Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Экскурсионная деятельность – одна из форм ознакомления дошкольников с природой родного края.
Post Icon

Экскурсионная деятельность – одна из форм ознакомления дошкольников с природой родного края.

Авторы: Анохина Ольга Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории, Донченко Ирина Андреевна - воспитатель I квалификационной категории МБДОУ № 48 г. Апатиты

Одной из задач стоящих перед воспитателями детского сада является воспитание у дошкольников любви к природе родного края, умения беречь её и восхищаться ее красотой. Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее. Но как воспитать это чувство у ребёнка?

Для того чтобы у ребенка сформировалось это чувство, необходимо воспитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился, живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание больше узнать об особенностях родного края, его природе.

Экологическое воспитание дошкольников, предусматривающее познавательную деятельность, направлено на ознакомление детей с природными объектами, на формирование у них представления о необходимости охраны природы, на укрепление их здоровья за счет длительного пребывания на свежем воздухе. Эмоции, возникающие при непосредственном соприкосновении с красотой природных объектов, несут радость, наслаждение. Это становится возможным только на пеших прогулках и экскурсиях. Экскурсии позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы, они знакомятся с растениями, животными одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.

Наш детский сад находится в городе Апатиты на севере России в Кольском Заполярье. Мы знакомим детей с особенностями природных, климатических и географических условий края. В нашем северном крае особенная неповторимая природа и суровый своеобразный климат. Полярная ночь, полярный день, северное сияние, вечная мерзлота, долгая зима, короткое лето, бескрайняя тундра, карликовые березы, многочисленные озера – это всё характерные черты нашего Севера.
Экскурсию организуем так, чтобы на каждом ее этапе решалась одна из поставленных задач:

расширить и уточнить знания;

воспитывать положительное отношение к природе;

пробуждать эстетические чувства.

При ознакомлении детей с природой родного края целесообразно одновременно показать им и труд взрослых в природе. Например, воспитательно-образовательная тема "Природа родного края" может быть раскрыта на следующих последовательно проведенных занятиях (занятия можно повторять в разные времена года):

Экскурсия в ближайший лес, лесопарк с целью наблюдения за растительным миром (деревья, кустарники, цветы).

Целевая прогулка или экскурсия на водоем (реку, пруд, озеро) для наблюдения за его состоянием.

Рассматривание репродукций с картин, иллюстраций в книгах и чтение произведений о природе.

Так, например, экскурсия в осенний лес в разные периоды осени помогли детям установить причинно-следственные связи между наблюдаемыми явлениями: осень на Севере кончается быстро, она длится всего два месяца – сентябрь и октябрь, солнечных дней мало, солнце греет плохо, по утрам бывают заморозки. Пора золотой осени на Севере очень красива, но быстротечна.

Во время прогулки по лесу дети обнаружили на лесной полянке муравейник. Наблюдая за муравейником, убедились, что насекомые в лесу находят и пищу, и строительный материал для своего жилища. Но, рассмотрев груз, который по многочисленным дорожкам муравьи тащили в свой дом, сделали заключение о том, что муравьи являются санитарами леса.

Экскурсии и прогулки в лес, на поле дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе, конкретизировать их:

- не следует рвать много растений и цветов, достаточно принести один букет;

- для растений, которых ребята находят в лесу, следует создать условия, схожие с естественными (цветы поставить в воду).

Правильно организованная экскурсия помогает дошкольникам заметить удивительное в природе. Например, очень интересны наблюдения за некоторыми лекарственными растениями, сопровождающиеся рассказом воспитателя. Во время прогулки весной показываем детям цветы мать-и-мачехи и предлагаем описать их ("На длинном стебельке, покрытом волосками и маленькими листочками, сидят желтые корзиночки цветов"). Рассказ детей продолжает воспитатель: "Это растение удивительное. После того как оно отцветет, у него начинают расти большие листья. Из этих листьев делают лекарство от кашля. Выпьет больной настой из этих листьев и перестанет кашлять". Летом при повторной экскурсии дети снова находят мать-и-мачеху и рассматривают ее листья. Воспитатель рассказывает, почему это растение так называется ("Одна сторона листа теплая, нежная, будто мать, другая - холодная, словно недобрая мачеха"), и все вместе вспоминают, почему оно считается лекарственным.

Летом во время экскурсии по улицам города целесообразно организовать наблюдения за одуванчиками, календулой, шиповником и другими растениями, которые перед ненастьем закрывают свои цветки.

Наблюдения за небом в период полярной ночи помогли детям сделать выводы: в полярную ночь солнце совсем не показывается над горизонтом, поэтому днем темно, хочется спать.

Во время посещения Полярно-альпийского ботанического сада в зимний период привлекали внимание детей к причудливым формам сугробов, стройным, как свечки, елям с нарядными шапками на верхушках, тонким и темным веткам берез, выделяющимися на фоне блестящего снега, голубого неба. Экскурсовод рассказала детям о том, что ботанический сад находиться у подножья Хибинских гор, тем самым познакомив детей с разнообразием ландшафта Кольского полуострова.

На экскурсии в музей освоения Севера дети познакомились с историей освоения Хибин, узнали, какие полезные ископаемые добываются в их недрах. В группе было проведено занятие “Камни обыкновенные и драгоценные”, после которого, в выходной день вместе с родителями посетили музей камня на свежем воздухе, где увидели большое разнообразие минералов Кольского полуострова, узнали об их назначении и о том, что наши Хибинские горы – это настоящая кладовая полезных ископаемых.

Чтобы наши экскурсии были интересными, мы часто отправляемся в «сказочное путешествие». Зимой нас на опушке встречает волшебный снежок, осенью – золотой листок, весной – весенняя капелька. Сказочные персонажи загадывают загадки, дают задания, рассказывают об окружающем мире.

Дети с удовольствием наблюдают, сопоставляют, сравнивают, делают выводы. Большинство наших воспитанников умеют рассуждать, рассказывать и описывать элементарные явления природы.

Таким образом, экскурсия, прогулки на природе, путешествия развивают: умение смотреть и точно воспринимать внешний вид наблюдаемого объекта ("острота и точность взора"); сообразительность суждения; инициативность и любознательность; искусство предвидеть явления и ускорять деятельность конструирующего воображения; а также стремление оберегать все живое и красивое.

Поделиться:

Оставить комментарий