Вы находитесь здесь: Главная > Доклады, консультации > Идем в школу с радостью.
Post Icon

Идем в школу с радостью.

Автор:

Выпускник детского сада идет в школу. Озабоченные родители ставят цель- успеть «впихнуть» его, ищут не просто школы, а гимназии и лицеи с тестированием и собеседованием, а некоторые умудряются найти репетиторов для «подготовки» к первому классу. И какой же шок испытывают обеспокоенные родители, когда слышат: «Вам ребенок к школе не готов!» Действительно, что значит «не готов»? Термин «готовность к школе» очень многозначителен и многогранен и нельзя однобоко ответить на этот вопрос.  Это не только психологическая, но и физическая готовность. Умение не просто слушать, но слышать, обобщать, систематизировать, обладать находчивостью и многое другое. Это тот собирательный образ первоклассника, который был утерян в связи с экспериментами по обучению шестилеток. Пока дети шли в школу с семи- восьми лет, вопросов не было. Одни были лучше, другие хуже. Но когда процесс обучения столкнулся с шестилетками, привычные методы работы неожиданно провалились. Более того, итоги школьных успехов детей и обычные объяснения их неудач оказались несостоятельными. А вот и славный малыш из интеллигентной семьи. Цивилизованный. Родители уделяют этому очень много внимания, развиваются, стараются максимально вложить в него все то, что порой не так уж и важно. Умеет и читать, и писать. Казалось бы, чего еще хотеть от будущего первоклассника? Только научите его- и получите отличника. Это оказалосьневозможным! Шестилетних детей зачисляли с трудом. Обычно это были гимназии или лицеи. И, уже через 6 месяцев оказалось, что большая половина детей не готова к усвоению школьного материала. В силу отсутствия не только усидчивости, но и не умения адекватно воспринимать неудачи. Стресс испытывали родители, от того, что их любимое чадо не оправдало их ожиданий. Стресс, вдвойне, испытывали дети, с двух сторон на их «несостоятельность» давили, дома и в школе. Казалось, что трудности можно решить: если ребенок плохо учится, значит, он не готов. А если плохо, нужно лучше подготовиться. Например, с пяти лет. И под этим "лучше" опять-таки означало"читать, считать" и т. д. и снова ничего не получалось. Невозможно сделать ничего хорошего с ребенком путем механического снижения планки обучения, игнорируя законы его психологического развития. В чём же суть «готовности»? Готовность - это уровень психического развития ребенка. Не набор каких-то навыков, а довольно целостное и сложное образование. И неправильно сузить его только до"готовности к школе". Каждый новый этап жизни требует определенной готовности ребенка-готовность участвовать в ролевые игры, готовности отправиться без родителей в лагерь, готовности обучаться в вузе. Если ребенок не готов вступать в тесные связи с другими детьми из-за проблем его развития, он не сможет участвовать в ролевой игре. Если он не готов отправиться в лагерь без родителей, отдых для него превратится в пытку. Не готов играть по правилам школы, не сможет успешно учиться. Но наивно полагать, что можно предотвратить любые осложнения в своей жизни, опередив события.
Существует непреложная логика личностного развития: человек не имеет возможности перейти на новый этап в своем развитии, если он поэтапно не прошил этап предыдущий. Ребенка нельзя развивать заранее. "Тренировка" вообще слово некорректное по отношению к маленькому ребенку. Моторика, мышление, память все это прекрасно. Только готовность к школе- совсем другая история. Что отличает ребенка готового к школе?
Во-первых, такой ребенок должен уметь видеть учебное задание и принимать его Ребенок должен быть усидчив и запрограммирован на успех. Неудачи стойко переносить, должен быть легко мотивирован. Д. Эльконин говорил об этом: первый показатель готовности к школе "прием учебной задачи". Во-вторых, ребенок, готовый к школе, способен выделять «основное» и «второстепенное». Уметь не только охватить ситуацию целиком, но и ее идею, смысл, общую мысль. Третья составляющая готовности к школе появление самооценки. Веры в себя, умение не только выполнять самому, но и оказывать помощь другому.
Четвертая составляющая: дошкольник живет в игровом пространстве. В игре дошкольник развивается, получает жизненный опыт, учится общаться со сверстниками и со взрослыми. Пришло время поговорить о том, что значит: "ваш ребенок не готов к школе?" Родительский страх читается как адрес чего-то неправильного: "ваше чадо не созрело. "Или" твой ребенок плохой. "Но речь идет о дошкольнике шести лет. И идентифицируемое на данный момент отсутствие школьного образования означает именно то, что оно означает. А именно, что ребенок с поступлением в школу должен ждать психического и физического созревания и оно, практически, никогда не совпадает с желанием родителей отправить свое чадо в школу. Ребенку необходимовремя для игр, в них он учится и развивается, получает жизненный опыт. Накапливая опыт жизни, под влиянием обучения, воспитания игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, по количеству ролей, участников игры. В играх ребенок отражает личный опыт.
Однако без руководства взрослых даже старшие дошкольники не всегда умеют играть. Одни мало умеют применять имеющиеся знания, не умеют фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями. Кроме того, одним из важных негативных последствий раннего «вливания» в школу является застенчивость.
Застенчивые дети очень медлительны, осторожны. Они более подвержены правилам, чем их беззастенчивые сверстники, и боятся их нарушать. Только тогда, когда ребенок «наиграется» в школу, он сможет «проживать» все ее ступени. Когда он проживет каждую стадию сюжетно-ролевых или режиссерских игр, примерит на себя роли персонажей-животных, он начнет воспринимать себя значимее, и с более полным багажом знаний отправится в школу.

Теги: ,

Поделиться:

Оставить комментарий