Вы находитесь здесь: Главная > Фестивали > «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи»
Post Icon

«Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи»

Автор: Мустафина Р. И., воспитатель МАДОУ «Детский сад №20 «Олеся» г. Набережные Челны

Уважаемые педагоги!

Сегодня мы проводим семинар-практикум по теме :

«Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи»

1.Теоретические вопросы.

Что же такое здоровье?

На сегодняшний день в соответствии с Федеральными государственными требованиями направление «Физическое здоровье» включающее образовательные области «Здоровье» и «Физическая культура» занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников. И это не случайно!

Последние данные по статистике Министерства Образования и Науки РФ говорят, что XXI век в России начался с резкого ухуджения такого существенного показателя как здоровье дошкольника. На 8% снизилось число здоровых детей. На 6,7% увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии.

Таким образом, ситуация по этому вопросу такова: «хотя много лет в практике дошкольного образования проповедуется необходимость комплексного подхода к оздоровлению детей, эта проблема до сих пор должным образом не решена.

«ЗДОРОВЬЕ» - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений (Большая советская энциклопедия)

«ЗДОРОВЬЕ» - нормальное состояние, правильное функционирующего, неповрежденного организма. (Толковый словарь Ушакова)

«ЗДОРОВЬЕ» - состояние целеполагающей жизнедеятельности, воспроизводящей психофизиологическую потребность в добровольном напряжении (Словарь психологических понятий)

«Здоровье» - отсутствие болезней, физических дефектов, полное психическое, социально-нравственное и физиологическое благополучие. (ВОЗ) .

Педагоги обсуждают и выбирают определение, наиболее полно раскрывающее понятие «здоровье».

Исходя из выбранного определения, педагогам предлагается сформулировать понятие «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ».

«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» - активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение собственного здоровья.

Аналогично ведется работа над понятием «компоненты здорового образа жизни». После обсуждения мнений педагогов старший воспитатель комментирует результаты опроса родителей (Приложение).

« Самые популярные ответы на вопрос о составляющих понятия «Здоровый образ жизни»: правильное, качественное питание, занятия спортом, отсутствие вредных привычек (курение)…»

2. Формы работы с семьями по формированию ЗОЖ :

Задачи ДОУ по формированию ЗОЖ дошкольника:

1. Создание здоровьесберегающей среды. ( Выполнение СанПина, условия для двигательной активности…)

2. Оказание помощи ребенку по накоплению необходимого опыта и знаний для успешного выполнения задач по воспитательно-оздоровительной работе.

3. Формирование через активную деятельность здорового организма дошкольника, его динамического и устойчивого состояния к условиям жизни.

4. Стимулирование дошкольников к включению в процесс физического развития и двигательной активности.

5. Формирование навыков саморегуляции поведения, направленных на осознанное сохранение и укрепление здоровья.

6. Работа с семьями воспитанников по вопросам формирования здорового образа жизни ребенка. (Теоретические и практические мероприятия)

3. Формы работы с семьями воспитанников:

1. Лекции

2. Консультации с привлечением специалистов (врач, инструктор ЛФК…)

3. Совместные досуговые мероприятия

4. Тематические газеты

5. Семинар-практикум

6. Родительский клуб

7. Наглядная информация

8. Привлечение родителей к открытым занятиям

4. Круглый стол: «Вопрос-ответ»:

- Какие из компонентов по формированию ЗОЖ Вам кажутся наиболее

проблемными, трудно решаемыми?

- Попробуйте определить по 100% шкале уровень здоровья. От чего он

зависит?

Согласно заключению экспертов ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) уровень здоровья зависит от

- система здравоохранения – 10%;

- от наследственных факторов – 20%;

- от состояния окружающей среды – 20%;

- от самого человека (образ жизни) – 50%.

Назовите формы работы с родителями по формированию ЗОЖ. Какие Вами чаще всего используются?

- Какие Вы знаете нетрадиционные формы оздоровления детей? Используете ли Вы их в своей работе?

5. Составление перспективного планирования по работе с семьей по форме ЗОЖ на март месяц.

6. Защита проектов «Использование нетрадиционных форм оздоровления детей в ДОУ.

Дошкольный возраст – решающий в формировании фундамента физического и психического здоровья.

Возникает потребность в создании гибких социально-педагогических технологий здоровьесберегающего обучения и воспитания личности в условиях государственных воспитательно-образовательных учреждений.

Одновременно с использованием инновационных технологий важным фактором является атмосфера родственно-эмоциональных связей.

Считается, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Семья и детский сад не могут заменять друг друга и должны взаимодействовать.

Всё чаще и чаще звучат в средствах массовой информации, уз уст педагогов, медиков, родителей вопросы, связанные с проблемами здоровья детей – подрастающего поколения нашей страны. Этот вопрос актуален не только для жителей России, но и для всех жителей планеты.

Здоровье ребёнка зависит от ряда факторов: питания, экологии, гигиены, социальных факторов, а так же качественного взаимодействия семьи и ДОУ.

Вопросы формирования и воспитания культуры ЗОЖ рассмотрены в работах – Вайнера Зайцева, Тверской и др. Однако методы работы ДОУ с родителями по формированию ЗОЖ почти не рассматриваются в литературе.

Очень важно с самого раннего возраста воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой, поэтому задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна.

Поделиться:

Оставить комментарий