Вы находитесь здесь: Главная > Доклады, консультации, Опыт работы > Использование мультимедийных презентаций в организации образовательной деятельности дошкольников.
Post Icon

Использование мультимедийных презентаций в организации образовательной деятельности дошкольников.

Автор: Гуреева Елена Анатольевна, воспитатель высшей квалификационной категории СП МБОУ «СОШ №12» «Детский сад №65 «Якорёк», г. Северодвинск

С каждым годом информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь, проникают практически во все сферы деятельности современного человека.  Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.

Дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне от использования педагогами информационно - коммуникационных технологий (далее ИКТ) для повышения эффективности образовательного процесса, а также для взаимодействия между всеми его участниками. Дошкольное учреждение как часть социума представляет собой динамическую систему, отражающую социальный заказ общества и тенденции его развития. В связи с этим детский сад должен быть современным, все его элементы и системы должны функционировать чётко и бесперебойно. Для этого важно использовать технологии, способствующие совершенствованию коммуникаций.

Образовательный процесс в дошкольном учреждении направлен на развитие и воспитание детей дошкольного возраста, следовательно, целью деятельности взрослого в условиях ДОО является конструирование такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать формированию его активности в познании окружающего мира, раскрытию неповторимой индивидуальности, самостоятельности, инициативности, креативности. Используя на практике современные ИКТ, педагог должен стремиться к тому, чтобы формировать у ребенка главную потребность – потребность в саморазвитии.

Психологами доказано, что ИКТ являются мощным оруди­ем развития формирующегося интеллекта ребенка. В психологических исследованиях отмечается, что компьютерные технологии влияют на формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых. Исследования также показали, что у детей, знакомых с компьютером уровень их интеллектуально-творческого развития существенно выше, чем у их сверстников, не общавшихся с этой техникой. А мы знаем, что одной из задач, определённых во ФГОС ДО является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Соответственно,образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими). Поэтому педагогам необходимо использовать разнообразные современные материалы, обеспечивающие реализацию образовательной программы.

НОД в детском саду имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями.

Компьютерные технологии обучения – это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер. Новизна компьютера и интерактивного оборудовании отражаются в расширении и обогащении содержания знаний, умений и навыков ребенка, в интенсификации образования структурных комплексов интеллектуального и мотивационно-эмоционального характера, в изменениях динамики процесса психического развития.

Какие же технические средства ИКТ применимы в детском саду? На данный момент это: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, видеомагнитофон, телевизор. А также принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера.Использование ИКТ для обучения и развития детей дошкольного возраста можно условноразделить на непосредственное и опосредованное.

Области применения ИКТ в ДОО:

Опосредованное обучение и развитие

а) использование глобальной сети Интернет;

б) использование компьютера для ведения документации.

Непосредственное обучение.

а) использование развивающих

компьютерных программ;

б) использование мультимедийных

презентаций.

Интернет, действительно, становится доступным для использования в образовательном процессе. Возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют решить задачи, актуальные для специалистов, работающих в системе дошкольного образования.

Использование компьютера для ведения документации помогает в оформлении перспективных планов работы, результатов мониторинга детского развития; оформлении проектов, оформление аттестационных материалов, обобщение педагогического опыта и т.д.

Развивающие компьютерные программы позволяют решать конкретные образовательные задачи по направлениям, указанным ФГОС ДО как в работе с группой, так и в индивидуальном порядке.

В своём сегодняшнем сообщении хочу подробнее остановиться на мультимедийных презентациях.

Мультимедиапрезентация - это наглядность, дающая возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.

Как показывает практика, применение м/м презентаций наиболее эффективно:

- как сопровождение нового материала;

- при организации «виртуальных экскурсий»;

- при моделировании последовательности действий, этапов и т.п.;

- в процессе поиска детьми ответов на вопросы, получении и передаче информации  детьми друг от друга.

Использую в своей практике мультимедийные презентации, созданные с помощью стандартных программ (MicrosoftPowerPoint, проигрыватель WindowsMedia) в различных образовательных областях: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Подбираю изображения крупные, яркие, соответствующие натуральному виду объекта. Одновременно использую графическую, текстовую, аудиовизуальную информацию, с помощью которой моделирую такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (воспроизведение звуков животных, природы, работу транспорта и т. д.). Для большей эффективности строю презентации с учетом индивидуальных возрастных особенностей, чередую демонстрацию красочного материала с беседой.

Для работы в продуктивных видах деятельности составляю презентацию с изображением поэтапного выполнения задания. Использую видеодемонстрацию приёмов лепки, рисования, аппликации.  В сети интернет на различных педагогических порталах нахожу презентации коллег, скачиваю их также в свою копилку, при необходимости редактирую и использую в работе. Грамотно подобранный материал позволяет отследить уровень знаний детей и спланировать дальнейшую работу.

Мультимедийная презентация используется мной как часть образовательной деятельности наравне со всеми остальными её компонентами. Для демонстрации пользуюсь телевизором, установленным в групповой комнате и ноутбуком.

Работать с мультимедиапрезентацией очень удобно, можно свободно варьировать время просмотра материала и порядок его демонстрации, при необходимости возвращаться к уже увиденному или выпускать лишнее.

Процесс демонстрации мультимедиапрезентации строю в соответствии с психолого-педагогическими и санитарно-гигиеническими требованиями.

В моей мультимедийной копилке собрано большое количество презентаций: «Дикие животные и их детёныши», «Животные Севера», «Олимпийская зима», «Мебель»,«Почта», «Подарок», «Рисуем Мишутку», «Снегирь» и другие.

Компьютерные технологии сегодня — один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности. Таким образом, применение компьютера в дошкольном обучении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, всестороннему развитию дошкольников. ИКТ дают возможность педагогу вовлекать детей в развивающую деятельность, формировать культурно значимые знания и умения. Использование информаци­онных технологий в дошкольном образова­нии дает возможность суще­ственно обогатить, качественно обновить воспитательно-образо­вательный процесс и повысить его эффективность.

Преимущества внедрения ИКТ в воспитательно-образовательный  процесс детского сада:
- использование мультимедийных презентаций позволяет значительно повысить уровень представления наглядного материала, который способствует лучшему восприятию и запоминанию, стимулирует познавательную активность детей;
- предъявление информации на большом экране,  в игровой форме вызывает у детей огромный интерес, несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- возможность представлять материал поэтапно, при необходимости быстро возвращаться к увиденному ранее, варьировать в процессе представления, способствует наилучшему усвоению методов выполнения различных заданий.

Хочется еще раз акцентировать внимание на том, что мультимедийные презентации являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности образовательной деятельности, также использование м/м презентаций способствует развитию умения дошкольников самостоятельно приобретать новые знания.

Овладевая навыками создания презентаций, использования в работе с детьми современных способов подачи информации, педагог входит в мир современных технологий, переходя на более высокую ступень профессионализма в процессе обучения и воспитания дошкольников.

Но вместе с тем необходимо помнить, что ИКТ не заменят эмоционального человеческого общения, так необходимого в дошкольном возрасте. Они только дополняют воспитателя, а не заменяют его.

Список использованных источников.

  1. Азамова М. Н. Использование информационных компьютерных технологий в процессе развития детей дошкольного возраста [Текст] / М. Н. Азамова // Молодой ученый. — 2012. — №11.
  2. Макасер И.Л. "Игра как элемент обучения". Информатика в начальном образовании. 2001г., № 2.
  3. Новоселова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997г.
  4. Ревнивцева Р. М. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Р. М. Ревнивцева // Педагогика: традиции и инновации: материалы II международной научнойконференции (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012.
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт. – http://standart.edu.ru/

Теги:

Поделиться:

Оставить комментарий