Вы находитесь здесь: Главная > Фестивали > Использование экспериментирования для формирования экологического сознания старших дошкольников
Post Icon

Использование экспериментирования для формирования экологического сознания старших дошкольников

Авторы: Видягина А. В., воспитатель I квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №266» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей г. Новокузнецк, Кемеровская область

Введение

Реализация идей гуманистической педагогики и психологии служит основой развития ценностных отношений к природе, окружающему миру, формирования нового типа экологического сознания.

Очевидно, что воздействие человеческой цивилизации и биосферы Земли зашло в тупик. Это признается большинством ученых, политиков общественных деятелей. Выходом из сложившейся ситуации может стать радикальная перестройка деятельности человека в соответствии с законами жизни биосферы. В последнее время все чаще проблемы гуманизации образования и поиск эффективного механизма регуляции экологически значимой деятельности связывают с формированием экологического сознания, в основе которого лежат ценностные установки, направленные на сохранение, восстановление и рациональное использование природы. На фоне понимания того, что экологический кризис невозможно преодолеть без изменения господствующего антропоцентрического сознания, являющегося его психической базой возникает необходимость целенаправленного формирования системы экологических ценностей, представляющих часть ценностей общечеловеческих.

Важнейшей характеристикой экологического сознания, по мнению Д.С.Дерябо, В.А.Ясвина, является субъектное восприятие природных объектов. Формирование субъектного отношения к природе у взрослого населения сопряжено с определенными трудностями, а некоторые авторы считают, что в сложившихся условиях за ограниченное время это сделать практически невозможно. Поэтому стратегическую работу в этой сфере необходимо начинать с молодого поколения, сознание которого не отягощено в такой мере, как у взрослых, антропоцентрическими и технократическими установками.

Замечательные педагоги прошлого за рубежом (Я.А.Коменский, И.Т.Пестолоцци, Ж.Ж.Руссо и др.) и в России (В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Л.Н.Толстой и др.) считали совершенной саморазвивающую природу ребенка, в природной среде видели идеальные условия для проявления человеческой натуры и формирования личности. Идея развития экологического сознания в воспитании не является в педагогике чем-то новым, она проходит красной нитью через все прогрессивные гуманистические педагогические учения. Сами проблемы экологии на рассматривались примитивно, только как природоохранительная деятельность, а прежде всего как единство человека и природы.

В последние годы увеличился поток публикаций о методике экологического воспитания дошкольников (С.Н.Николаева, Н.Рыжова, Г.П.Новикова и др.). Однако в практике детского сада, методики развития экологического сознания детей еще не используются в полной мере.

В современном обществе сложилось противоречие между потребностью в формировании экологического сознания у молодого поколения, способного осуществлять экоцентрический подход во взаимоотношениях с другими членами социума и природными объектами, и отсутствием достаточно результативного подхода к организации такого образования и воспитания.

Одним из эффективных средств развития экологического сознания дошкольников может стать экспериментирование в природе.

До настоящего времени экологическое образование носило чисто ознакомительный характер. Методика была ориентирована больше на формальное заучивание, отсутствовал анализ, оценка экологических ситуаций и поступков людей в окружающей среде. Что касается дошкольного образования, до сих пор ведется поиск эффективных стратегий и технологий, просматриваются самые разнообразные подходы. Решение вопроса формирования экологического сознания дошкольников требует существенных корректировок. Речь идет в первую очередь о наполнении научных знаний гуманистическим содержанием, о видоизменении не только целей, но и содержания работы в дошкольных учреждениях. Основной путь вхождения в новую реальность должен лежать через развитие личности на основе активного отношения к окружающему миру, на способности к созиданию на благо человечеству. Этому процессу во многом может содействовать экспериментирование в природе, о чем говорят исследования С.Николаевой, Н.Рыжовой, М.Маханевой и других педагогов.

Исходя из вышеизложенного, мы можем говорить об актуальности рассмотрения проблемы использования экспериментирования в формировании экологического сознания дошкольников.

Цель работы: изучить возможности использования экспериментирования для формирования экологического сознания детей дошкольного возраста.

Объект исследования: формирование экологического сознания детей дошкольного возраста как задача экологического воспитания.

Предмет исследования: экспериментирование как средство формирования экологического сознания дошкольников

Гипотеза исследования: процесс экспериментирования является эффективным средством формирования экологического сознания дошкольников, т.к. в этой деятельности развивается интерес к природным объектам, доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость на состояние живых объектов, формируется умение создавать необходимые условия для жизни живых объектов; на действенном уровне осознается взаимосвязь между действиями человека и благополучием окружающих его живых существ.

Задачи исследования:

1.​ Проанализировать сущность и содержание экологического сознания дошкольников.

2.​ Выделить структурные компоненты и показатели экологического сознания дошкольников.

3.​ Выделить особенности развития экологического сознания дошкольников.

4.​ Определить роль экспериментирования в развитии экологического сознания дошкольников.

4. Экспериментально проверить эффективность экспериментирования в формировании экологического сознания дошкольников.

Методы исследования:

​ анализ научной психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования,

​ анализ программ по экологическому образованию дошкольников,

​ педагогический эксперимент;

​ методы математической статистики;

​ собеседование;

​ анализ результатов эксперимента

Глава 1. Теоретические подходы к формированию экологического сознания дошкольников.
1.1​ Психолого-педагогическая сущность экологического сознания
Понятие экологическое сознание несет двойную смысловую нагрузку, где понятия «сознание» и «экология» являются первоосновой.

В психологии существуют несколько ответов на вопрос о том, что такое сознание, но до сих пор нет точного, единого понимания и определения данного термина. Самое старое определение отождествляет сознание со всеми психологическими особенностями человека и ставит знак равенства между сознанием и психикой человека. Вторая точка зрения связывает сознание человека с переживаниями, образами и мыслями, которые человек так или иначе может описать и о которых он может сообщить людям. Третье понимание сознания соотносит его с языком и речью человека. Здесь утверждается, что в сознание входит и в нем может находится только то, что передается словами.

Слово «экология» было введено немецким натуралистом Эрнстом Геккелем. Она определялась как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. В переводе с греческого языка «экология» - наука о доме, жилище. Отсюда можно предположить, что экологическое сознание – это, прежде всего, осознание человеком самого себя в мире природы, природы в человеческом обществе, все те образы и мысли, которые появляются в момент взаимодействия человека с природой.

Термином «экологическое сознание» традиционно обозначается совокупность представлений (как индивидуальных, так и групповых) о взаимосвязях в системе «человек-природа» и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней [9; с.6].

Экология как форма общественного сознания является частью биологической науки, изучающей закономерности взаимодействия и взаимоотношений внутри фауны и флоры, их представителей между собой и с окружающей средой.

Мир природы – среда обитания человека. Он заинтересован в сохранении целостности, чистоты, гармонии в природе и предотвращении нарушений биологического взаимодействия и равновесия. Вместе с тем своей активной преобразующей деятельностью человек вмешивается в естественные процессы, нарушает их, использует богатство природы в своих интересах. Если эта деятельность протекает бесконтрольно, без учета экологических закономерностей и возобновления восстановимых ресурсов, биологическому балансу в природе может быть нанесен непоправимый ущерб, порождающий процессы, угрожающие жизни человека. Существуют экологические проблемы как общечеловеческого масштаба, так и региональные. Только усилиями всего мирового сообщества можно сохранить чистоту атмосферы, спасти от загрязнения мировой океан, разумно регулировать использование земных недр, предотвращая их полное истощение. Вместе с тем каждая отдельная страна может и должна проявлять заботу о сохранении окружающей среды в своем регионе: следить за состоянием чистоты воздуха, бороться с истреблением лесов, фауны и флоры, не загрязнять реки и водоемы, способствовать культуре земледелия и сохранению почвы.

Природа является для людей объектом познания и эстетического отношения. Ее явления эстетически совершенны и доставляют эстетически развитому человеку глубокое духовное наслаждение. Проникновение в ее тайны способствует формированию научного мировоззрения. Этим обусловлена необходимость осуществления всеобщего, обязательного, начального экологического воспитания, закладывающего основы экологической культуры человека.

По мнению Б.Т. Лихачева [16], экологическое сознание включает в себя экологические знания: факты, сведения, выводы, обобщения о взаимоотношениях и обмене, происходящих в мире животных и растений, а также в сфере их обитания и в целом в окружающей среде. Его составной частью являются эстетические чувства и экологическая ответственность. Они побуждают человека соблюдать осторожность в отношении к природе, заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия промышленного освоения природных вод, земли, атмосферы, леса. Использование человеком природы требует от него развитой способности экологического мышления. Оно проявляется в умении эффективно использовать экологические знания при создании промышленных и сельскохозяйственных объектов, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для природы последствий некоторых технологических процессов производства. В состав экологического сознания входят волевые устремления человека, направленные на охрану природы, на активную борьбу с нарушителями законодательства об охране окружающей среды.

Экологическое сознание выполняет, как отмечает Б.Лихачев, следующие функции.

Просветительная функция помогает школьникам осознать природу как среду обитания человека и как эстетическое совершенство. Подрастающему поколению внушается мысль о необходимости использования экологических знаний в целях сохранения природы, предотвращения опасного и необратимого нарушения экологического равновесия.

Развивающая функция реализуется в процессе формирования у детей умения осмысливать экологические явления, устанавливать связи и зависимости, существующие в мире растений и животных; делать выводы, обобщения и заключения относительно состояния природы, давать рекомендации разумного взаимодействия с ней.

Воспитательная функция экологического сознания проявляется в формировании у детей нравственного и эстетического отношения к природе. Чувство долга и ответственности органично сливается с чувством восхищения величием и красотой реального мира. Это побуждает детей к природоохранительной деятельности. Углубленное познание ими родной природы, деятельная любовь к ней обогащает и укрепляет патриотизм.

Организующая функция состоит в стимулировании активной природоохранной деятельности детей. Экологическое сознание делает нормой для будущих участников производства строительство очистных сооружений, восстановление лесов и плодородия почв, сохранение в неприкосновенности основных природных процессов, заказников и заповедников.

Прогностическая функция экологического сознания заключается в развитии у детей умения предсказывания возможных последствий тех или иных действий человека в природе, к чему ведет нарушение экологических процессов, какие действия являются экологически нейтральными, а какие мероприятия необходимо провести для пользы природы. Экологическое прогнозирование является непременным условием грамотного планирования, размещения производительных сил и развитие всего народного хозяйства [16; с.230-232].

Понятие «экология личности» Б.Т.Лихачев рассматривает как единство соответственно развитого сознания и эмоционально-психического состояния. Ядро такого сознания – особым образом ориентированная умственная способность, гарантирующая обоснованное включение в природу, в жизнь общества, участие в природоохранной деятельности, продиктованное потребностью.

Рассмотрев разнообразные подходы к определению экологического сознания В.И.Медведев и А.А.Аадашева пришли к выводу, что наиболее общим является определение экологического сознания как сформированной в виде понятий аппарата системы отношений человека к его связям с внешним миром, к возможностям и последствиям изменения этих связей в интересах человека или человечества, а также распространение существующих концепций и представлений, имеющих социальную природу, на явления и объекты природы и на их взаимные связи с человеком. Система отношений предполагает их активный динамический характер [18.; с.6].

Делая акцент на антропоцентризме экологического сознания, ученые дают следующее, не альтернативное ранее высказанному, но делающего несколько иной акцент определение экологического сознания, как знание о взаимных связях человека и среды, их значимости для человека и для сохранения устойчивого баланса между ними; понимание и оценку человеком своих возможностей по использованию этих связей для удовлетворения потребностей и определения границ допустимого антропогенного воздействия [18; с.22].

Подчеркивая связь экологической ситуации с характером антропогенного воздействия и его последствиями, а также роль прогнозных элементов, авторы дают еще одно определение экологического сознания, как знание и понимание человеком своих возможностей воздействия на природу, определение целей такого воздействия, оценку вариантов предполагаемого поведения в экологической среде, учет последствий такого поведения и познания самого себя как элемента экологической системы [18; с.23-24].

Таким образом, экологическое сознание можно рассматривать как очень сложную, систему сформированную для решения задач установления, стабилизации или изменения взаимоотношений с природой и ее объектами, возникающих в процессе удовлетворения человеком своих потребностей. Экологическое сознание реализуется через разум, чувства, мотивы, интересы, позиции, поступки, действия и деятельность.

Для базирующегося на новой экоцентрической парадигме экологического сознания, по мнению С.Д.Дерябо, и В.А.Ясвина, характерны следующие особенности:

1)​ Высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы. Природное признается изначально самоценным, имеющим право на существование «просто так», вне зависимости от полезности или бесполезности и даже вредности для человека. Человек не собственник природы, а один из членов природного сообщества.

2)​ Отказ от иерархической картины мира. Человек не признается обладающим какими-то особенными привилегиями на том основании, что он имеет разум, наоборот, его разумность налагает на него дополнительные обязанности по отношению к окружающей природе. Мир людей не противопоставлен миру природы, они являются элементами единой системы.

3)​ Целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества. Воздействие на природу сменяется взаимодействием.

4)​ Характер взаимодействия с природой определяется своего рода «экологическим императивом»: правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие.

5)​ Природа и все природное воспринимается как полноправный субъект по взаимодействию с человеком.

6)​ Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие между людьми, так и на взаимодействие с миром природы.

7)​ Развитие природы и человека мыслится как процесс коэволюции, взаимовыгодного единства.

8)​ Деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой.

СКАЧАТЬ РАБОТУ

Поделиться:

Оставить комментарий