Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Формы работы с детьми
Post Icon

Формы работы с детьми

Автор:

Воспитательно-образовательный процесс может быть условно подраз¬делен на:
• образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организа¬ции различных видов детской деятельности (игровой, коммуникатив¬ной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, му¬зыкально-художественной, чтения) (далее по тексту —«организован¬ная образовательная деятельность»);
• образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
• самостоятельную деятельность детей;
• взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразо¬вательной программы дошкольного образования.
Построение образовательного процесса должно основываться на адек¬ватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществля¬ется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных осо¬бенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются пре¬имущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образова¬тельной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.
В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная к школе группы) выделяется время для занятий учебно-развивающего характера.
В практике используются разнообразные формы работы с детьми.
Организованная образовательная деятельность
• игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера;
• просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач;
• чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художествен¬ных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;
• создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы соци¬ально-нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житей¬ских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;
• наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;
• изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, коллекций и их оформление, изго¬товление украшений для группового помещения к праздникам, суве¬ниров; украшение предметов для личного пользования;
• проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятель¬ность, экспериментирование, конструирование;
• оформление выставок работ народных мастеров, произведений деко¬ративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродук¬ций произведений живописи и пр.; тематических выставок (по време¬нам года, настроению и др.), выставок детского творчества, уголков природы;
• викторины, сочинение загадок;
• инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера;
• рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств вырази¬тельности;
• продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, ху¬дожественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мо¬тивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование иллюстраций к худо¬жественным произведениям; рисование, лепка сказочных животных; творческие задания, рисование иллюстраций к прослушанным музы¬кальным произведениям;
• слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки, дидактические игры, связанные с восприятием музыки;
• подыгрываниена музыкальных инструментах, оркестр детских музы¬кальных инструментов;
• пение, совместное пение, упражнения на развитие голосового аппара¬та, артикуляции, певческого голоса, беседы по содержанию песни (от¬веты на вопросы), драматизация песен;
• танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритми¬ческих движений, показ ребенком плясовых движений, совместные действия детей, совместное составление плясок под народные мело¬дии, хороводы;
• физкультурные занятия игровые, сюжетные, тематические (с одним видом физических упражнений), комплексные (с элементами развития речи, математики, конструирования), контрольно-диагностические, учебно-тренирующего характера, физкультминутки; игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских стихотворений, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек; ритмическая гимнастика, игры и упраж¬нения под музыку, игровые беседы с элементами движений.
Мероприятия групповые, межгрупповые и общесадовские
• туристические прогулки;
• физкультурные досуги (проводятся 1-2 раза в месяц);
• спортивные праздники (проводятся 2-3 раза в год);
• соревнования;
• дни здоровья;
• тематические досуги;
• праздники;
• театрализованные представления;
• смотры и конкурсы;
• экскурсии.
Образовательная деятельностьпри проведении режимных моментов
• физическое развитие: комплексы закаливающих процедур (оздоро¬вительные прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым приемом пищи, полоскание рта и горла после еды, воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна, контрастные ножные ванны), утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня;
• социально-личностное развитие: ситуативные беседы при проведе¬нии режимных моментов, подчеркивание их пользы; развитие трудо¬вых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самооб¬служивания; помощь взрослым; участие детей в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий, в построении конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования); формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов;
• познавательно-речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприя¬тии картин, иллюстраций, мультфильмов; ситуативные разговоры с детьми; называние трудовых действий и гигиенических процедур.поощрение речевой активности детей; обсуждения (пользы закалива¬ния, занятий физической культурой, гигиенических процедур);
• художественно-эстетическоеразвитие: использование музыки в по¬вседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогул¬ке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гим¬настики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в ок¬ружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предме¬тов, игрушек.

Самостоятельная деятельность детей
• физическое развитие: самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия (катание на санках, лы¬жах, велосипеде и пр.);
• социально-личностное развитие: индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие об¬щение со сверстниками;
• познавательно-речевое развитие: самостоятельное чтение детьми ко¬ротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художест¬венных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно-ролевые игры, рассматривание книг и картинок; само-стоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке, автодидактические игры (разви¬вающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки);
• художественно-эстетическоеразвитие: самостоятельное рисование, лепка, конструирование (преимущественно во второй половине дня), рассматривание репродукций картин, иллюстраций, музицирование (пение, танцы), игра на детских музыкальных инструментах (бубен, барабан, колокольчик и пр.), слушание музыки.

Поделиться:

Оставить комментарий