Вы находитесь здесь: Главная > Работы конкурсов > Интегрированное занятие на тему «Назад в прошлое» для старшей группы детского сада
Post Icon

Интегрированное занятие на тему «Назад в прошлое» для старшей группы детского сада

Автор: Пушкарская М. В., воспитатель МБДОУ «ЦРР - детский сад №31» г. Воронежа

Цель: воспитывать у детей чувство любви к своей Родине, к своим родителям, близким, развивать чувство национального достоинства и гордости за творческое наследие наших предков – славян, закрепить представление детей о цветовой гамме, знание счёта в пределах 10, развивать связную речь, общую и мелкую моторику руки.

Программные задачи:

Дать понятие красоты родного края, познакомить детей с различными лекарственными свойствами трав, ягод и т. д. ;

Познакомить детей с особенностями русской избы, с естественными красителями: свекольный сок, отвар луковой шелухи, сок ягод малины и ежевики;

Закрепить умение различать предметы по величине, учить находить предметы по сходству, закрепить знание счёта в пределах 10;

Совершенствовать согласование окончаний имён прилагательных и существительных.

Демонстрационный материал:

Карточки с изображением ягод малины и ежевики, листьев дуба, луковая шелуха, отвары – красители. Кукла – берегиня (домовёнок), сушёные травы.

Утварь русской избы: печь, стол, посуда, самовар и т. д. , клубки шерсти разного размера и разного цвета, матрёшки.

Раздаточный материал:

Пластиковые стаканчики с натуральными красителями, ткань – хлопок.

Предварительная работа:

Изучение с детьми счёта в пределах 10, закрепление математических понятий: выше, ниже. Знакомство детей с культурой и историей Древней Руси, разучивание сказки « Гуси – Лебеди».

Интеграция: интеграция образовательных областей «познание», «коммуникация», « художественная литература», «ФЭМП», « труд».

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, продуктивная, двигательная, игровая.

Планируемые результаты:

Воспитание чувства патриотизма к своей Родине, закрепление знаний ребят об особенностях жизни наших предков в стародавние времена, закрепление количественного счёта в пределах 10, активизировать речь детей.

Организационный момент.

В группе располагается макет русской избы с необходимым оборудованием и раздаточным, демонстрационным материалом. Ребята входят друг за другом и становятся полукругом у входа в избу.

Воспитатель:

Гости дорогие, важные такие!

В группе здесь у нас сидят, строго так на нас глядят!

И не строго, а с улыбкой,

Очень тёплой и простой.

Гости нас встречают с вами. Чем ответим?

Дети:

Добротой!!!

Основная часть:

Воспитатель: Ребята, вы хотите узнать, как много-много лет назад жили наши прабабушки и прадедушки? Тогда мы с вами отправимся в путешествие в стародавние времена. Для этого нужно закрыть глаза и посчитать до трёх.

Дети считают.

Воспитатель: ребята, открываем глазки. Вот мы с вами и стоим перед домом наших далёких предков – славян. Дверь открыта, а в доме никого нет. А вход в дом охраняет главный хранитель рода, а зовут его домовёнок – Дид. Посмотрите, рядом с ним лежит клубок. У наших предков был такой обычай: на новоселье хозяин дома втягивал за нить всех домочадцев. Давайте и мы с вами последуем этому обычаю. Дети входят.

Воспитатель: Вот мы с вами и оказались в русской избе. Что вы перед собой видите?

Дети: Стол, который накрыт посудой.

Воспитатель: Ребята, а посуда какая?

Дети: тарелки деревянные, самовар металлический и т. д.

Воспитатель: Давайте с вами поиграем в игру: « Из чего сделана посуда?»

Воспитатель: ложка из дерева (деревянная ложка), тарелка из фарфора (фарфоровая тарелка), миска из глины (глиняная миска), ваза из хрусталя ( (хрустальная ваза), сковорода из чугуна (чугунная сковорода), графин из стекла (стеклянный графин), маслёнка из пластмасса пластмассовая маслёнка), тёрка из металла (металлическая тёрка). Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием.

Как вы уже заметили, в доме всего одна комната, и большую её часть занимает печь. «Без печи изба - не изба», - говорили в старину наши предки. Печь и людей обогревала, в ней готовили еду, на ней даже можно было спать, а сколько сказок было рассказано здесь долгими зимними вечерами. Давайте с вами вспомним, в каких сказках упоминается печь?

Дети: «Гуси – лебеди», «Колобок» и другие.

Воспитатель: Молодцы. Давайте с вами покажем нашим гостям нашу любимую русскую народную сказку – « Гуси – лебеди».

Театрализация сказки:

Отец

Мы на ярмарку пойдем,
К вечеру нас ждите.
Остаетесь вы вдвоем,
Сильно не шалите!

Мать (Маше)

За Ваняткой присмотри,
Ты уже большая.

Отец

За ворота не ходи.
Слышишь, запрещаю!

Мать

У купцов из дальних стран
Купим вам обновы.
Маше - шелк на сарафан,
Ване - пояс новый!

Отец

Умницею, дочка, будь,
Береги Ванюшу.
Отправляемся мы в путь.

Из избы выходит Ванечка и обнимает маму. Она гладит его по голове.

Мать

Ваня, Машу слушай!

Мать с отцом идут к лесу и скрываются за деревьями. Ванечка садится у дома.

Маша (зевая)

Ох, и скучно у ворот
Мне сидеть без дела.
Как бы к девкам в хоровод
Я пойти хотела!
Отлучусь-ка на часок,
Мама не узнает.

Я пошла, а ты сиди
Смирно под окошком.
Никуда не уходи
И не мучай кошку.

Маша скрывается в лесу, через некоторое время из-за деревьев выглядывает Баба-Яга.

Баба-Яга

А мальчишка - ничего,
Закачу пирушку!
Эй, вы где, хватай его
И ко мне в избушку!

Баба-Яга прячется, из-за деревьев выходят два гуся-лебедя и идут к Ванечке.

Гуси-лебеди (поют хором)

Жили у бабуси
Два веселых гуся.
Один утка, другой лебедь -
Два веселых гуся!

Гуси останавливаются недалеко от избы.

Первый гусь-лебедь

Здравствуй, Ванечка-дружок!
Хочешь прокатиться?
Выходи к нам на лужок,
Будем веселиться!

Гуси-лебеди начинают плясать.

Второй гусь-лебедь (Ванечке)

Эй, чего ты там сидишь,
Выходи скорее!
Ну, иди же к нам, малыш,
Вместе веселее!

Гуси-лебеди (поют хором)

Два веселых гуся
Ваню не укусят!
Один аист, другой страус -
Отнесут к бабусе!

Гуси-лебеди скрываются за деревьями. Вскоре оттуда же появляется Маша и идет к дому.

Маша

Надо мне домой спешить,
Чтоб не заругали.
А иначе станут шить
Сарафан едва ли.
Братец милый, отзовись,
Не пугай сестрицу.
Вправду нет его, кажись.
Что могло случиться?

Из-за деревьев выглядывает первый гусь-лебедь.

Первый гусь-лебедь (злорадно)

Га-га-га!

Маша

Ванечку украли!

Первый гусь-лебедь прячется, выглядывает второй.

Второй гусь-лебедь

Съест его Баба-Яга!
Все! Мы убежали!

Гусь-лебедь исчезает, Маша идет к лесу.

Маша

Что же делать мне теперь,
Что скажу я маме?
Только вышла я за дверь,
Утащили Ваню!
Маша скрывается за деревьями. Дом исчезает. Справа появляется печка. Маша выходит из-за деревьев слева и идет к печке.

Маша

Целый день я шла сюда -
Сосны все, да ели.
Печка, ты скажи, куда
Гуси полетели?

Печка

Пирожков моих ржаных
Ты сперва попробуй.

Маша

Не хочу! Не ем таких!

Печка

Пирожочек мой ржаной
Ты сперва попробуй.

Маша

Ну, нельзя же быть такой
Печью твердолобой!
Дальше в лес я побегу.
Кто-нибудь уважит -
Где искать Бабу-Ягу,
Просто так мне скажет!

Маша скрывается за печкой. Печка исчезает. Вместо нее появляется яблоня. Маша появляется из-за деревьев слева.

Маша

Яблоня, скажи куда
Гуси полетели?

Яблоня

Я скажу, но ты сперва
Яблочко попробуй!

Яблоня

Коль не съешь, я не скажу!

Маша

Ах, ты вот какая!
Вот тебе я покажу -
Ветки обломаю!
Дальше в лес я побегу.
Кто-нибудь уважит -
Где искать Бабу-Ягу,
Просто так мне скажет!

Маша скрывается за яблоней. Яблоня исчезает. Вместо нее появляется речка. Маша выходит из-за деревьев слева.

Маша

Эй, кисельны берега,
Реченька молочная,
Ты скажи мне, где Яга?
Есть к ней дело срочное!

Речка

Я скажу, а ты пока
Киселька попробуй,
Выпей, Маша, молочка

Маша

Отвечай же прям сейчас,
Где искать мне братца?

Речка

Я скажу, а ты кисель
С молочком покушай!

Маша

Что ж вы, сговорились все?
Пироги да груши,
А теперь и молоко!
Не хочу, не буду!
Баба-Яга

Гуси-лебеди, ко мне!
Где вас черти носят?

Гуси-лебеди выглядывают из-за деревьев слева.

Второй гусь-лебедь (первому)

Ой, гореть нам всем в огне!
Ой, в котел нас бросит!

Баба-Яга

Хватит языком трепать,
По делам мне надо.
Глаз с мальчишки не спускать!

Первый гусь-лебедь подходит к Бабе-Яге и ласкается.

Первый гусь-лебедь

Услужить мы рады!

Баба-Яга (поет)

Я на травушке лесной
Покатаюся!
На пригорке под сосной
Поваляюся!
Всех, кто матушку с отцом
Не послушает,
Я поймаю за крыльцом,
Да и скушаю!

Баба-Яга скрывается за деревьями слева. Через некоторое время из-за деревьев выглядывает Маша.

Гуси-лебеди скрываются за деревьями. Ванечка оглядывается. Бросает пряник и начинает плакать. Из леса выбегает Маша, хватает братца и бежит назад.

Маша

Ути, маленький, не плачь,
Мы домой вернемся.

Маша с Ванечкой скрываются в лесу. Через некоторое время из него выходит Баба-Яга и идет к своей избушке.

Баба-Яга

Растоплю сейчас я печь,
Будет ужин знатный!
Только сжарить иль испечь
Ваньку, не понятно!

Баба-Яга оглядывается и обнаруживает пропажу.

Баба-Яга (грозно)

Гуси-лебеди, сюда!
Где вас носят черти?

Перепуганные гуси-лебеди выглядывают из-за деревьев.

Баба-Яга

Всем в погоню! Разыскать
И вернуть обратно!
А не то вас ощипать
Я велю! Понятно?
Баба-Яга уходит в дом. Гуси-лебеди идут к лесу и скрываются за деревьями слева. Избушка Бабы-Яги исчезает. Слева появляется речка. Из-за деревьев справа выходит Маша с Ванечкой и спешит к речке, все время оглядываясь.

Маша

Речка-матушка, прости,
Что я нагрубила!
От погони защити!

Речка

Я давно простила.
Спрячу вас, а ты кисель
С молочком покушай!

Маша ест кисель. Из-за деревьев появляются гуси-лебеди. Облетают вокруг речки и улетают прочь.

Маша (с поклоном)

Речка-матушка, тебе
От души спасибо!

Маша с Ванечкой скрываются за речкой. Речка исчезает. На ее месте появляется яблоня. Маша с Ванечкой снова выбегают из-за деревьев справа и бегут к яблоне.

Маша

Ты уж, яблонька, прости,
Что я нагрубила!
От погони защити!

Яблоня

Я давно простила.
Спрячу вас, но ты моих
Яблочек откушай!

Маша ест яблочко. Из-за деревьев появляются гуси-лебеди.

Маша (с поклоном)

Свет мой яблонька, тебе
До земли поклон мой!

Маша с Ванечкой скрываются за яблоней. Яблоня исчезает. На ее месте появляется печка. Маша с Ванечкой снова выходят из-за деревьев справа и бегут к ней.

Маша

Печка милая, прости,
Что я нагрубила!
От погони защити!

Печка

Я давно простила.
Спрячу, только пирожок
Мой ржаной откушай!

Маша берет пирожок и дает его Ванечке.

Маша (с поклоном)

Печенька, вовек тебе
Буду благодарна!

Гуси-лебеди скрываются за печкой. Печка исчезает. На ее месте появляется дом Маши и Ванечки. Из-за деревьев выбегает Маша с Ванечкой и бежит к крыльцу.

Маша

Ох, успели дотемна!
Мама не узнает.
Точно уж теперь она
Нас не заругает!

Из-за деревьев появляются отец и мать. Маша и Ванечка бросаются им на шею. Затем все уходят в дом. Из окна выглядывает отец. Из-за деревьев справа появляются гуси-лебеди и идут к дому.

Гуси-лебеди (хором)

Нас к себе возьмите жить.
Нет у нас бабуси!
Будут дом ваш сторожить
Два веселых гуся!

Отец

Оставайтесь, так и быть!
Чур, не баловаться!
А не то Яге скормить
Вас придется, братцы!

Из дома выходит Ванечка. Отец исчезает, в окно выглядывает Маша.

Ванечка

Гуси-гуси!

Гуси-лебеди (хором)

Га-га-га!

Маша

Есть хотите?

Гуси-лебеди (хором)

Да-да-да!

Маша

Ну, тогда во двор идите,
Там найдется вам еда!

Воспитатель: Спасибо вам ребята за сказку.

Воспитатель: Давайте посмотрим на печь. Что вы здесь видите?

Дети: Сушатся травы.

Воспитатель: В те далёкие времена не было аптек и больниц. За лекарствами люди ходили в лес, на луг. Так, постепенно, они узнали, что многие травы являются лечебными. ( Воспитатель показывает цветы ромашки, чабреца и рассказывает об их лечебных свойствах).

Воспитатель предлагает ребятам и взрослым поиграть в игру : « Отгадай на запах?».

Воспитатель: давайте посмотрим за печку. Этот угол за печкой назывался закутком. Здесь командовала хозяйка дома. Вы видите здесь знакомые предметы?

Дети: Шерсть, клубок.

Воспитатель: Да, правильно, молодцы. А шерсть, каких животных использовали?

Дети: Козы, овцы.

Воспитатель: Каких цветов клубки вы здесь видите? Найдите самый большой клубок. Какого он цвета? Покажите, клубок среднего размера. Какого он цвета? Найдите самый маленький клубок? Какого он цвета? (Дети отвечают на вопросы воспитателя).

Воспитатель: все клубки разноцветные, но ведь козы и овцы дают человеку белую, серую или чёрную шерсть. Славяне научились красить ткани. Сейчас мы с вами пройдём к столу и узнаем, как они это делали. Что вы видите на столе?

Дети: шелуха лука, картинки с изображением листьев берёзы, ягод ежевики и малины.

Воспитатель: Из этого готовили отвары и в них опускали ткань. Давайте и мы с вами попробуем это сделать. (Дети красят ткани).

Воспитатель: Пока наши ткани красятся, ответьте мне, ребята, вы любите играть? А когда ваши прабабушки и прадедушки были маленькими, они тоже любили играть. Только игрушки у них были другие. А какая самая любимая игрушка у них была, вы узнаете сами, когда отгадаете загадку:

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока,

А внутри секреты есть

Может 3, а может 6.

Разрумянилась немножко

Это русская … (матрёшка).

Воспитатель: Правильно! Это матрёшка!

Воспитатель из сундука достаёт 6 матрёшек, одна меньше другой, выставляет их перед детьми.

Воспитатель: Сколько вы видите матрёшек?

Дети: Много.

Воспитатель: давайте мы их поставим по росту. Сначала самую маленькую, затем побольше и т. д.. Дети выставляют матрёшек по росту, затем прячут их одна в другую, пока не останется самая большая, считают матрёшек.

Воспитатель: Матрёшки очень любят танцевать. Давайте и мы с вами потанцуем.

Физкультминутка.

Хлопают в ладошки

Дружные матрёшки

На ногах сапожки

Топают матрёшки.

Влево, вправо наклонились

Всем знакомым поклонились.

Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием. Теперь мы вернёмся к нашим кусочкам ткани и проверим, как они прокрасились.

Дети достают ткань, разглядывают.

Воспитатель: пора нам покидать этот гостеприимный дом и вернуться в детский сад. Закроем глазки и сосчитаем до 3-х.

Рефлексия – итог занятия.

-Ребята, куда же мы сегодня с вами путешествовали? (В стародавние времена, в прошлое и т.д.).

- Что вы увидели в избе наших прабабушек и прадедушек?

- Как наши прабабушки и прадедушки красили шерсть?

- Во что играли наши далёкие предки?

- Ребята, что в нашем путешествии вам понравилось больше всего?

Мы молодцы, давайте похлопаем друг другу.

Конец!

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дет.сада /Л.В. Загик, Т.А. Кулинова, Т.А. Маркова и др.; Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1996. – 192 с.:ил.

2. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников : практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж : Учитель, 2005.

В. В. Малова. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры

Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, А. Г. Ахтян Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет.

Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Автор – составитель: Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. СПб: «Детство – пресс», 1999.- 384с.

Поделиться:

Оставить комментарий