Вы находитесь здесь: Главная > Доклады, консультации > Использование диалога при обучении младших школьников
Post Icon

Использование диалога при обучении младших школьников

Авторы: Безверхова Д. Д., Лялюк А.А.
Кузбасская государственная педагогическая академия

В Законе « Об образовании» указано, что образование должно:
• обеспечить формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество, и быть нацелено на совершенствование этого общества;
• содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми;
• способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
Все эти требования можно реализовать только через общение, которое является одной из важных потребностей человека. В процессе общения необходимо научить ребенка умению вести диалог, который в развитых формах представляет собой не ситуативный разговор, а богатую мыслями произвольную и логическую речь.
Диалог - форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых взаимно влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих.
В настоящее время возрос интерес к всестороннему осмыслению диалога. Несмотря на это, диалоговые формы обучения до сих пор мало используются в обучении младших школьников.
Эффективным методом, направленным на активизацию учебной деятельности учащихся является диалог.
Создалась парадоксальная ситуация: диалог между учителем и учеником существует столько, сколько существует обучение, а задача вооружения учащихся умением вести диалог в школе не выдвигается.
Диалог в современных условиях – это не просто форма общения, при которой происходит обмен информацией или мнениями.
Диалог на сегодняшний день является тем средством взаимосвязи педагога и воспитанника, который отвечает требованию организации субъект – субъектных отношений в образовательном пространстве.
Диалог в процессе обучения – это не только обмен информацией, а такое взаимодействие партнеров, при котором они уважают друг в друге личность.
Диалог - это личностное общение, обмен чувствами, переживаниями, поиск взаимопонимания. Учитель постоянно обращается к мнению школьников, показывая тем самым, что оно для него ценно.
Диалогизация учебного процесса предполагает создание атмосферы доверия, что помогает учащимся раскрыться, приводит в действие его внутренние силы и возможности.
Участие в диалоге требует сложных умений:
• слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником;
• формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка;
• менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия;
• следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли;
• слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.
В младшем школьном возрасте процесс общения переходит на качественно другой уровень – учебный диалог. Во взаимодействии «учитель- ученик» учитель творит личность ученика, а ученик в свою очередь оказывает влияние на учителя.
Главной чертой учебного диалога является то, что он представляет целенаправленный обмен идеями, суждениями, мнениями ради поиска истины. Учебный диалог – это не просто беседа субъектов учебного процесса. Это новый способ мышления, качественно другой стиль отношений, для которого характерны, прежде всего, равноправность суждений, взаимное доверие, откровенность и доброжелательность.
Сложность организации учебного диалогического общения на уроке из-за непредсказуемости. Ход диалога на уроке нельзя спланировать, но его можно спроектировать исходя из анализа поставленных целей, учитывая особенности учебной деятельности в классе и прогнозируя вариативность детских действий.
Проектируя учебный диалог, педагог должен продумать возможности организации творческой, учебно-познавательной деятельности школьников.
В основе диалогизации учебного процесса лежит признание ценности индивидуальности, самобытности каждого ученика. Поэтому поощряется любой ответ ученика, даже ошибочный, так как он является проявлением самостоятельной мысли.
Ученики знают, что ошибиться может каждый, главное – понять и осознать неправильность. Учитель внимательно слушает учеников и подключает весь класс к работе над заданием, предлагая высказаться тем, кто не согласен с ответом.
После того, как неправильный ответ ученика поправили, учитель обязательно предлагает ученику рассказать, в чем он испытал затруднения, объяснить, что он сделал не так.
Это не только закрепляет знания учащихся, но и способствует развитию аргументированного, логического высказывания, что особенно важно при обучении математики. Можно предложить ученику самому найти ошибку, помочь ему в этом.
Такое построение обучения в рамках диалога ученика с учителем, а также учеников друг с другом способствует формированию умений слушать своего товарища, что особенно сложно на начальном этапе обучения, следить за его мыслью и при необходимости вносить свои коррективы в его ответ.
Обязательным условием диалогизации процесса обучения является создание в классе атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса, стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.д.
Необходимо поощрять стремление ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников во время урока, выбирая наиболее рациональные.
Формированию знаний учащихся в процессе диалогизации обучения будут способствовать ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику самовыражаться.
При таком общении с учащимися основными тактиками педагога является сотрудничество и партнерство, которое даёт возможность учащемуся проявить активность, творчество, самостоятельность, изобретательность.
Диалог – это форма общения, поэтому если у педагога есть проблемы в общении с учащимися, то осознанно или неосознанно будут возникать барьеры, которые затруднят реализацию диалога.
К факторам, затрудняющим общение, тормозящим диалог на уроке относятся:
1.Категоричность учителя, демонстрация себя, нетерпимость к другому мнению, к ошибке, навязывание собственного мнения, несвободная обстановка на уроке, т.е. проявление авторитарного стиля отношений.
2.Отсутствие эмоциональных переживаний (так называемых психологических «плюсов») по отношению к школьнику, к которым психологи относят обращение по имени, эмоциональный контакт.
3.Неэффективные словесные конструкции, тормозящие обучение.
Часто на уроке учителя задают закрытые вопросы, на которые ученики отвечают односложно, или непродуктивные и риторические вопросы. В педагогической практике существует представление, что диалог может возникнуть спонтанно, и он зависит от умело подобранных вопросов.
Умение строить диалог – это показатель профессионализма учителя. Использование диалога активизирует учебную деятельность школьников, развивает их мышление, речь. Он должен помочь школьникам самостоятельно добыть новые знания, критически осмыслить полученную информацию, решить совместные задачи, т.е. как организовать образовательный процесс на уроке, чтобы творцом способов работы явился субъект учения – школьник.

Поделиться:

Оставить комментарий