Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Формирование уважительного отношения младших школьников к родителям на основе традиций народной педагогики
Post Icon

Формирование уважительного отношения младших школьников к родителям на основе традиций народной педагогики

Автор: Андронова Виктория Алексеевна
cтудентка 4 курса, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»

Введение
В условиях снижения престижа семьи и семейных ценностей, преобладания материальных ценностей над духовными, ослабления влияния родителей на личностное становление ребенка, актуальной является проблема формирования уважительного отношения к родителям как основы нравственного развития, определяющей характер отношения ребенка к окружающим людям и действительности. Важность решения обозначенной проблемы подчеркивается в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина РФ, Программе развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях, авторских концепциях и программах воспитания.
Проблема воспитания уважительного отношения детей к родителям, любви к матери рассматривается в трудах Я.А. Коменского, А.С. Макаренко, П.Ф. Каптерева, И.Г.Песталоцци, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д.Ушинского и др. Влияние авторитета родителей на процесс социализации личности изучается современными исследователями в рамках проблем нравственного воспитания, семьи и семейного воспитания (А.В.Иващенко, А.В.Мудрик, Г.П. Савкина, И.П. Подласый, Л.М. Фридман, Н.Е.Щуркова и др.).
Уважительное отношение к родителям рассматривается как интегративная характеристика, которая отражает сформированность когнитивного (знания о содержании понятия «уважительное отношение»), эмотивного (умение различать эмоциональное состояние родителей и адекватно на него реагировать; проявление сочувствия, сорадования к родителям), деятельностного (поступки, действия, направленные на оказание помощи родителям, проявление заботы о них) компонентов (О. С. Тимофеева).
Анализ теоретических работ и образовательной практики показывает, что, несмотря на разностороннее изучение проблемы воспитания уважительного отношения младшего школьника к родителям, до сих пор отсутствуют концептуальные ориентиры в ее решении. Вместе с тем, изучение опыта народной педагогики показывает, что в системе народного воспитания одно из наиболее значимых мест занимают традиции почитания предков, уважения к родителям и старшим. Этнические особенности данных традиций раскрываются в трудах современных исследователей Н.Ф.Беляевой, Т.Г.Тимошиной, Г.Н.Волкова, А.Э. Измайлова, Л.И.Ханбикова и др.
Использование потенциала традиций народной педагогики в воспитании уважительного отношения младшего школьника к родителям возможно через осознание закономерностей (зависимости отношений родителей друг к другу, к детям и самим себе, отношения детей к окружающим людям от мудрости родительской любви); принципов (преемственности и сотрудничества поколений; требовательной любви к ребенку; педагогической справедливости; справедливости поощрения и наказания детей; воспитания разумных потребностей; учета идеи долженствования); методов («убеждение словом»; пример родителей; общение с людьми двух поколений; «воспитание правдой»; справедливая и твердая родительская власть, основанная на авторитете); средств (традиции семейного воспитания, включение ребенка в трудовую деятельность; совместная трудовая деятельность в семье родителей и детей; природа; обряды, ритуалы, культ предков) народной педагогики.
Цель работы: выявить возможности использования народных традиций в формировании уважительного отношения младшего школьника к родителям.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, анкетирование, беседа, наблюдение, качественная и количественная обработка полученных результатов.

СКАЧАТЬ РАБОТУ ПОЛНОСТЬЮ

Поделиться:

Оставить комментарий