Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Формирование ребенка 6-7 лет как личности
Post Icon

Формирование ребенка 6-7 лет как личности

Автор: Кудрявцева Елена Алексеевна, воспитатель ГБДОУ № 57 Московского района, г. Санкт-Петербург


Девиз этого возраста: «Я есть то, что могу сделать и то, что могу научиться делать».

У детей старшего дошкольного возраста уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Эта компетентность проявляется, прежде всего, в способности принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умении и навыков.

Завершается формирование правого полушария и межполушарных связей между полушариями. В результате складывается межполушарная симметрия. Формируется функция пространственного анализа и синтеза чувство тела, соотношение частей и целого, метрические представления (ближе/дальше, шире/уже, больше/меньше и т.п.), координатные представления (вверху/внизу, лево/право), квазипространственные представления (в/на, над/под, за/перед). Вы заметите у детей повышенную активность, расторможенность.

Поэтому важно:

развивать двигательную координацию: ритмика, физкультура, плавание, развитие ловкости - подвижные игры, координация руки и глаза - игра в мяч;

важно обращать внимание на формирование мелкой моторики:

завязывать шнурки, застегивать пуговицы, протирать пыль, месить тесто.

Начинают активно формироваться лобные отделы, отвечающие за

программирование и контроль, поэтому важно создавать ситуацию, где

самостоятельно планирует свою деятельность и добивается результата (режим дня, навыки самообслуживания, выполнение последовательности действий, рисование узоров). На основе создается внутреннее пространство интеллекта.

В 6-7 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении

наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных

навыков мыслительной деятельности на решение новых задач.

Формируются элементы произвольности внимания и памяти достаточные для того чтобы ребенок мог обучаться в школе (концентрация на определенном виде деятельности, наличие словесной инструкции). Способность к такой концентрации создается социальным окружением, в том числе в сюжетно-ролевой игре.

Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребенка, потом усваивая практически содержание требований взрослых, он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития. После овладения речью слово становится для дошкольников, не только средством общения, но и средством организации поведения,

Произвольность поведения ребенка проявляется при выполнении требований, конкретных правил, задаваемых педагогом, при работе по образцу.

Способность к моделированию: дети могут работать со схемами, с графическим планом местности.

В этом возрасте ребёнок делает в волевом развитии большой шаг вперёд: начинает брать на себя обязанности и действовать из сознания необходимости довести дело до конца. Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Ребенок стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.

У ребенка начинает формироваться со взрослым такой тип общения как внеситуативно - личностное. Взрослый привлекает ребенка не только как источник знаний о социальных явлениях, но и как уникальная личность, со всеми своими свойствами и отношениями.

Такой тип общения позволяет ребенку обсудить:

свои отношения с другими детьми, достоинства и недостатки своих товарищей

нормы поведения в группе и пр.

Взрослый в таком обсуждении выступает как компетентный судья, с

которым ребенок стремится согласовать свое отношение к окружающему,

добиться общности взглядов и оценок. Старший дошкольник нуждается в одобрении и положительной оценке взрослого. Но для него особенно важно получить оценку тех или иных качеств и поступков (как своих, так и других людей).

У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач. Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более

характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение.

При организации совместных игр используют договор, умеет учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные

порывы. Если ребёнок не умеет вступать в диалог, о чем-то попросить (высказать свою просьбу, желание, попроситься в игру), то сейчас ещё

есть время перед школой научить его этому.

Попытки самостоятельно придумать объяснения различным явлениям свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно.

Процитирую известного психолога В.С. Мухину: «Дайте детству состояться, дайте детству наиграться; учите детей дошкольников не читать, писать, а думать, рассуждать, говорить!»

Что поможет подготовиться к школе?

Много общаться с ребенком, отвечать на его вопросы, уделять ему

внимание, вместе читать;

Превратить обучение в игру: даже обычная прогулка может стать

увлекательным приключением. Считайте вместе лужи, дома, птичек,

пусть он называет номера домов, читает названия улиц и магазинов. Дома на занятия к нему могут приходить любимые игрушки, герои сказок и т.д.

Читая или смотря вместе мультфильм, обсуждать с ребенком то, что

он узнал. Интересуйтесь его мнением, задавайте наводящие вопросы, чтобы побудить его высказываться и научить элементарному анализу. Если он читал что-то с другим членом семьи (с бабушкой, например), попросите его в ненавязчивой форме пересказать прочитанное.

Вместе делать поделки: лепить, рисовать, делать аппликации, собирать паззл, делать мозаику, а также завязывать шнурки, застегивать пуговицы, протирать пыль, месить тесто — все это развивает мелкую моторику и мышление.

Уделять внимание и физическому развитию, активным играм, играв мяч - координация руки и глаза, можно даже организовать дома спортивный уголок. Учить самостоятельности и правилам безопасности дома и на улице.

Играть в игры на развитие мыслительных операций: «Да и Нет», угадать предмет по 5-6-ти признакам (форма, цвет, размер, материал, где находится, назначение). Например, прямоугольная, желтая, пластмассовая, длиной 20 см, лежит в портфеле, нужна для измерений — линейка. Это должны быть главные признаки.

В совместных играх учить использовать договор, ориентироваться на правила и соблюдать их, учитывая интересы других.

Учить ребёнка общаться на собственном примере, т.к. ваше мнение для него значимо, и он смотрит, как вы себя ведёте.

Поделиться:

Оставить комментарий