Вы находитесь здесь: Главная > Фестивали > «Формирование звуковой культуры речи детей посредством театрализованной игры»
Post Icon

«Формирование звуковой культуры речи детей посредством театрализованной игры»

Автор: Русакова Лариса Леонидовна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ "Детский сад № 90" г. Мурманск

Речь – это одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Полноценная речь детей является непременным условием обучения в школе. Поэтому воспитанию правильной речи в детском саду следует уделять больше внимания, так как именно в этом возрасте она наиболее гибка и податлива, а звуковая культура - одна из основных задач развития речи дошкольника.

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которое включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культурного общения (общая тональность детской речи, поза, двигательные навыки в процессе разговора).

В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством воспитания звуковой культуры речи являются театрализованная деятельность. Значение которой подчеркивалось в работах и исследованиях: Т. Н. Караманенко, А.П. Усовой, Д.В. Менджеритской, У. К. Карамазиной.

Этот вид деятельности имеет важное значение в умственном, физическом и эстетическом воспитании детей.

С помощью него решаются конкретные задачи по развитию звуковой культуры речи:

- постановка дыхания;

- усвоение ритма слова;

- усвоение артикуляций отдельных звуков;

- приобретение навыка в произнесении законченной интонации предложения или интонационных фигур смысловых отрезков предложения.

Для этого были созданы условия для театрализованной деятельности: изготовлена ширма, сделан набор кукол и декораций, подготовлен уголок ряженья. Провела ряд бесед, познакомила с такими видами театра, как театр Петрушки, настольно-плоскостной, теневой, театр би-ба-бо. Сама постоянно рядилась в различные костюмы и проводила в них занятия, что неизменно вызывало у детей восторг и интерес.

В дошкольном возрасте у детей еще слабо развиты органы артикуляции (губы, зубы, язык), поэтому им надо помочь в подготовке мышц, участвующих в речевом активе. Этому призвана артикуляционная гимнастика, которая не только развивает речевой аппарат, но и является эффективным средством профилактики некоторых речевых нарушений. Например, в гости к детям пришел розовый слоненок, который предложил детям поиграть с ним в необычные игры:

- «жарко, холодно»: жарко – широко открыть рот, холодно – рот закрыть;

- «дудочка» - с напряжение вытянуть губы вперед (зубы сомкнуты);

- «лошадки» - пощелкать язычком, как цокают копытца и др.

Правильное и систематическое проведение артикуляционной гимнастики способствует продуцированию детьми правильных звуков, а в последствии – усвоению слов сложной конструкции.

На этапе автоматизации продолжилась работа по артикуляционной гимнастике. Отметила, что дети сами были способны выполнить то или иное упражнение по напоминанию. Ввела игрового героя перчаточного театра «Веселый язычок» («Вспомните, что мне нужно сделать, чтобы правильно произнести звук «ж»).

Для укрепления речевого дыхания в своей работе использую игры на поддувание. Например: в гости к детям пришла «Осень» и подарила всем разноцветные листочки. Дети дуют на листочки, сдувают их с руки, получается листопад («Большой и маленький ветерок»).

Для развития голосового аппарата в качестве подготовительной работы предлагаю выполнить игровые упражнения, в которых требуется произносить один и тот же звук с различной громкостью. Например: «Давайте посигналим, как большая машина, а потом как маленькая» и др. Отметила, что при звукоподражании детей шуму ветра, рокоту самолета, карканью вороны и др., у детей возросла активность, появился интерес, в то время как повторение лишенных смысла слогов (ша-шо-шу) быстро утомляла детей и не давала положительных результатов.

В речевом воспитании детей большую роль играют потешки, песенки, они создают ту речевую среду, которая благоприятствует своей динамичностью, содержанием. Их легко иллюстрировать игрушками, используя фигурки плоскостного и настольного театра. Например: предложить ребятам спеть песенку для маленького котика «Давайте споем ласково и не очень громко, чтобы не испугать котика» («Котя, Котенька, Коток…»).

Знакомые игрушки использовала в повседневной жизни. Так «Котя, Коток» каждое утро встречал ребят, здоровался с ними, хвалил за хорошие поступки. В режимных моментах вместе с Котиком проговаривали такие потешки, как «Водичка, водичка…», «Расти коса до пояса» и др.

Использовала малые формы фольклора в качестве ласки и шутки:

- «ты моя баловушка…»

- «маленький да удаленький…»

- «растут детки, как грибки – дождевички…»

- «права ножка, лева ножка – поднимайся понемножку».

Для постепенного расширения игрового опыта использовала следующие приемы:

- игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (воробышки машут крыльями, дети проснулись – потянулись);

- игра-имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко- дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, засмеялись);

- однотемная бессловесная игра- импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Заинька попляши…», «Катя, Катя маленька…», А. Барто «Снег, снег…»);

- игра-имитация образов знакомых персонажей (неуклюжий медведь идет к дому, храбрый петушок шагает по дорожке);

- игра-импровизация коротких сказок, рассказов, стихов (З. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей»; Е. Чарушин «Утка с утятами») с использованием игрушек настольного театра;

- ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).

Тренировка пальцев рук также является важной частью этой работы, так как она способствует улучшению артикуляционной моторики и готовит кисти рук к письму. Пальчиковую гимнастику проводила систематически по 3-5 минут ежедневно в игровой форме: «Этот пальчик-бабушка»; «Сорока-ворона» и др. Совместно обыгрывали несложные сказки с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка»), с помощью пальчикового театра и театра би-ба-бо.

В свободное время проводила игру-драматизацию «В стране знакомых загадок и стихов». Вместе с детьми хором проговаривали знакомые потешки, рифмованные строки, насыщенные определенным звуком, повторяли скороговорки и чистоговорки. Предложила самим придумать загадки.

Чтобы ярче изобразить ту или иную роль ребенком разработала серию этюдов. Например:

- этюд на мимику «Покажи, как Баба-Яга смотрит в зеркало»;

- загадки-пантомимы «Отгадай, что за животное»;

- этюд на развитие воображения «Где мы были, мы не скажем…».

Среди творческих игр особенной любовью пользуются игры в «театр», драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка. Как подсказывает опыт, театрализованная деятельность не только оптимизирует коррекционно-развивающий процесс, но и знакомит с жанрами речи, прививает любовь к слову родного языка, воспитывает культуру речевого общения, формирует соответствующие умения и навыки.

ЛИТЕРАТУРА

1.​ Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада М., «КНОРУС» , 2007

2.​ Бочккарева Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы. В сб.: Воспитание детей в игре. М., «КНОРУС» , 2007.

3.​ Гербова В.В. Учусь говорить: Метод. Рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 36 лет по программе «Радуга». – 2е изд.- М.: Просвещение, 2007.

4.​ Горбушина Л.А., Николичева А.П. «Выразительное чтение и рассказывание с детьми дошкольного возраста»: Учебное пособие: М., «КРОНУС», 2005.

5.​ домашний театр- Серия «Через игру- к совершенству».- М., «Лист», 2001.

6.​ Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам: Театр картинок. Театр игр. Театр петрушек: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей.- Спб.: 2003

Теги:

Поделиться:

Оставить комментарий