Вы находитесь здесь: Главная > Фестивали > Эколого – оздоровительный проект «Письмо другу»
Post Icon

Эколого – оздоровительный проект «Письмо другу»

Автор: Захаркина Людмила Николаевна, инструктор по физической культуре I квалификационной категории МБДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад «Дельфин», г. Абаза, Республика Хакасия

Эколого – оздоровительный проект «Письмо другу»

Эколого - оздоровительный проект «Письмо другу».

 

Актуальность:экологические проекты занимают особое место среди образовательных проектов. Их основа – чётко выверенные научные знания, подтвержденные опытами и наблюдениями.
Вступление человечества в эпоху новых взаимоотношений с природой требует изменения не только его поведения, но, что особенно важно, смены его ценностных ориентиров. Именно поэтому одной из актуальнейших проблем современного общества является проблема формирования экологической культуры личности.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры. В этот период у ребёнка происходит формирование осознанно-правильного отношения к окружающему миру, он начинает выделять себя из окружающей среды.

Эффективным средством формирования экологической культуры дошкольника является его включение в деятельность экологической направленности, которая предполагает взаимодействие детей с окружающей природной средой и направлена на становление нравственной позиции в отношениях человека к природе.

Поэтому комплексный подход в экологическом образовании дошкольников рассматривается как необходимость слияния экологического обучения с различными видами детской деятельности.

В век электроники и общения в формате sms мы практически перестали писать письма и открытки. Данный проект призван совместить усвоение экологических знаний и традицию написания писем. Идея проекта – больше узнать о жизни выбранной группы животных, показать детям их уникальность и неповторимость, на уровне чувств, имитационных движений и эмоций понять, что все животные уникальны и нуждаются в заботе.

Стратегия осуществления проекта:

Проект осуществляется на базе МБДОУ «ЦРР – ДС «Дельфин» в средних группах «Сказка» и «Почемучки», в старших группах «Непоседы», «Радуга» и «Полянка», в подготовительных к школе группах «Солнышко» и «Теремок» под руководством Захаркиной Л.Н., инструктора по физкультуре I квалификационной категории. Проект долгосрочный
(4 месяца), реализуется в совместной деятельности детей, инструктора по физкультуре, воспитателей и музыкального руководителя.

Тип проекта: по доминирующей деятельностидвигательно-развивающий;
по содержанию – моделирующий, имитационный.

Цель: формирование экологической культуры через интеграцию разделов физического и экологического воспитания.

Задачи:

  • показать детям целостную систему жизнедеятельности животных отдельно взятой природной зоны;
  • развивать двигательную активность дошкольников через систему физкультурно – оздоровительных мероприятий;
  • воспитывать любовь ко всему живому, желание и способность бережного отношения к окружающему миру.

 

Обеспечение проекта:

Методическое(базовая литература):

  1. «Мини – музей в детском саду», Н. Рыжова, Л. Логинова. А. Данюкова;
  2. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду», Н. В. Коломина;
  3. «Любовь к природе воспитываем с детства», С. Н. Николаева;
  4. «Не просто сказки», Н. А. Рыжова;
  5. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», А. И. Иванова;
  6. «Экологическое воспитание дошкольников», С. Н. Николаева;
  7. «Экологический проект «Напиши письмо сове», Н. А. Рыжова;
  8. Коллекция книг из серии «Моя первая энциклопедия»;
  9. «Животные жарких стран» О. М. Газина;
  10. «Детство». Программа развития и воспитания детей в д/саду. В.И.Логинова, Т.И.Бабаева и др.;
  11. «Интеграция физического и экологического воспитания детей дошкольного возраста» С.Б.Шарманова, Н.Ю.Мищенко, А.И Фёдоров.

Материально – техническое:

  1. компьютер;
  2. мультимедийная установка;
  3. телевизор, DVD – плеер, принтер;
  4. подбор картинок, фотографий животных на электронном носителе;
  5. «Почтовый ящик»;
  6. «Волшебный мешочек», «Ящик ощущений».

Методы проекта:

  • словесные (беседы, заучивание стихов, разучивание песен);
  • практические (изготовление пособий для эстафет и подвижных игр);
  • игровые (подвижные игры, спортивные упражнения, игры – эстафеты, игры – аттракционы);
  • слушание музыки.

Этапы работы

Цель: подготовить дидактический и методический материал для реализации проекта.

I этап – подготовительный:

ü  подбор литературы по теме;

ü  подбор игр, эстафет;

ü  изготовление атрибутов, пособий;

ü  разработка занятий;

ü  написание сценариев физкультурных праздников по возрастным группам;

ü  рассматривание картин;

ü  подбор подражательных движений;

ü  выбор оборудования.

 

II этапреализация проекта.

Цель: реализовать на практике содержание проекта через организацию совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями.

  • Беседы с детьми

Цель: воспитывать экологически – осознанное отношение к животным, чувство ответственности за животных.

Темы: «Животные родного края», «В гостях у ёжика», «Слон приходит в гости к нам», «Кто живёт в Австралии?», «Отгадай, кто это?», «Животный мир Африки», беседы о жизни животных осенью, зимой и их зависимости от внешних условий.

  • Совместная работа с детьми

Цель: удовлетворить естественную потребность детей в движении, сочетать физическую активность с формированием знаний о животных.

Занятия по физической культуре с использованием образных названий упражнений, приёмов имитации и подражания: «Осень», «Зима», «Кто в тереме живёт?», «В гости к Лесовику», «Поход в зоопарк», «Магазин игрушек» и др.

  • Совместная работа с родителями

Цель: убедить родителей в необходимости единой системы физического воспитания в ДОУ и семье, заинтересовать их нестандартным подходом к организации двигательной активности детей.

 

Консультации: «Двигательная активность – биологическая потребность организма»,

                           «Природа – среда обитания человека, источник его здоровья».

  • Чтение литературных произведений о животных разных территорий
    (как предварительная работа).
  • Просмотр слайд - фильма «Животные Африки и Австралии»
  • Рассматривание альбома «Животные Сибири».

Цель: обогатить зрительный опыт детей.                                                                                                                                                                                                        

  • Подвижные игры, игры – эстафеты

Цель: закреплять умения ориентировки в пространстве, соблюдать правила игры.

Игры: «У медведя во бору», «Охотник и зайцы», «Лиса в курятнике», «Выложи гусеницу», «Охота», «Перенеси добычу», «На черепахах», «Берегись крокодила», «Помоги зверькам», «Попади в цель», «Хитрая лиса», «Волк во рву», «Зайцы в огороде», и т.д.

  • Игровые упражнения (подражательные движения), спортивные, танцевальные упражнения

Цель: закреплять познания техники движений у детей, способствовать развитию творческого воображения.

Упражнения: «зайчик», «волк», «лиса»; «Чунга – Чанга», «Танец стоя», «Добрый жук», «Зарядка для зверят»;

  • Просмотр мультфильмов

Цель: обогатить знания детей о двигательных способностях животных.

Мультфильмы: «Ёжик в тумане», «Приключения черепахи», «Три медведя», «Лесной концерт», «Черепаха и заяц», «Лиса, «Король лев» и др.

  • Заучивание стихотворений о животных

Цель: развивать слуховую память, воображение.

Стихи: «Белка», «Ёжик», «Олень», «Зубр» и др.

III этап – обобщающий

Цель: обобщить знания и умения детей в области изученного материала, распространить накопленный опыт.

  • проведение физкультурных праздников по возрастам:

средние группы «Карнавал животных»,

старшие группы «Здравствуй, Африка!»,

подготовительные к школе группы «Путешествие в джунгли»;

  • фотовыставка для родителей по итогам проведения спортивных праздников;
  • оформление проекта;
  • распространение опыта на муниципальном уровне: выступление на ГМО «Современные подходы к организации экологического воспитания в МБДОУ «ЦРР – ДС «Дельфин», тема доклада «Элементы экологического воспитания в работе инструктора по физкультуре».

 

Результаты:

Работа по реализации проекта несет большую воспитательную нагрузку. Ребёнок, написавший слова «дорогой ёжик» или «милый жираф», не станут плохо относиться к животным. Мы уводим ребенка от стереотипа, что человек – царь природы. Зачастую дети находят возможность принести в дом детёныша дикого животного или птицы, не осознавая того, что животному необходимы другие условия проживания и питания. Этот проект призван дать необходимые знания, благодаря которым ребенок сам сможет проанализировать свои действия и поступки в природе. Дети должны понять, что в природе нужно охранять не только «добрых» животных, но и хищники имеют огромное значение.

Также в ходе реализации проекта дети продемонстрировали и закрепили свои умения в беге, прыжках, проявили силу и выносливость. Через физические упражнения, имитирующие объекты живой и неживой природы, мы вызвали интерес детей к познанию мира животных.

В целом проект помог сформировать основы экологического мировоззрения у дошкольников.

 

Приложение

 

Спортивный праздник для подготовительных к школе групп «Путешествие в джунгли»

Поделиться:

Оставить комментарий