Вы находитесь здесь: Главная > Доклады, консультации > Интерактивная модель «Круговорот воды в природе»
Post Icon

Интерактивная модель «Круговорот воды в природе»

Автор: Кравцова А.В., воспитатель г. Барнаул

ПАСПОРТ МОДЕЛИ

Название: «Круговорот воды в природе».

Предмет: Формирование элементарных экологических представлений. Знакомство с окружающим миром.

Возраст: для работы с детьми 5–7 лет

Цель: Использование в качестве демонстрационного пособия при изучении темы «Круговорот воды в природе».

Задачи:

1. Наглядно продемонстрировать процесс круговорота воды: выпадение осадков и пополнение уровня мирового океана за счет ресурсов рек, ледников, подземных вод, испарение ее с поверхности океана;

2. Сформировать у детей представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, связать круговорот воды со свойствами воды (переход из одного состояния в другое);

3. Формировать знания об экологической целостности природы.

4. Повышение интереса к предмету и данной теме.

5. Развитие мыслительных способностей, логики, внимания.

Автор модели: - Кравцова А.В. воспитатель

Формы работы: индивидуальная, групповая

Ресурсное обеспечение:

Наличие воды, фонарик.

Методические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного возраста

Задачи пособия:

1.​ Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды.

2.​ Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).

3.​ Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.

4.​ Активизировать природоведческий словарь ребенка.

5.​ Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности при проведении опытов.

Младшая группа:

1.​ Создать условия для выявления свойств и качеств воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, другие вещества ее окрашивают, вода может быть холодной и теплой.

2.​ Познакомить с процессом превращения воды в лед, льда и снега – в воду.

Средняя группа:

1.​ Способствовать установлению свойств и качеств воды, снега и льда, их сравнению.

2.​ Дать представление о том, что некоторые вещества растворяются в воде; чем больше этого вещества, тем больше изменяются свойства воды (интенсивность окраски, вкус, запах).

3.​ Подвести к пониманию того, что температура воды влияет на ее свойства (чем выше температура, тем быстрее в воде растворяются вещества, тем медленнее она замерзает).

4.​ Раскрыть значение воды для жизни растений, животных и человека (среда обитания; без воды растения засыхают и гибнут. Вода нужна человеку для сохранения чистоты тела и жилья, для приготовления пищи и т. д.).

5.​ Дать представление о разнообразии агрегатных состояний воды в природе (снег, иней, изморозь, град, дождь, туман и т.д.).

Старшая группа:

1.​ Способствовать формированию представлений о воде как среде обитания растений, животных, человека.

2.​ Научить устанавливать сходство и различие свойств воды в разных агрегатных состояниях.

3.​ Дать представление о процессе перехода воды из одного агрегатного состояния в другое, о процессе конденсации

4.​ Расширить представление о значении воды в разных агрегатных состояниях для природы и человека (под снегом и льдом сохраняется тепло, достаточное для жизни).

Подготовительная группа:

1.​ Подвести к пониманию круговорота воды в природе, механизма конденсации.

2.​ Дать представление о некоторых жидкостях, об упругости, давлении, выталкивающей силе жидкости.

3.​ Раскрыть понятие о водной системе на нашей планете, об отрицательной и положительной роли человека.

4.​ Дать представление о природных катаклизмах (наводнение, засуха).

5.​ Научить разным способам очистки воды.

6.​ Рассказать о некоторых особенностях водной среды обитания: рек, озер, морей, океанов. Рассмотреть воду как источник энергии (ТЭЦ, двигатели), показать ее народно – хозяйственное значение ( водопровод, канализация, система орошения полей, рыбоводческие хозяйства и т.д.).

7.​ Способствовать формированию представления о приспособленности человека к пребыванию в водной среде (дыхание, передвижение, погружение на глубину).

Предполагаемый результат (младший и средний возраст)

​ Расширить и углубить знания и представления детей об окружающем мире, в том числе о воде.

​ Развить познавательные умения через экспериментальную деятельность.

​ Накопить опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.

​ Воспитывать бережное отношение к воде.

Предполагаемый результат (старший возраст)

​ Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.

​ Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.

​ Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.

​ Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.

​ Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.

​ Методическая работа с кадрами:

​ Формировать потребность в изучении экспериментальной деятельности дошкольников, мотивации к самообразованию в вопросах экологического воспитания.

​ Повышать профессиональный уровень в области методики приобщения дошкольников к опытно – экспериментальной деятельности.

​ Развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности.

​ Внедрять новые формы организации детской деятельности, строить образовательный процесс на основе ФГОС ДО.

Взаимодействие с родителями:

1.​ Изготовление книжек – малышек.

2.​ Создание альбома «Мир воды»

3.​ Создание альбомов «Круговорот воды в природе»

4.​ Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

5.​ Консультация «Реки и озера родного края»

6.​ 

Взаимодействие с педагогами:

1.​ Методические рекомендации по теме.

2.​  Привлечение узких специалистов для разработки тематических мероприятий. «Волшебница вода» , спектаклей «Водичка, водичка, умой мое личико»

3.​  Консультация по теме «Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников как средство познавательного развития детей дошкольников

4.​  Мастер – класс «Сила воды».

5.​ Мастер класс по изготовлению Лепбука «Эта удивительная вода»

Совместная деятельность с детьми

1.​ Чтение художественной литературы о природе: Г.-Х. Андерсен «Русалочка», сказка «День рождения Дельфиненка», «Сказки и были о морях и океанах», стихи А.С. Пушкина «О море», Н.А. Рыжова Не просто сказки

Экологические рассказы, сказки, К. Чуковский «Мойдодыр», «Приключения капельки воды» Г.Желенцова и др.

2.​ Использование фольклорных материалов.

3.​ Рассматривание энциклопедии «Жизнь в пресной воде», «Водоемы».

4.​ Беседы на темы:

​ Какие водоемы на нашей планете ты знаешь?

​ Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?

​ Какие свойства воды ты знаешь?

​ Зачем человеку нужна вода?

​ А еще кому нужна вода?

​ Что было бы, если бы с земли ушла вода?

5.​ Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря; предметных картинок с сюжетами использования воды. Рассматривание иллюстраций рек и озер Алтайского края.

6.​ Составление кроссвордов, ребусов.

7.​ Отгадывание загадок.

8.​ Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой (изморось, иней, сосульки, капель, ручейки и т.д.).

9.​ Просмотр диафильмов о природе.

10.​ Игры – эксперименты, игры – опыты.

11.​ Подвижные игры: «Караси и щука», «На болоте», «Ручеек», «Капельки».

12.​ Моделирование «Круговорот воды в природе»

13.​ Составление памятки «Безопасность на воде».

14.​  Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Да – нет», «Кто быстрее соберет». «Подскажи словечко», «Круги на воде», игры с водой, игры со снегом, эксперименты с водой.

 

Список использованной литературы:

1.​ Баранникова Э.Э. Игры-сказки в экологическом образовании/ Э.Э.Баранникова, И.Л.Румянцева, Н.И.Апполонова//Современный детский сад.–2008.–№ 4.–С.65–69.

2.​ Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5- 6 лет / Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд. дораб. – М.: Вентана – Граф, 2012.

3.​ Герасимова В. Весенние приключения: Экологический праздник в парке для детей от четырех лет// Дошкольное образование.–2006.– № 7.–С.22–23

4.​ Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

5.​ Иванова Г.А. "Водичка, водичка, умой мое личико!": Экологичес​кое воспитание младших дошкольников средствами народной педагогики / Г.Иванова, В.Курашова //Дошкольное воспитание.–2009.–№ 5.–С. 111–114.

6.​ Казаручук Г.Н. Дидактические игры в экологическом образова​нии дошкольников //Дошкольная педагогика.–2008.–№ 2.–С.19–24.– Классификация дидактических игр; Дидактические игры экологического содержания; Дидактическая игра "Путешествие в мир природы"; Дидактическая игра "Необычное путешествие"; "Скорая помощь".

7.​ Микляева Н.В. Интерактивная педагогика в детском саду: Методическое пособие / Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: Сфера, 2012. – 128 с.

8.​ Мингазова Р.А. Экология и современные технологии//Эколо​гия в школе.–2010.– № 4.–С.46–49.–Конспекты занятий с использованием компьютерных технологий "Путешествие в осенний лес" и "Лото растений" для подготовительной к школе группы.

9.​ Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 С.

10.​ Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.

11.​ Филипова В.А. Интерактивные технологии в работе с дошкольниками: Учебно-методическое пособие [Текст] / В.А. Филипова [и др.] / Под научн. ред. И.В. Руденко. – 2-е изд., стер. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2013. – 212 с.

12.​ Ю. Атемаскина. Проектная деятельность педагога: сущность и технология; Технология проектного обучения в работе с дошкольниками;

13.​ Яшина С.В. Организация проектно–исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания "Я исследую мир!" //Методист.–2010.– № 9.–С.62–68.–Учебная программа; Учебно-тематический план; методические рекомендации.

 

Поделиться:

Оставить комментарий