Вы находитесь здесь: Главная > Доклады, консультации > «Экологическое воспитание детей через труд в природе»
Post Icon

«Экологическое воспитание детей через труд в природе»

Автор: Якупова Г. Р., воспитатель I квалификационной категории МБДОУ «ДС ОВ № 8»

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни …

Д. Родонович

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья.

Как же приучить их беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?

В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, который часто запоминаются на всю жизнь.

Приобретенные в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.

В общении с природой развивается детская любознательность, расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Большое значение для воспитания у детей любви к родному краю, развития речи, имеет ежедневное общение с природой. В результате расширяются и углубляются представления ребёнка, обогащается его словарь, закрепляется умение связно излагать свои впечатления об увиденном.
Одним из аспектов работы является ознакомление детей с природой на участке и за его пределами. Наш детский сад расположен в красивой местности, где растут деревья: осины, ивы, белоствольные берёзки, ели. Красив и привлекателен наш участок во все времена года. И, тем не менее, мы не раз замечали какое-то равнодушное отношение детей к этой красоте. Например, ребята любили играть под берёзой, она укрывала их от дождя, защищала от яркого солнца, но они не замечали кружевной зелени её листочков, не обращали внимания на их нежность. Мало кто из детей любовался только что распустившимися цветами, их яркими красками. Мы поставили перед собой задачу не только научить детей видеть красоту окружающей природы, но и вызвать у них желание участвовать в её создании. Для решения этой задачи важно, прежде всего, умение самого воспитателя ценить и любить родную природу, находить прекрасное и в ярком солнечном летнем утре, и в пасмурном дождливом осеннем дне, а также правильно организовывать труд детей.
Воспитание трудолюбия, уважения к труду, трудовых навыков необходимо начинать с ранних лет. При правильной организации трудового воспитания у детей могут быть достигнуты немалые успехи в их нравственном воспитании, в формировании у них интереса к труду, положительного отношения к нему, желания принимать в нем участие, а также формировании навыков, умений необходимых для различных видов трудовой деятельности.

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.

Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии (сочувствия, сострадания, сопереживания живым существам), позволяет ребенку увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы. Начав свою работу по теме: «Экологическое воспитание детей через труд в природе» я увидела знания, и представления детей о труде в природе были поверхностными.

Я поставила для себя цель: совершенствовать трудовые навыки и умения у детей, воспитание у дошкольников позитивного отношения к труду в природе.

Исходя, из поставленной мною цели в моей работе появились такие задачи:

1.Расширить и углубить представления о труде в природе;

2.Обогатить, расширить, систематизировать знания о взаимосвязях всего живого в природе;

3.Формировать трудовые умения и навыки;

4.Воспитывать интерес и любовь к труду природе;

5.Установить взаимодействие с родителями по трудовому воспитанию детей.

Одним из наиболее близких видов труда является труд в уголке природы.

В нашей группе в уголке природы много цветов. Цветы учат наблюдать и сравнивать.

Знакомство и закрепление представлений о комнатных растениях происходят на занятиях, в дидактических играх. Правильный уход за комнатными растениями закрепляются во время труда в уголке природы; дети выясняют, что есть влаголюбивые и засухоустойчивые, теневыносливые, светолюбивые растения. Когда дети ухаживают за комнатными растениями, они моют листья растений, гладят и выясняют, какие на ощупь: гладкие или шершавые, пушистые или колючие, обводят пальчиком контур листа, трогают почву (влажную, сухую), песок, природные камешки. Дети рассказывают о своих ощущениях – у них идет сенсорное развитие.

Уход за растениями в начале года осуществлялся мною в присутствие детей. Постепенно привлекая их к посильной помощи, показывала, как наливать воду, как держать лейку, поливать, обтирать листья, называя предметы ухода, приучая детей класть все на свои места.

В начале предлагала посмотреть, как обтирать листья, показывая, как проводить тряпочкой по листу в одном направлении от черешка к концу, иначе лист может сломаться. Затем дети закатывали рукава, чтобы не испачкать их. Каждому предлагала намочить тряпочку в тазу, выжать ее, положить лист на ладонь левой руки, а если лист большой, положить лист на всю ручку, до локтя, и осторожно вытирать. Во время работы наблюдала за каждым ребенком. После работы ополаскивали тряпочки, выжимая их, развешивали сушить.

Осматривая растения после работы, спрашивала детей: «Какие стали растения после того, как их вымыли?» Подвела детей к выводу: растениям необходим уход, тогда они будут, лучше расти, и развиваться.

Продолжала знакомить детей с рыбками, птицами, мелкими животными уголка природы. Также имеется аквариум с рыбками (гуппи, сом). В течение года идет наблюдение за ними. При появлении потомства разговоры детей только о рыбках «Куда спрятались?» «Сколько их?» «Кто их кормит?».

Так, как дети старшего дошкольного возраста имеют определенные навыки ухода за растениями и животными, вся работа ведётся самостоятельно под моим руководством: дети моют комнатные растения, заряжают аквариум, моют камушки, водоросли, ловят рыбок сачком, опрыскивают растения водой с мелкими листочками, очищают щеточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю, сеять овес, сажают лук, перебирают семена цветов.

Большой результат своей работе я вижу, когда дети ведут наблюдение за ростом и развитием растений и им интересно зарисовывать в индивидуальный альбом.

В течение весенне-летнего периода, когда растениям нужно больше питания, я при детях подкармливаю растения минеральными удобрениями, привлекая детей к работе (полить растения водой до и после подкормки), объясняя им цель подкормки.

В своей работе с детьми стараюсь, дать, знания о комнатных растениях с помощью используя опорные модели и художественное слово. Модели помогают детям сравнивать, анализировать, обобщать. Они лучше запоминают информацию и способны самостоятельно устанавливать зависимости и последовательность происходящего в природе.

В процессе работы я заметила, что дети очень любят экспериментировать. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и его средой обитания.

Детское экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь, с такими как наблюдение и труд.

СКАЧАТЬ РАБОТУ

Поделиться:

Оставить комментарий