Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Формирование национального сознания в ДОУ: практический аспект
Post Icon

Формирование национального сознания в ДОУ: практический аспект

Автор: Полуянова Нина Валентиновна, старший воспитатель, МБДОУ №48 «Веснянка» г. Альметьевск

В настоящее время учеными - представителями разных социальных наук интенсивно ведется изучение проблемы приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре.

Авторы – составители пособия «Народная педагогика и воспитание»

( М.М. Лейко, Ж.Т Филиппов, Е.Ф. Широкова) подчеркивают, что детство - это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры [1].

В 2015 году Республика Татарстан отмечает две знаменательные даты, связанные с ее образованием - 95 летие образования Татарской автономной советской социалистической республики (ТАССР) и 25 – летие новой государственности Республики Татарстан.

В детском саду общеразвивающего вида № 48 «Веснянка» г. Альметьевска Республики Татарстан в связи с этими событиями был составлен план мероприятий, посвященных этим датам. В плане мероприятия были распределены по трем блокам: работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами. Мероприятия содержали различные формы, средства и методы работы с участниками образовательного процесса:

- использование наглядности соответствующей тематики, имеющейся в детском саду: альбомов, книг, наборов иллюстраций («Искусство Татарии», «Мастера изобразительного искусства нефтяного региона РТ», «Елабуга купеческая на старых фотографиях»);

- заучивание, чтение татарского фольклора, народного татарского юмора, произведений художественной литературы писателей и поэтов Татарстана («Ребенок и тень», «Два лентяя», «Ответ иголки», стихи Р. Фахретдиновой по правилам дорожного движения: «Ун вагон, биш тәгәрмәч», «Световор сүзе», статья А. Овчарова «Бесстрашный сын татарского народа» и др.);

- непосредственная образовательная деятельность (по темам: «Альметьевск вчера, сегодня, завтра», «Альметьевск – город большой нефти», «Символика Республики Татарстан»);

- обогащение предметно - развивающей среды МБДОУ (портретные галереи сынов и дочерей Татарстана, выставки и др.);

- использование технических средств обучения (просмотр диска, посвященный 60 летию Альметьевска, демонстрирование видеопризентации о жизни и творчестве Г. Тукая и др.);

- праздники и развлечения, самостоятельная художественная деятельность детей (инсценирование старшими детьми для малышей стихотворения Х. Такташ «Умница», праздник «Навруз» «В гостях на празднике Карга боткасы», праздник «Сабантуй», тематическое развлечение, посвященное творчеству Саре Садыковой);

- консультации для родителей («Сабантуй – праздник труда»,

« Татарская народная вышивка»);

- использование информационного блока (тематика: «Праздник Навруз», «Наследие Г. Тукая»);

- родительское собрание, включающее в повестку дня вопросы билингвального образования;

- оформление в методическом кабинете рубрики «Книжная полка татарских поэтов и писателей»;

- участие в IX Всероссийской конференөии для педагогов (статья «Этнопедагогический полход к организации воспитательно – образовательного процесса в ДОУ: участники образователҗного процесса») и др.

Руководствуясь принципами, изложенными в федеральном государственном образовательном стандарте, а именно:

- содействие и сотрудничество взрослых в процессе развития детей и их взаимодействие с людьми, культурой и окружающим миром;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;

- учет этнокультурной и социальной ситуации развития детей и в рамках выше указанного плана мероприятий был организован и проведен в июле месяце педагогический совет на тему: «Проблемы приобщения детей старшего дошкольного возраста к народным праздникам». В повестку дня вошли следующие вопросы:

- исследования психолого – педагогической литературы по проблеме формирования ценностей национальной культуры;

- татарские национальные праздники как фактор формирования национального самосознания старших дошкольников:

- использование национальных праздников как средства воспитания национальной культуры у дошкольников в практике дошкольных учреждений.

На педагогическом совете были обсуждены возможности ДОУ по реализации национально – регионального компонента.

В 2015 – 16 учебном году участники образовательного процесса активизируют воспитательно – образовательный процесс в рамках реализации задачи: оптимизация процесса обучения двум государственным языкам РТ в ДОУ.

Пусть нам сопутствует удача и успех!

Использованная литература:

1. Народная педагогика и воспитание/ авт. – сост.: Е.Ф Широкова, Ж.Т. Филиппова, М.М. Лейко, М.Н. Шувалова. Барнаул: БГПУ, 2006.

Поделиться:

Оставить комментарий