Вы находитесь здесь: Главная > Фестивали > Электронное пособие «Разноцветная математика для детей 4-5 лет (с нарушением зрения)». Рабочая тетрадь 1ч
Post Icon

Электронное пособие «Разноцветная математика для детей 4-5 лет (с нарушением зрения)». Рабочая тетрадь 1ч

Авторы: Никитенко Ирина Анатольевна, Учитель-дефектолог I квалификационной категории, Горячкина Ольга Владимировна, воспитатель I квалификационной категории,МБДОУ г Иркутска детский сад № 89

Пояснительная записка

Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с особыми образовательными потребностями в образовательном учреждении является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствие с «Законом об образовании» Российской Федерации. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.

В настоящее время нарушения зрения занимают одно из центральных мест среди нарушений в развитии. С каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска по зрению.

Увеличение количества детей, имеющих зрительные нарушения, привело к тому, что в настоящее время не хватает специализированных школ, детских садов, и такие дети посещают обычные образовательные учреждения. В связи с этим возникла необходимость оказания им коррекционно-развивающей и лечебно-восстановительной поддержки в условиях специализированных групп (в частности в дошкольных учреждениях). Обучение и воспитание детей с нарушением зрения направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, создание необходимых условий, при которых дошкольник чувствует себя полноценным человеком и подготовлен к обучению в школе.

Недоразвитие зрительного восприятия приводит к определенным проблемам начального обучения детей и требует соответствующей помощи.

Зрительные функции формируются у ребенка постепенно в дошкольном периоде. По мере обогащения перцептивного опыта у детей вырабатываются индивидуальные способы анализа зрительной информации, которые и составляют основу установления связей между реальными предметами, их изображениями и символами.

Исследования ведущих психологов и тифлопедагогов (Л.В. Плаксиной, Л.В. Рудаковой и других) показывают наличие определенных трудностей в развитии математических представлений у детей с нарушением зрения. Нередко математические знания дети усваивают формально, без должного их понимания. Одна из причин - ограниченное количество пособий, учитывающих остроту зрения таких детей, соблюдающих требования к наглядности и демонстрационному материалу (особенно для детей младшего и среднего возраста).

Тема педагогического проекта: «Электронное пособие «Разноцветная математика для дошкольников 4-5 лет». Рабочая тетрадь 1ч

Цель: создание универсального специализированного пособия для формирования элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с нарушением зрения (косоглазие и амблиопия).

Задачи:

  1. Анализ опыта работы в данном направлении, используя современную психолого-педагогическую литературу;

  2. Составление перспективного планирования по ФЭМП и на его основе создание электронного пособия (учебной тетради);

  3. Проведение мониторинга усвоения программного материала по формированию элементарных математических представлений детьми с нарушением зрения (амблиопия и косоглазие) до и после использования данной тетради.

Прогнозируемый результат: сформированные элементарные математические представления у детей с нарушением зрения (косоглазие и амблиопия) в соответствии с нормативными стандартами.

I. Анализ психолого-педагогической и коррекционно-развивающей литературы, а также интернет-ресурсов, показал, что создание специальной образовательной среды – главное условие в развитии и воспитании ребенка с нарушением зрения. Также были изучены различные практические учебные пособия для дошкольников: рабочие тетради разного направления (например, «Я считаю до десяти» Е.В.Колесниковой (математические ступеньки); «Развитие пространственных представлений» авторы-составители Л.А. Выткалова, П.В. Краюшкина; «Посчитай-ка» автор-составитель И.Н.Крылова и другие); различные раскраски, прописи. Также были проанализированы программы и методические рекомендации к планированию образовательной деятельности детей с нарушением зрения.

Таким образом, было выявлено, что изученные учебные тетради трудно приспособить для детей с нарушением зрения; не всегда соблюдаются требования к наглядности. Воспитателю приходится дополнительно готовить раздаточный и демонстрационный материал к занятиям и индивидуальной работе.

При подготовке данного пособия были использованы программы :

  • Программа /под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

  • Программа детского сада. Коррекционная работа в детском саду/под ред. Л.И. Плаксиной.

  • Развернутое тематическое планирование по программе под редакцией Л.И. Плаксиной. Средняя группа/ авт-составитель Е.А. Чевычелова.

II. Для того, чтобы образовательный материал давался равномерно и в системе, был разработан перспективный тематический план на год. При планировании учитывались программные требования и особенности детей с нарушением зрения. (Приложение №1).

В начале и середине года была проведена диагностика овладения умениями и навыками в области ФЭМП (Приложение № 2). Результаты показали, что практически все дети усвоили нормативные стандарты. Как показывает опыт прошлых лет, дети усваивали программные стандарты и без данного пособия, но показатели были в основном среднего уровня. После использования данной тетради, показатели поднялись до высокого уровня. Раньше, педагогам приходилось прикладывать много усилий для подготовки (рисовать, тонировать, подбирать, копировать вручную и другое), а также все это было неудобно хранить.

Электронная тетрадь - это электронное пособие, которое можно адаптировать под индивидуальную остроту зрения ребенка (увеличить или уменьшить картинку по размеру). Также можно изменять цветовой и контрастный фон страницы. Данную тетрадь можно использовать и для нормально развивающихся детей. Там, где нет специальных условий, задания из данной тетради можно распечатать и использовать в практической деятельности дошкольников. Все это облегчает организацию образовательного процесса, позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, соблюдать требования к демонстрационному и наглядному материалу при его использовании со слабовидящими детьми. Данное пособие может долго храниться и при необходимости быть легкодоступным.

СКАЧАТЬ ОПИСАНИЕ ПОЛНОСТЬЮ

СКАЧАТЬ РАБОТУ ПОЛНОСТЬЮ

Теги:

Поделиться:

Оставить комментарий