Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Экспериментальная деятельность дошкольников в ДОУ. (из опыта работы)
Post Icon

Экспериментальная деятельность дошкольников в ДОУ. (из опыта работы)

Автор: Ширшина Елена Викторовна, воспитатель
МОУ «Детский сад № 376 Тракторозаводского района, Волгограда»

Одной из главных потребностей, лежащих в основе как познавательного ,так и общего психического развития детей дошкольного возраста ,является потребность в новых впечатлениях и знаниях. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира .Чем разнообразнее поисковая деятельность ,тем больше новой информации получает ребенок , быстрее и полноценнее идет его развитие.
Особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Существенную роль в этом направлении играет познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Я считаю, что в поисково- исследовательской деятельности ребёнок получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Проанализировав программу обучения и воспитания под Ред . Васильевой « Обучение и воспитание детей в детском саду», которая является базовой в нашем учебном заведении я пришла к выводу, что использование данного метода явно недостаточно в количественном и качественном эквиваленте используется в практической работе с детьми. Поэтому мною было решено обогатить знания и опыт по данному вопросу и разработать собственную методологическую основу по применению данного метода обучения с практическим введением его в деятельность. Для этого мною были проведены ряд следующих процедур:
Изучила работы по данному вопросу таких ведущих авторов, как , А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, И.Э. Куликовская , Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афаасьева, » Н.А.Рыжова
Проведела собственно разработанная диагностика детей по критериям, важным именно для процесса опытно – экспериментальной деятельности и ожидаемых результатов.
Разработала ряд мероприятий с детьми по внедрению непосредственно опытно – экспериментальной деятельности.
Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод о том, что необходимо углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, т.к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
Для реализации у ребенка способностей к экспериментированию надо создать условия, и тогда он сохранит первые впечатления. Следует учесть наличие специального оборудования. Нельзя использовать столовые предметы (ложки, чашки и др.). Надо показать, что исследование – это научный подход изучения того или иного предмета, поэтому, чтобы получить точный результат, надо работать строго со специальным оборудованием (пробирки, микроскопы,колбы и др.)
Для полноценного проведения исследования необходимо, чтобы воспитатель обладал знаниями в области биологии, химии, физики, ботаники, мог грамотно объяснить детям результат исследования.
Предлагая детям поставить опыт, я сообщала им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать.
Даю время на обдумывание, и затем привлекаю детей к обсуждению методики и хода эксперимента.
В своей работе я использую принцип от простого к сложному. Провожу беседы о намерениях и целях детей, чего они хотят, о том, как добиться желаемого результата. На занятиях и в работе над экспериментом добиваюсь рассказа детей о том, как они достигают результата. Предоставляю возможность детям самостоятельно работать с разными материалами и предметами. Целесообразно подводить итоги эксперимента в игровой, интересной форме, обязательно поощрять детей за их старание, внимание, наблюдательность. Успех проведения исследований зависит от совместного желания ребенка и воспитателя. После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует, например, почему снег тает? Почему варежки, полежав на батарее, становятся сухими? Куда исчезает вода? Я не тороплюсь с ответом, а способствую тому, чтобы дети нашли его самостоятельно. Для этого тщательно продумываю организацию развивающей среды, ведь процесс познания основывается на любознательности и пытливости, которые в свою очередь возникают и реализуются в условиях новизны и необычности поля деятельности.
Организую работу с детьми так, чтобы они были не просто слушателями, наблюдателями в проводимых мероприятиях, а полноправными их участниками. Таким образом, мы обеспечивали личностно-ориентированное взаимодействие с детьми (вместе, на равных, как партнеров).
Чтобы педагогический процесс был эффективным, большое внимание уделяю проведению наблюдений и экспериментов к объектам живой и неживой природы. Было решено создать мини - лабораторию.
Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: камнями, водой, снегом, воздухом, магнитом и пр.
Чтобы успешно решать задачи по живой природе мы высаживали рассаду и семена на грядке ДОУ, дополнили уголок природы комнатными растениями.
Используя в эксперименте растения, дети с удивлением узнают, что это тоже живые объекты, и по-другому начинают относиться к ним в окружающей среде. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами, так как каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность.
Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действий рекомендуем и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты.
Таким образом, реализация системы работы по формированию поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста позволила научить детей видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; анализировать объект; выдвигать гипотезы; делать выводы. Но достижение такого результата возможно только в случае взаимодействия всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты, словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а все, что происходит в результате опытов, можно объяснить и понять. Знания, полученные в результате проведения опытов , запоминаются надолго, только ребенок должен делать все сам, а не быть в роли наблюдателя.
Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

Поделиться:

Оставить комментарий