Вы находитесь здесь: Главная > Фестивали > «Использование дидактических игр при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста»
Post Icon

«Использование дидактических игр при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста»

Автор: Первякова Ольга Владимировна, воспитатель I квалификационной категории МБДОУ "Детский сад № 90" г. Мурманска

«От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка-грамматики и связанной с ней орфографии».

Д.Б.Эльконин

С появлением вариативности в содержании дошкольного образования, появилось много разнообразных технологий, которые ведут к перегрузке детей из-за преподнесения им материала, не свойственного их возрасту. Это особенно касается подготовке к обучению грамоте.

Зачастую детские сады берут на себя школьную функцию-формирование учебной деятельности.

Понимая, что переучивать детей значительно труднее, чем учить чему-то, я задумалась над выбором методик обучения грамоте: много программ- много методик по обучению грамоте и от того, какой выбор мы сделаем сегодня, во многом зависит будущая «грамотность».

«Грамотность» в подлинном смысле слова предполагает понимание языковых закономерностей, законов построения слова, анализ отношений между звуками, широкую ориентировку в звуковой стороне слов, и способствует общему умственному развитию.

Методик обучения грамоте много – Р.Д.Тригер, Г.Ф.Марцинкевич, Е.В.Колесниковой, А.П.Иваненко, Л.Е.Журовой. В современной методике обучения грамоте общепризнанным является положение о том, что практическое ознакомление со звуковой стороной слова – это необходимая предпосылка для овладения чтением, а в последствии и письмом.

Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина, А.Р.Лурии, Д.Н.Богоявленского, Ф.А.Сохина, А.Г.Томбовцевой и др.) подтверждают, что элементарные осознания фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие дошкольника – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции.

Наиболее эффективным методом подготовки к обучению грамоте детей являются дидактические игры. С их помощью у детей формируется ориентация в звуковой структуре слова, закрепляются умения интонационно выделять звук в слове, определять его качественные характеристики, пополняется и активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, развивается связная речь.

Игра «Назови слово» способствует закреплению способа интонационного выделения звука в слове, различению звуков по их качественному звучанию (назвать слова с определенным звуком, с определенным местом нахождения и т.д.)

Дидактические игры «Какой звук?», «Твердый или мягкий?», «Назови пару», «Назови братца» и т.д. служат закреплению умений различать гласные и согласные звуки, называть твердые и мягкие согласные звуки.

Для совершенствования умения выделять первые звуки в словах и составлять новые слова использую игру «Составь слово» или «Расшифруй слово» («УТРО»: «улитка», «трамвай», «ракета», «окно»).

Следующая игра «Поймай конец и продолжи» или «Цепочка слов», закрепляет умение выделять определенные звуки в слове и называть слова с заданным звуком. В ходе игры дети называют «цепочку» слов, в которой каждое новое слово начинается с последнего звука предыдущего (жуК-КусТ-ТрамвАЙ-ЯкоРЬ-Репка и т.д.).

Для улучшения произношения звуков использую игру: «Заблудились в лесу» (ребенок зовет заблудившегося в лесу животного или куклу, интонируя ударный гласный звук («М-и-и-и-ша», «к-о-о-о-тик», «у-у-у-тка» и т.д.)

«Волшебный кубик» (дошкольник бросает кубик и изображает то, что нарисовано на верхней грани, произнося соответствующий звук).

В игре «Звукоежка» дети добавляют к буквосочетанию, к слову связного текста звук (в начало), чтобы получилось слово ( …каф, …тул, …тол; Наша Таня …ромко плачет, …ронила в речку мячик и т.п.)

Дидактическая игра «Найди предметы со звуком…» учит слышать отдельные звуки внутри слова и упражнять в самостоятельном подборе и названии слов с определенными звуками. Аналогичной игрой является игра «Что нужно?»

Игра «Построй пирамиду» закрепляет умение детей делить слова на слоги (дошкольники выставляют сначала карточки со словами из трех слогов, затем из двух и верхушкой пирамиды являются слова из одного слога).

Таким образом, игровые моменты, направленные на развитие фонематического слуха и формирование звукового анализа, позволяют закрепить свойственный детям интерес к звуковой стороне речи.

Дидактические игры способствуют развитию их познавательной активности, улучшению произношения, расширению активного словаря, углублению интереса к языку. Очень важно, чтобы они не только методически правильно проводились, но и сохраняли свойственный им развлекательный и эмоциональный характер.

В заключении, хотелось бы отметить, что «узловым образованием», связывающим разные формы речевой деятельности – звукопроизношение, чтение, письмо – является звуковой анализ. Осознание звуковой структуры слова – необходимая предпосылка обучения грамоте.

Теги:

Поделиться:

Оставить комментарий