Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Эссе: «Моя педагогическая философия»
Post Icon

Эссе: «Моя педагогическая философия»

Автор: Ганина Татьяна Михайловна, воспитатель МАДОУ – детский сад №5 г. Завитинск, Амурская область

Я, Ганина Татьяна Михайловна, родилась 5 октября 1972 года в Хабаровском крае на берегу реки Амур в посёлке (ныне город) Амурск. Так сложилось, что мы переехали в Амурскую область.
Ещё в школе решила, что буду работать с детьми, буду педагогом. Поэтому по окончанию школы поступила в педагогическое училище № 3 города Благовещенска. В1992 году окончив его, начала свою работу в должности воспитателя детского сада.
Как вчера помню свой первый день, когда перешагнула порог детского сада. Когда я вошла в группу, меня встретила забавная и шумная толпа маленьких человечков. Они с любопытством смотрели на меня, а я смотрела на них и думала: «Смогу ли я воспитать их добрыми, благородными и мудрыми людьми? С чего начать? Как мне избежать ошибки в воспитании?» Глядя в распахнутые навстречу глаза детей, я поняла, что нужна им. Для них я - целая вселенная, которую хочется изучить, энциклопедия, с которой можно найти ответы на все вопросы. И я должна поддержать их любопытство, согреть теплом своего сердца, любить и быть для них второй мамой и другом, добиться того, чтобы они приняли и впустили меня в свой мир детства, мир сказок и фантазий.
И вот уже почти 23 года я работаю воспитателем. В процессе своей деятельности почувствовала потребность в повышении уровня своих знаний. С этой целью я получила высшее образование по специальности педагог- психолог, которое помогает более полно учитывать особенности каждого ребёнка и более профессионально строить свою работу.
Все эти годы я отвечала сама себе на вопрос: «Что значит быть воспитателем?». И сейчас я осознаю, что для меня – это не возможность чему-то учить детей, воспитывая их каждый момент, а каждый день общаться с ними, открывая новое для них и для себя.
Размышляя над своей педагогической философией, долго думала, как коротко сформулировать всю свою педагогическую деятельность в детском саду. И после долгих размышлений пришла к выводу, что надо просто идти с детьми в будущее, приоткрывая детям дверцу в это самое будущее. А по пути в каждом ребёнке раскрывать его неповторимость, индивидуальность и ценность. Самому учиться у детей непосредственности, доброте, бескорыстной любви и умению прощать.
На протяжении этого пути, имя которому «Дошкольное детство», ребёнка надо вести к успеху. Этому учили и учат меня мои учителя, опытные педагоги те люди, с которыми мне посчастливилось встретиться на моём профессиональном и жизненном пути.
Что значит «вести к успеху»?
- Это значит наполнить день ребёнка в детском саду эмоцией радости и интереса в общении, игре, познании.
- Воспитатель должен быть увлечённым человеком в своей профессиональной деятельности. Знать и мотивировать свою деятельность «С чем я иду навстречу к детям? Что нового и интересного я привнесу в их день»? А в конце дня проанализировать - «Получилось ли всё то, с чем шла к детям? «Чему меня сегодня научили дети»?
- Способствовать тому, чтобы у ребёнка пробудился интерес к новому делу; появилось желание освоить вместе с взрослым это новое дело, научиться чему-то у взрослого; далее проявить самостоятельность, а затем и творчество, выразить свою индивидуальность в разных видах деятельности.
- Взрослый должен уметь сменять позицию, брать на себя разные роли, ведя ребёнка по ступенькам лесенки к успеху. Сегодня воспитатель «артист», увлекающий ребёнка в свой театр (разные виды детской деятельности), а ребёнок – «очарованный зритель», где в конце ребёнок скажет: «Научи меня». Завтра оба - «вкусные собеседники», между которыми выстраивается диалог (индивидуальная форма совместной деятельности). На следующей ступеньке происходит коллективное взаимодействие, сотрудничество, где взрослый выступает в роли «дирижёра, режиссёра», а дети – «заботливые исполнители»; каждый ребёнок прогнозирован на успех. На последующей ступеньке к успеху взрослый – это «очаровательный зритель», а дети – «артисты», «художники», «исследователи» в своей творческой мастерской (индивидуальная или коллективная форма организации деятельности дошкольника).
- Важно не вести ребёнка за собой к цели прямолинейно, а вести такой дорогой, которая помогает ребёнку рассуждать, думать, ставить цель, выбирать материал и инструментарий, совершать последовательность действий, поступков и анализировать свой результат.
- Способствовать тому, чтобы ребёнок не боялся ошибок, и здесь взрослому надо быть осторожным с оценкой. В противном случае инициатива ребёнка будет подавляться, пропадёт интерес к новому делу.
- Взрослым необходимо научиться радоваться вместе с ребёнком каждому его, пусть даже самому малому результату, достижению и успеху. Бережно относиться к продукту его деятельности, уважать ребёнка за его путь к результату. А если что-то не получилось, то задать вопрос: «А почему не получилось, как думаешь?» и решить вместе с ребёнком эту задачу, направляя его, но так, чтобы ребёнок сам искал ответ. Тогда у ребёнка сформируется умение находить причину и доводить начатое дело до конца.
- Успехи ребёнка во многом зависят и от нашего контакта (педагога, детского сада) с родителями и надо искать дорожку к ним. Необходимо организовать круговорот уважения: родителей к собственным детям, детей к нам, нашего уважения к ним, детей друг к другу, воспитателей к родителям и родителей к воспитателям.
Путь к успеху имеет и «обратную сторону». Вроде бы взрослый направляет ребёнка к успеху, но и дети своим умением делать выбор, своими поступками, поведением дают наглядную оценку профессиональному мастерству педагога. Работая с детьми я старалась развивать свои положительные качества: общительность, умение ценить каждый день, радоваться малому, преодолевать трудности.
И ещё я поняла – в педагогической профессии нет конечной точки развития своего профессионального мастерства. Приходит новый ребёнок, и ты с ним снова учишься находить себя; искать ниточку, соединяющую его и тебя как взрослого и ребёнка, как педагога и воспитанника, как друга и друга.
Когда-то и меня, молодого воспитателя, впервые встретили в детском саду опытные педагоги. Тогда я поняла, как важна поддержка мудрого человека. В минуту неудачи тебя подбодрили, не дали сломиться и унывать, а научили искать причину, находить пути решения, верили в твои способности и возможности, в твой успех.
Быть воспитателем, значит осознавать всю ответственность, взятую за сохранение тонкой ранимой души ребёнка; уметь прислушиваться к детям и их обращениям; быть чуткими и терпеливыми.
Я стремлюсь к тому, чтобы каждый ребёнок научился понимать, распознавать, проговаривать свои собственные чувства и эмоции. Тогда он научится чувствовать, понимать других людей и окружающий его мир. А для этого мир ребёнка надо наполнить разными оттенками чувств и эмоций.
Сегодня дети интеллектуально развиты лучше сверстников прошлых поколений. Но их духовное развитие, на мой взгляд, отстает. Проводя много времени с детьми, я вижу, как остро им не хватает тепла, красоты, любви, добра, внимания от взрослых. И, если я вижу, что у меня получается доставить радость детям, придать ощущение спокойствия и уверенности родителям, я счастлива.
Я стараюсь развивать у детей интерес к доступным для их возраста процессам происходящим в природе, а также явлениям общественной жизни: любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, чувство гордости за достижения страны.
Воспитатель для меня – это человек, желающий постоянно совершенствоваться, меняться, творить, потому что жизнь детского сада не может существовать без творчества, движения вперед, инноваций.
В проектной деятельности мы с детьми экспериментируем, исследуем, наблюдаем, познаем и играем, используя инновационные технологии, которые помогают познавать мир во всем его разнообразии. Это помогает воспитывать свободную успешную личность, формировать у детей способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать, принимать решения, планировать свои действия. Все эти качества, на мой взгляд, позволяют детям быть открытыми для новых контактов с окружающим миром.
Мне доставляет удовлетворение и большую радость то, что я сама, своими силами могу дать воспитанникам все это. А так же помочь родителям советом или просто обсудить проблемные ситуации. Сегодня родителям сложно ориентироваться в современных требованиях общества и образования. Мне важно, что люди доверили мне самое дорогое, что у них есть – своих детей.
Конечно, труд воспитателя может быть трудным, нелёгким, отнимающим порой и физические, и моральные силы, но рутинным, неинтересным его не назовёшь.
За годы моей педагогической деятельности я никогда не сожалела о том, что моя жизнь проходит среди детей. Эта профессия заставляет меня забывать все проблемы и огорчения, ощущать себя всегда здоровой, энергичной, молодой и всегда находиться в мире неповторимого, сказочного детства.
Я люблю свою профессию, нашла в ней своё призвание и утвердилась в этом. А это значит - я счастливый человек!
Моё педагогическое кредо: «Воспитывая детей, совершенствоваться самой».

Поделиться:

Оставить комментарий