Вы находитесь здесь: Главная > Воспитателям национальных групп, Конспекты НОД > Интегрированная образовательная деятельность по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе. Тема: «В гостях у малых народностей севера Сахалина» (нивхи)
Post Icon

Интегрированная образовательная деятельность по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе. Тема: «В гостях у малых народностей севера Сахалина» (нивхи)

Автор: Кузнецова Ольга  Владимировна, воспитатель МБДОУ №2 «Ромашка» г. Александровск-Сахалинский

Цель: Развитие нравственных качеств личности ребёнка.

Задачи:

Формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности и культурному наследию;

Развивать ловкость, быстроту, выносливость.

Воспитывать уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей; формировать чувства собственного достоинства, как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей.

Предварительная работа: Чтение сказок Санги, рассматривание иллюстраций, фотографий, экскурсия в краеведческий музей, рисование рисунков, беседы о коренных жителях Сахалина (мультимедиа), экскурсия в библиотеку, составление творческих рассказов на тему «Животный и растительный мир Сахалина».

                                                            Ход

Организационный момент: В записи звучит стихотворение про Сахалин.

- Ребята, как вы думаете, почему наш край называют «Область на островах»? (карта Сахалина)

Ребёнок – Потому что мы живём на острове «Сахалин».

- Да, наш остров замечателен и уникален.  Здесь проживает много национальностей (русские, корейцы, украинцы, белорусы, татары и самые коренные жители нашего острова – нивхи. Это малочисленный народ, живущий на севере нашего острова.

Стук в дверь. Входит почтальон и вручает письмо.

- Дорогие ребята! Меня зовут Оля, я живу на севере Сахалина, в нивхском стойбище и приглашаю вас к себе в гости.

Воспитатель: - Готовы вы познакомиться с девочкой – нивхой  и её народом?

- Да

- Тогда в путь.

- А на чём мы сможем туда добраться? (ответы детей, выбираем поезд)

- Проходите, устраивайтесь поудобнее, поехали!

- А пока мы едем, ребята расскажут стихотворения о нашем острове.

- Ну, вот незаметно мы и приехали к месту назначения. А дальше нам придётся идти пешком. Будем мы вперёд идти, ждут преграды на пути. Готовы? Да. Тогда в путь.

- На пути большой ручей, перепрыгни его скорей. (перепрыгивание «ручья» на двух ногах).

- А вот и кочки впереди, иди осторожно не упади (ходьба по кочкам).

- Какие молодцы! Вот и первая остановка. Называется она «Лесотундра» (на поляне расставлены  изображения деревьев, ягод, кустарников, животных). Дети выбирают ту растительность и тех животных, которые  растут и обитают  в этой местности (небольшие рассказы, 2,3 предложения  о выбранном…)

- Молодцы! Продолжаем наш путь.

- На пути у нас река. Здесь по мостику пройдём, в речку мы не упадём (ходьба по узенькой дощечке).

- Вторая остановка(юрта, девочка в национальном костюме)

-Ребята, посмотрите, а нас здесь кто-то встречает.

- Здравствуйте, гости, меня зовут Оля, это я написала вам письмо, спасибо, что приехали ко мне в гости.  А вы знаете, как называется жилище где я живу?

- Дети: Чум

- Правильно, а из чего он сделан? (рассказы детей)

- Молодцы, ребята. Но только мне сейчас нужна ваша помощь, в моём чуме очень холодно, потому-что нет костра. Вы поможете собрать мне костёр?

-Да

Дети собирают заранее приготовленные дрова и складывают костёр.

- Вот спасибо вам ребята, теперь я не замёрзну.

- А можно я пойду с вами дальше и поведу вас к нашим рыбакам?

- Да

- Но идти мы будем осторожно, недавно пронёсся сильный ветер и повалил деревья (подлезания под дугами).

Третья остановка «Рыбацкая»(рыболовные снасти, сети, развешенная «рыба»- юкала)

- Ребята, а вы знаете, как называется рыба, которая водится в наших реках? (ответы детей)

- А что  с ней делают и что из неё готовят нивхи? (ответы детей)

- А вы хотите порыбачить? (конкурс – кто быстрее поймает рыбку)( заранее приготовленные палочки с верёвочками, на конце бумажные рыбки, кто быстрее намотает верёвочку с рыбкой, тот и победил).

- Ну и молодцы, сколько рыбы поймали!

- А сейчас, я хочу пригласить вас в гости на наш национальный праздник.  Посмотрите, какой на мне одет красивый, национальный костюм с орнаментом.  А, чтобы и вы были красивые, я для вас приготовила вот такие ободки, только вы их должны украсить сами, согласны? -Да

(предлагает детям нарезанные детали, дети украшают ободки несложным орнаментом и готовые надевают на голову)

-Какие все стали красивые!

Предлагает детям пойти в физкультурный зал, где на экране. Показываем праздник нивхов.

Воспитатель: Спасибо тебе Оля за удивительное путешествие, а наши ребята, тоже приготовили для тебя небольшой концерт и сейчас его покажут (дети поют песни, читают стихи, танцуют танец)

Под. Игры: «Поймай оленя», «Чья упряжка быстрее»

- Спасибо, вам ребята, вы очень порадовали меня, мне очень приятно, что вы так много знаете о моём народе. И на прощанье я хочу подарить вам небольшие сувениры, которые изготовили наши мастерицы из бисера (раздача сувениров).

Звучит запись: «Нивхский наш род повёлся

От лиственницы краснодревой

На лиственницу похожа кожа наших людей

С тех пор и по эту пору,

Как земля возрастала,

Помнят седые горы,

Помнит родной залив,

Где нашей земли начало, -

Сказано ведь: есть Слово.

Нивхов земля навеки

Зовётся с тех пор Ыгмиф. (Сахалин) В. Санги

Воспитатель, дети: До свиданья Оля, спасибо тебе за всё, приезжай к нам в гости.

Итог: Дети рассказывают о том, где побывали? Что узнали?

 

 

 

Теги: ,

Поделиться:

Оставить комментарий