Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Фронтальное логопедическое занятие на тему: «Звук Р, Буква «Р». Перелётные птицы». (подготовительная группа)
Post Icon

Фронтальное логопедическое занятие на тему: «Звук Р, Буква «Р». Перелётные птицы». (подготовительная группа)

Автор:Визгалова Александра Васильевна
yчитель – логопед МАДОУ «Детский сад №24» г.Пермь

Задачи:
1)Развивать слуховое внимание, фонематический слух, звуковой анализ и синтез.
2)Активизировать в речи словарный запас по темам: «Весна, перелётные птицы.»
3)Учить образовывать сложные слова.
4)Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных.
5)Закрепить умение согласовывать существительные с числительными.

Оборудование: Картина Жар- птица, звуковые домики, Цветы; карточки с буквами; картинки – схемы «Скороговорки», предметные картинки с перелетными птицами (Журавль, скворец, ласточка, соловей).

Ход занятия:

Организационный момент
Логопед:
— Дети, у нас сегодня на занятии гость из сказки. Угадайте, как его зовут. Логопед загадывает детям загадку:
Сладких яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло в ночи, как днём.
- Дети
Жар- птица.

II. Основная часть
Логопед
-Жар-птица приготовила для вас интересные игры. Хотите поиграть с Жар-птицей?
Дети
-Тогда повторяйте за мной волшебные слова: Ра — Ра – Ра – начинается игра. Ро-ро-ро — я держу в руке перо.
Логопед открепляет одно пёрышко от Жар-птицы, прикрепленной на доске. С обратной стороны написано задание:
Зачеркните две одинаковые буквы. Дети садятся за столы, на столах лежат карточки. На них написаны буквы: Р. В П. Е Т С Р. Н Т А П. Зачеркнув одинаковые буквы, дети читают слово: « Весна».

2. Логопед открепляет второе пёрышко. На нём написано: Исправь ошибки. Дидактическая игра «Исправь ошибки».
Логопед читает текст:
- Вот и наступила весна. Весело журчат ручьи, с крыш капают сосульки — начался листопад.
Дети (исправляют):
- капель.
Логопед:
- День становится всё короче
Дети:
-длиннее
Логопед:
- а ночи длиннее
Дети:
- короче.
Логопед:
- Возвращаются зимующие птицы.
Дети:
- перелётные
Логопед:
- Люди уже позаботились о грачах - сколотили скворечники.
Дети:
- скворцах
Логопед:
- Просыпаются от зимнего сна насекомые: мухи, бабушки, пчёлы.
Дети:
- бабочки
Логопед:
- Вот-вот зацветут первые весенние цветы — колокольчики
Дети:
-подснежники.
Логопед:
- молодцы, все исправили. А скажите мне, что происходит весной с солнцем?
Дети:
- Солнце светит ярче, пригревает, согревает землю.
Логопед:
- Что происходит со снегом?
Дети:
- чернеет, тает, появляются ручьи.
Логопед:
- Что делают ручьи?
Дети:
- Журчат, бегут.
Логопед:
- Что происходит в природе?
Дети:
- Возвращаются птицы. На деревьях появляются почки.

Читаем скороговорки — знакомимся со звуками.
Логопед:
- Жар-птица очень любит яблоки, она решила угостить и вас. Яблоки необычные, волшебные. Прочитайте, что написано на них.
С обратной стороны нарисованы скороговорки (картинки), дети составляют их: а) На соседа, на грача, Накричал грач сгоряча. б) Грач кричал, грач горячился. А сосед не огорчился. г) Скроил скворец сороконожке сороконожкины сапожки. д) Сошьёт скворец исправно в срок. Все сорок скроенных сапог. ж) Пара птиц порхала, порхала, да и выпорхнула. Проворонила ворона воронёнка. Три сороки тараторки тараторили на горке.
Логопед:
- Какой звук произносится чаще других?
Дети:
-Звук «Р»
Дается характеристика звука. (Согласный, звонкий, твёрдый).
Логопед:
-У звука «Р» есть братик, звук «рь». Какой он?
Дети:
-Согласный, звонкий, мягкий.

4. Найди звук. Дидактическая игра «Звуковые домики». Дети определяют наличие звуков «Р» в слове (начало, середина, конец слова). Логопед называет слова, дети определяют позицию звуков в словах и кладут в соответствующий столбик. Слова: Верба, Стриж, проталина, скворец, грач, жаворонок, скворечник, ручей, журавль, трава, нарцисс,, стриж, гроза, гром.
5. Поиграй с птичками.
Логопед:
- Какие птицы прилетают весной? Назовите.
Дети:
- грач, скворец, журавль, дрозд, ласточка, зяблик
Логопед:
- В названии каких птиц вы услышали звук «Р »?
Дети:
- грач, скворец, журавль, дрозд
Логопед:
- а теперь поиграем в игру
(Дидактическая игра: «Назови птенца»).
Логопед называет птицу, а дети – детеныша. Грач — грачонок; стриж — стрижонок; журавль — журавлёнок ; скворец-скворчонок.

6. Превращение. (Физ. Минутка)
Логопед:
- а сейчас мы представим, что находимся на полянке.
(Дети оказываются на полянке и превращаются в весну).
Логопед:
- Вокруг себя повернись, в Весну превратись. (Дети представляют себя доброй и ласковой весной. Проговаривают слова и выполняют движения)

Снова нет ручьям покоя — (водят хоровод, идут по кругу).
День и ночь журчат в кустах (останавливаются, изображают волны руками).
Ходит солнце золотое (поднимают руки вверх, делают руками полукруг).
В чистых- чистых небесах. (Дети приседают — встают).
Льёт лучи на лес и луг (делают взмахи руками).
И на все цветы вокруг. (Показывают цветок над головой).
Логопед: давайте возвратимся обратно на занятие.

7. «Заколдованные птицы».
Логопед:
- Отрываем следующее перо, а там… вам нужно из перепутанных букв составить названия птиц.
(Дети выполняют задание)

8. Следующее перо - дидактическая игра «Сложные слова».
Логопед:
- я называю 2 слова, а вы соединяете их в одно.
Белая грудь
Дети:
— белогрудая;
Логопед:
- длинные крылья
Дети:
— длиннокрылая;
Логопед:
- короткий хвост
Дети:
— короткохвостая;
Логопед:
- чёрные глаза
Дети:
— чёрноглазая;
Логопед:
- серые глаза
Дети:
— сероглазая;
Логопед:
- громкий голос
Дети:
— громкоголосая.
9. Логопед:
- и у нас осталось еще одно перышко с последним заданием
Игра «Посчитай» (у детей на столе лежат картинки с перелетными птицами)
Логопед:
- я показываю цифру, а вы считаете своих птичек.
Один грач
Два грача
Три грача
Четыре грача
Пять грачей
(Дети считают своих птиц)

III. Итог занятия
Релаксация.
А сейчас мы с вами представим, что мы оказались в весеннем лесу. Давайте послушаем пение птиц. Закроем глаза и погреемся на солнышке.

Поделиться:

Оставить комментарий