Вы находитесь здесь: Главная > Фестивали > «Использование авторского дидактического пособия, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
Post Icon

«Использование авторского дидактического пособия, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Автор: Каява Э. А., учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ №95 комбинированного вида г. Красноярска

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи.

Значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системой – фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создаёт дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью.(1)

Для успешного преодоления этих трудностей необходимо использовать в работе с дошкольниками с ОНР различные дидактические игры или методические пособия, которые должны отвечать основным принципам педагогики: наглядности, доступности, природосообразности…

Вашему вниманию предлагается такое пособие под названием «Телефон-рассказчик».

Цель пособия – развитие коммуникативных навыков у детей с ОНР, обучение грамотно и последовательно излагать свои мысли, воспитание интереса к природным и культурным ценностям.

Это пособие решает следующие задачи:

- расширение словарного запаса;

- развитие связной монологической речи;

- развитие психических функций (внимания, воображения, мышления, памяти).

Пособие представляет собой две картины в рамках (большая и маленькая). Большая картина разделена на 4 части, в центре её расположен телефонный диск. В 1-й части изображен деревенский пейзаж, во 2-й – морской пейзаж, в 3-й – школа и в 4-й – театральное представление. В центре маленькой картинки находится современный мобильный телефон с кнопочной панелью. Телефон представлен в виде путешествующего человечка.

Практическое использование пособия:

Логопед демонстрирует пособие ребёнку и предлагает отправиться в путешествие в одно из предложенных мест (деревня, море, школа, театр). Ребёнок выбирает, куда он хотел бы поехать и звонит по телефону. Номер может состоять из любого набора цифр. После этого дошкольник с помощью взрослого, а потом самостоятельно составляет рассказ о том месте, куда он приехал.

Библиографический список:

1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного

возраста с общим речевым недоразвитием. – М.: АРКТИ, 2002.

2014-12-05 22-11-55 Скриншот экрана.png

Поделиться:

Оставить комментарий