Вы находитесь здесь: Главная > Работы конкурсов > Формирование внимания и самоконтроля у детей дошкольного возраста
Post Icon

Формирование внимания и самоконтроля у детей дошкольного возраста

Автор: Давыдова Елена Александровна, Учитель - логопед МБДОУ "Детский сад" №21 «Чебурашка»

В качестве основы воспитания самоконтроля у детей дошкольного возраста, использован метод поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина.

Успех в формировании действия самоконтроля у детей дошкольного возраста зависит от следующих педагогических условий:

- применение дидактических принципов общей и специальной педагогики: доступности, планомерности, системности, последовательности усложнения материала;

- использование индивидуального контроля;

- разработка и применение методических пособий, учитывающих методы и приемы обучения « алгоритму контроля»;

- последовательность операций, входящих в алгоритм формирования контроля;

- привлечение максимального количества анализаторов в начале обучения действию контроля, опираясь на реальные предметы или изображения;

- постепенное усложнение действия контроля по мере овладения дошкольником данным умением;

- использование разнообразного дидактического материала, содержащего интересные задания;

- целенаправленное воспитание потребности в осуществлении контроля и самоконтроля;

- постепенный переход к свернутому, автоматизированному действию перерастающему в умение, а затем в навык, с учетом на каждом этапе трех уровней овладения действием контроля:

1 уровень громкой речи с опорой на наглядность;

2 уровень шепотной речи;

3 уровень словесно – логический, в плане логической речи;

- изменение применяемого наглядного дидактического материала в следующей последовательности: предмет, рисунок, схема, вербальный символ.

Конечной целью является правильное выполнение задания и его адекватная оценка ребенком.

Учитывая особенности психического развития, внимания, неумение планировать свою деятельность, импульсивность детей дошкольного возраста формирование самоконтроля целесообразно осуществлять поэтапно: ориентировка в задании, выполнение задания, оценка полученного результата с точки зрения предъявленного задания.

На этапе ориентировки в задании решаются следующие задачи:

-активизация слухового внимания;

- выбор алгоритма действий, позволяющего ребенку вдуматься в задание;

- планирование его выполнения;

- активизация действия ребенка с помощью методов поощрения и контроля.

Работа по формированию действий контроля на этапе ориентировки, продолжается до тех пор, пока действия не станут привычными. Параллельно ведется работа по формированию умения ставить собственные цели и планировать их выполнения. Все эти задачи решаются на 3 – х уровнях: в плане громкой речи, шепотной речи и внутренней речи.

В процессе выполнения логопед учит ребенка: сверять свои действия с правилами выполнения задания или образцом, оценивать правильность своих действий, исправлять допущенные ошибки в ходе задания. В ходе этого этапа эффективны приемы, побуждающие ребенка самоконтролю («А ты вспомни»).

Задачи второго этапа осуществляются аналогично первому этапу на трех уровнях.

На этапе оценки полученного результата используется следующая последовательность действий: дается алгоритм и пример оценки логопеда, дается серия специально подобранных упражнений, проводится оценка ребенком своего труда.

Сначала взрослый повторяет правила выполнения задания, ребенок проверяет и оценивает соответствия этим правилам: правильно, неточно, неправильно. Затем предварительно создается ориентировочная основа действий контроля:

- вспомни задание , что нужно было сделать;

- по каким правилам, какие правила ты выполнил;

- какие правила не выполнил, какие выполнил неточно.

Ребенок упражняется в оценивании своей работы. Показатель сформированности действий контроля – умение ребенка давать оценку выполненной им работе на основе сличения с образцом, делать это в плане громкой, шепотной, внутренней речи.

Для выработки определенной степени самоконтроля у дошкольников на логопедических занятиях необходимо создать определенные условия: задание образца, умение сопоставлять свои действия с образцом, умение анализировать и находить ошибки, умение исправлять ошибки.

Имеют место и субъективные условия: контроль логопеда, взаимоконтроль ребенком, побуждение логопеда к контролю, единство и постоянство требований логопеда и воспитателя.

В основе логопедическое воздействие опирается на специальные принципы.

1. Принцип системности. Речь представляет собой сложную функциональную систему, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. Поэтому процесс коррекции предполагает воздействие на все компоненты речевой функциональной системы.

2. Этиопатогенетический принцип предполагает учет механизмов нарушения, выделение ведущих расстройств, соотношение речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта. Нарушения звукопроизношения при стертой дизартрии возникают при поражении различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи. Затруднения в произношении нарушают артикуляционную опору восприятия речи. Нечеткость в восприятии звуков может быть причиной отставания в овладении звуковым составом слова, что, в свою очередь, вызывает трудности в усвоении письма.

3. Принцип опоры на закономерности онтогенетического развития предполагает учет той последовательности формирования психических функций, которая имеет место в онтогенезе. Так, последовательность в работе над звуками определяется последовательностью их появления в онтогенезе.

4. Принцип развития (учет «зоны ближайшего развития», по Выготскому) предполагает постепенное усложнение заданий и лексического материала в процессе логопедической работы. Новые задания первоначально даются на простом лексическом материале. После того, как умственное действие будет усвоено, можно переходить к его выполнению на более сложном речевом материале.

5. Принцип поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин). Становление умственных действий — длительный процесс, который начинается с развернутых внешних операций с использованием вспомогательных материализованных средств опоры, а затем постепенно сокращается, автоматизируется, переводится в умственный план.

6. Принцип учета ведущей деятельности возраста. Игровая деятельность является важным процессом

познания (Д.Б. Эльконин). В игре ребенок сосредотачивается не на обучающей ее стороне, а на развлекательной. Поэтому освоение и закрепление приобретенных навыков и умений проходит для ребенка незаметно, естественным путем. Данный принцип должен учитываться при организации логопедических занятий с детьми.

7. Принцип дифференцированного подхода предполагает учет этиологии, механизмов, симптоматики нарушений, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка и находит свое отражение в организации индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии учеб. пособие для студ. вузов / П.Я Гальперин.- М.: Книжный дом Университет ; Высшая школа, 2002. - 400с.

2. Левина Р.Е. Нарушение чтения и письма у детей. //Хрестоматия по логопедии. – М,: ВЛАДОС, 1997.

3. Репина, З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми нарушениями речи / З.А. Репина. Екатеринбург : Издатель Калинина Г.П., 2008.- 140с.

4. Эльконин, Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Д.Б. Эльконин. – М.:1971 - 370 с..

Теги: ,

Поделиться:

1 комментарий

  1. Жанна:

    Спасибо за полезный материал.

Оставить комментарий