Вы находитесь здесь: Главная > Доклады, консультации > Экологическое воспитание детей младшего возраста
Post Icon

Экологическое воспитание детей младшего возраста

Автор: Мелекесцева Е.А., Базанова Ю.О., воспитатели ГБОУ Самарской области средняя общеобразовательная школа пос. Сургут муниципального района Сергиевский Самарской области, структурное подразделение детский сад "Петушок"

Природа — мощный источник познания, которое через общение раскрывает человеку свои тайны и делает его более чувствительным к окружающему миру. Человек — часть природы, интерес ко всему живому заложен в нем с самого рождения, и едва ли не наиболее ярко проявляется в детском возрасте. Дошкольный возраст — важнейший этап в становлении экологического мировоззрения человека, который предусматривает создание предпосылок гуманного взаимодействия с природной средой. Проблемы экологического воспитания подрастающего поколения вышли сегодня на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Деятельность человека в природе нередко бывает безграмотной, неправильной с экологической точки зрения, ведет к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс вред природе, когда-то был ребёнком. Поэтому так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, потому что малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Ознакомление детей дошкольного возраста с миром природы является важнейшим средством формирования гармоничной, всесторонне развитой личности, которая обладает знаниями и навыками экологически целесообразного поведения в природе.

Главным условием реализации задач экологического воспитания является создание эколого-развивающей предметной среды, способствующей формированию у дошкольников экологической воспитанности, которая предусматривает приобретение представлений о само ценности и неповторимости компонентов природы, проявление гуманных чувств к живым существам, овладение умениями чувствовать красоту и любоваться ею, знать правила безопасного поведения в природе.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Когда ребенок  познает мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили и объекты природы. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, обнять дерево, самостоятельно открыть хотя бы одну тайну.

Формы и методы работы разнообразны: это циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке, целевые прогулки, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек, кукол и литературных персонажей:

- экологические занятия;

- игры экологического содержания;

- словесные обсуждения и проигрывание ситуаций;

- спортивно - экологические праздники;

- инсценировки, театрализованные представления.

Большое значение в экологическом воспитании имеет окружающая среда на участке детского сада. В процессе работы с детьми замечено,что они в ходе конкретных наблюдений легко могут установить связи между различными природными явлениями. Например, наблюдая за птицами, дети могут связать их перелет с наступлением весны. Ознакомление ребят с домашними животными и дикими зверями осуществляется с помощью наблюдений за кошкой, собакой, рассматривания картинок. Представления о жизни животных у детей постепенно становятся реалистичными. Они узнают о детенышах животных, об особенностях их внешнего вида.

Планирование занятий в младшей группе  подчинено сезонному принципу: каждый сезон длится достаточно долго,  дети его проживают и накапливают опыт повседневной деятельности    ( видят явления природы, изменения, одеваются для прогулки, играют соответствующим сезону образом). Каждая тема преподносится детям маленькими порциями на многих занятиях в разных видах деятельности, что способствует более прочному усвоению материала.

Чтобы провести занятия «Цветы», необходимо проделать предварительную работу. Научить детей любоваться растущими цветами, видеть  и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы, уважать труд людей, посадивших цветы для общей радости. Так как в младшем возрасте дети плохо осваивают названия цветов, то с ними просто можно водить хоровод вокруг небольшой клумбы, повторяя слова стихотворения и утверждая, что дети нашей группы цветы не рвут.

На осенней прогулке стараемся  показать детям, что природа прекрасна во все времена года. Объяснить, что в природе ничего не проходит случайно: опавшие листья нужны растениям зимой и осенью на земле, что, сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам, земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы.

Важным аспектом в работе по экологической культуре является работа с родителями. Она ведется непрерывно. В группе проводятся родительские собрания по вопросу экологического воспитания детей, где родителям разъясняется, какую роль в развитии личности, нравственном воспитании ребенка играют навыки заботливого, бережного отношения ко всему живому, рассказывается об эколого - оздоровительной работе, об участии родителей в этом процессе познания.  Только в тесном сотрудничестве с родителями, мы можем способствовать развитию у детей таких качеств, как доброта, трудолюбие, милосердие. Тогда эти черты, заложенные в раннем детстве, прочно войдут в характер человека и станут основой, тогда мы можем быть спокойней за будущее природы и окружающего мира.

 

Теги:

Поделиться:

Оставить комментарий