грибы»;

- Чтение художественной литературы: рассказы, Бианки;

- Дидактические игры: «Сравни», «Угадай по описанию»

-П/иг. « Собери съедобные грибы»

- Викторина «Растения нашего края»

Работа с родителями:

Создание экологического альбома «Мир растений»;

Работа с родителями:

Оформление проекта «Моя семья и природа»

Тема: «Насекомые»

май

-НОД «Шестиногие малыши»;

- Наблюдения за насекомыми;

- Ручной труд «Букашечки-таракашечки»;

- Настольные игры: «Лото»,

- Подвижные игры

- Рисование: коллективная работа: «Полянка».

- Лепка: «Паучок ползёт по ветке.

- Конструирование: (оригами) : «Бабочка», «Жук».

Аппликация «Бабочка-красавица»;

Акция «Наш зеленый детский сад» /наблюдение за работой взрослых на цветниках, огороде/

-НОД «Таинственный мир насекомых»

-Беседа «Насекомые и цветы созданы друг для друга»

-Художественное творчество «Бабочки красавицы»

-Конструирование из бумаги «Насекомые» /коллективная работа/

-Чтение художественной литературы. М.Михайлов «Лесные хоромы»

-Настольные игры: лото «Мир насекомых», домино «Насекомые»

-Беседа «Экологические пирамиды»

- Игра «Живая пирамида»

Акция «Наш зеленый детский сад» /наблюдение за работой взрослых на цветниках, огороде/

Работа с родителями:

Изготовление стенгазет на тему «Наш город- чистый город»

Работа с родителями:

Создание макета: «Полянка-дом насекомых».

Итоговое мероприятие

май

Развлечение «Наш город- чистый город!»

Развлечение «Земля наш общий дом»

Вручение дипломов и почётных медалей юных защитников природы.

 

Предполагаемые результаты:

Для детей.

 - У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Умение различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода).

 - Сформируется понимание детьми неразрывной связи человека с природой;

- Сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

- Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года. Узнают растения родного края, нуждающиеся в защите и охране, занесенных в красную книгу РБ;

- Узнают значение воды и воздуха, почвы в жизни всех  живых объектов природы, их свойства.

- Сформируется понимание целительной силы природы через ознакомление с лекарственными травами.

- Научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять правила поведения и безопасности в природе.

- Научатся проводить простейшие , исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.

Для родителей.

- К  экологическому   проекту  будут привлечены родители.

-Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада. У родителей сформируется желание быть активным соучастником ребенка  в его деятельности и творчестве.

 Риски.

1. Низкое познавательное развитие детей.

2. Низкая заинтересованность родителей.

3. Могут быть упущены отдельные направления экологического проекта из-за большого объема изучаемого материала

 Предупреждение рисков.

Для повышения познавательного интереса детей и их родителей провести в консультацию по разъяснению запланированных задач по экологическому проекту "Люби и береги природу ", привлечь родителей к активному участию в проекте совместно со своими детьми.

Составить план по реализации проекта, отслеживать выполнение плана с учетом принципа системности.

СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

Поделиться:

Оставить комментарий