Вы находитесь здесь: Главная > Опыт работы > Где границы детской безопасности и самостоятельности?
Post Icon

Где границы детской безопасности и самостоятельности?

Автор: Волочай Алсу Завитовна, воспитатель 1 квалификационной категории МАДОУ №112 «Мозаика»,  г. Набережные Челны

Отвечая на этот вопрос,  я, как опытный воспитатель,  долго думала. Мнение родителей тоже расходится. Почему важно, что об этом думают папы и мамы? Потому, что по закону РФ именно они несут административную и уголовную ответственность за жизнь и безопасность ребенка.

Законодатель не дает четкого пояснения деткой безопасности. Но он пишет про условия, угрожающие жизни и здоровью ребенка. Значит, опека родителей должна начинаться только там, где создаются или могут быть соответствующие условия.

Например, ребенок взял стул и хочет на него залезть, чтобы достать зубную щетку и почистить зубы самостоятельно. Родители в ужасе бегут к нему с криками, что это опасно и так нельзя. А вот что нельзя? Самому почистить зубки? Или то, что ребенок теоретически может упасть со стула, так сильно угрожает его жизни и здоровью? Ученые говорят, что такие проявления родительской  тревоги могут нанести ребенку психологический вред. В процессе развития личности очень важно развивать и поощрять проявления самостоятельности у детей. Не стоит, конечно, забывать о том, что дети полностью не осознают границы безопасного поведения. Купание в речке или прогулки на улице в темное время суток без сопровождения взрослых, нарушение правил ПДД – все это может привести к печальным последствиям. Вот уж где следует тревожиться и включать родительский контроль.

Общество поднимает вопрос об инфантильности поведения современной молодежи, агрессии и безответственности. Результаты социологических исследований, проведенных в 2017-2018 годах МСУ (Московский социальный университет), показывают, что дети не хотят трудиться и все больше склонны к пассивному проведению свободного времени. По моему  опыту и наблюдениям, современных детей и подростков необходимо вовлекать в активную социологическую среду и взаимодействие с обществом. Как это сделать? Давайте разберемся и вспомним азы детской психологии.

Когда и почему новорожденный младенец начинает стремиться переворачиваться, ползать, ходить? Если это здоровый ребенок с нормальными темпами развития, то ответ один – когда ему интересно. Если положить рядом с младенцем яркую картинку или игрушку, он станет тянуться к ней. Сработает природный рефлекс что-то взять. Затем сработает другой рефлекс – изучить. А значит: потрогать, взять в рот и другие тактильные проявления. Если эту же игрушку положить чуть дальше от малыша, он захочет дотянуться до нее. Таким образом,  мы простимулируем его повернуться и поработать ножками, пальцами и ручками. А значит, ребенок станет развиваться физически и умственно. Мозг запоминает алгоритм действий.  Ребенок по-своему делает выводы, что можно двигаться и изучать новые предметы. В семьях,  где несколько детей отмечено другое поведение. Младшие дети «учатся», наблюдая за старшими детьми. Они повторяют. Таким образом, катализатором для умственного и физического развития ребенка может служить:

  1. Стимулирование и активное взаимодействие родителей и ребенка.
  2. Личный пример (старших детей и взрослых).

Что же может задержать развитие ребенка? Почему одни дети в 3 года уже удивляют взрослых чтением на иностранном языке, а другие только-только начинают ходить?

На гармоничное развитие личности ребенка влияет много факторов:

  • Генетика
  • Окружающая среда (география местности, национально-культурная принадлежность, семья и общество)
  • Психологический тип личности и характер

Эти же факторы влияют и на задержку нормального развития ребенка.

Британские ученые доказали, что характер человека закладывается генетически. Возможно в будущем, сказка о том, что фея подарила младенцу послушание и красоту -- перестанет быть творчеством прозаиков. Генетики утверждают, что на этапе зачатия можно  будет заложить в плоде ген, отвечающий за чувство юмора или ответственность. Но это в будущем. А пока все негативные проявления поведения ребенка можно списывать на гены.

Окружающая среда. Это очень широкий и глубокий, глобальный фактор.  Известны случаи, когда по каким-либо причинам ребенок рос вместе с животными в дикой среде. В 80х и 90х в средствах массовой информации упоминалось о детях-маугли. Выросшие в стае собак или других животных, они передвигались на четвереньках, кусались, царапались и даже ели сырое мясо. Они издавали гортанные звуки, похожие на лай и находились во взаимодействии с этими животными, то есть они их понимали. Такое поведение дети-маугли считали для себя нормой. К сожалению, попав в человеческое общество, большинство из них так и не смогли социализироваться и поменять образ жизни. Таким образом, ребенок как личность, нормой считает то, что его окружает. Большинство наших рефлексов (хватать, глотать, изучать и прочее) это стремление организма изучать окружающую среду. Так человек делает выводы о том, что опасно для его жизни, а что нет. Запрещая ребенку бегать босиком по траве или песку, прыгать по лужам, трогать грязь и камни, родители ограничивают его процесс познания. Особенности поведения ребенка таковы, что он рефлекторно будет искать то, что ему интересно. И если родители заняты своими делами, а на улицу не пускают потому, что там дождь и лужи,  ребенок найдет интерес в мультиках в телевизоре или же в компьютерных играх. Мною был сделан вывод, что взрослым, в свободное время, лучше организовывать совместный досуг с ребенком. Например, мама может предложить ребенку вместе приготовить оладьи, салат или даже суп. И не важно, что ребенку всего 5 месяцев или 5 лет. С момента своего рождения ребенок уже начинает учиться у взрослых и окружающего мира. Не забываем, что он копирует и отлично запоминает все, что видит и слышит! Подготовьте для ребенка его личную тарелку для замеса теста, ложку, доску и скалку. Вместе разбейте яйца, смешайте вместе все ингредиенты. И не так важен результат  (может, вы испачкаете кухню, тесто получится соленым и прочее).  Важно то, что ребенок будет вовлечен в этот процесс и будет получать:

  • Общение с мамой
  • Важный жизненный опыт
  • Хорошее настроение и удовольствие

Ну а вы, возможно, все же приготовите ужин или десерт к чаю, то есть совместите приятное с полезным. Многим родителям страшно, что ребенок 3 лет будет не только держать нож в руках, но и пользоваться им. А вдруг он поранится, отрежет палец и прочее. Включается опека. Опека в данном случае и полезна (все же родитель должен внимательно смотреть за действиями  ребенка, объяснять как пользоваться предметом и вовремя забрать нож). К тому же,  ребенку можно предложить неострый нож с тупым или закругленным концом. Увидели, что ребенок начал шалить, забираете предмет и объясняете, что вы это сделали потому, что ножом не играют и прочее. Дети, как показывает моя многолетняя практика, все понимают в любом возрасте. Возможно, ваш ребенок чуть-чуть поранится. Это не значит, что нужно запретить ему готовить с вами. Пожалейте, объясните как правильно и безопасно пользоваться ножом. Помните, что именно человеку свойственно накапливать жизненный опыт и анализировать свои поступки. Необоснованные родительские запреты тормозят познавательный процесс ребенка. Об этом в своих трудах неоднократно пишет Сергей Никитин (смотри сайт семьи Никитиных).

В СССР появился термин «трудовое воспитание». В 30х годах прошлого века появились в школах уроки труда. В 80-х Никитин в своих докладах и исследовательских трудах писал, что в семьях детям важно закладывать интерес к труду  и познанию. Он описывает примеры, когда родители не запрещают, а наоборот поощряют, чтобы дети с  момента, когда научились сидеть, находились рядом со взрослыми и были вовлечены в совместный труд: приготовление пищи,  уборка дома, помощь в саду, покупки в магазине, шитье, изготовление поделок и прочее. На сайте семьи Никитиных размещены видео и фотографии самой семьи. Там можно найти фотографию, на которой годовалый малыш сам чистит себе яйцо. Интересно, что в своем доме Никитины создали специальную комнату для детей. В ней находились рабочие инструменты (пила, молоток, доски, гвозди),  швейная машинка, инструменты для рисования и творчества. В неё допускались дети любого возраста в сопровождении взрослого. Родители не запрещали детям пользоваться пилой, а учили их, как это делать правильно и безопасно. Как пишет Сергей Никитин, за все время пользования ни один ребенок не поранился. Это позволяет сделать выводы, что чувство безопасности, возможно, как рефлекс закладывается в плоде во время развития в утробе матери. К сожалению, в наше время родители все меньше взаимодействуют с детьми. Работа, стрессы и личные интересы ограничивают родителей во времени. Взрослым важно и проще заплатить за кружки, чтобы кто-то другой обучал ребенка. Важно помнить, что основная задача родителей – помочь ребенку получить навыки выживания в окружающей среде и социализации в обществе людей. И этому научить могут только папа и мама.

 

 

 

Теги: ,

Поделиться:

Оставить комментарий