Вы находитесь здесь: Главная > Доклады, консультации > Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника
Post Icon

Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника

Автор: Попова Наталья Владимировна, воспитатель МДОУ «Детский сад №144» г. Саратова

На протяжении всего дошкольного детства огромное значение в развитии
личности ребенка в процессе его социализации имеет активная позиция по
отношению к миру. Она направлена в первую очередь на самостоятельный
поиск и приобретение знаний, позволяющих ориентироваться в окружающей
действительности. В дошкольном образовательном учреждении весь
образовательный процесс направлен на развитие и воспитание детей.
Следовательно, применительно к дошкольному образованию целесообразно
вести разговор о педагогических технологиях не как о технологиях обучения,
которые конечной своей целью ставят формирование у детей знаний, умений,
навыков, а как о технологиях, которые помогают эти знания, умения, навыки
сделать средством развития личностных качеств ребенка (активности,
инициативности, самостоятельности, креативности и др.).
В современной науке все больше распространяется идея о саморазвитии, в
которой активность человека приобретает основополагающее значение.
Потребность активного отношения к миру служит потенциалом движущих
сил развития ребенка. Развитие — это процесс качественного изменения. В
дошкольном образовательном учреждении развитие ребенка происходит в
ходе взаимодействия со взрослым, жизненно важную роль, которого в
данный период подчеркивали известные ученые (Л. С. Выготский, Д. Б.
Эльконин, А. В. Запорожец, М. И. Лисина и др.). Исходя из этого, условием
развития ребенка является использование педагогических технологий.
Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом
вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать
педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. Основу
деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я
сам учусь, а не меня учат», поэтому современному воспитателю необходимо
владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих
стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого педагог
должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в
содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и
постоянно меняющихся познавательных интересов детей.
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических
установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов,
способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она естьорганизационно - методический инструментарий педагогического процесса.
В своей работе применяю и использую с детьми:
- технология проектной деятельности
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является
самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная,
продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и
воплощает новые знания в реальные продукты.
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического
процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его
родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная
практическая деятельность по достижению поставленной цели (Киселева
Л.С., Данилина Т.А., Пахомова Н.Ю.)
Виды проектов:
1. исследовательско - творческие проекты: дети экспериментируют, а
затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2. ролево - игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети
входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные
проблемы);
3. информационно - практико-ориентированные проекты: дети собирают
информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы
(оформление и дизайн группы, витражи и др.);
4. творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде
детского праздника, детского дизайна).
Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: "Для чего
нужен проект?”, "Ради чего он осуществляется?”, "Что станет продуктом
проектной деятельности?”, "В какой форме будет презентован продукт?”
Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана
действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода,
проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с
детьми носит личностно-ориентированный характер.
Основные этапы метода проектов
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и
посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
· к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
· в каких источниках можно найти информацию;
· какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
· с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
В течение года в старшей группе были реализованы следующие проекты:
 «Дары осени»
 «Вторая жизнь ненужных вещей»
 «Хочу быть здоровым!»
 «История моего родного края» «Огород на подоконнике»
Проектная деятельность позволяет учить детей проблематизации;
целеполаганию и планированию содержательной деятельности; элементам
самоанализа; представлению результатов своей деятельности в различных
формах.
- технология исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности в детском саду — сформировать у
дошкольников основные ключевые компетенции, способность к
исследовательскому типу мышления.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние
ребенка. Это стремление к исследованию порождает исследовательское
поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка
изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Для того, чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей
интерес, необходимо подобрать содержание доступное их пониманию,
создать проблемные ситуации, решая которые ребёнок будет открывать для
себя что-то новое.
Существуют определённые способы создания проблемных ситуаций,
которые можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного
возраста:
 преднамеренное столкновение жизненных представлений детей с
научными фактами, объяснить которые они не могут – не хватает
знаний, жизненного опыта;
 преднамеренное побуждение детей к решению новых задач старыми
способами;
 побуждение детей выдвигать гипотезы, делать предварительные
выводы и обобщения.
Для исследовательской деятельности могут быть использованы
доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы
исследования:
1. Опыты (экспериментирование) - освоение причинно-следственных
связей и отношений.
2. Коллекционирование (классификационная работы) – освоение
родовидовых отношений.
3. Путешествие по карте – освоение пространственных схем и
отношений (представления о пространстве мира).
4. Путешествие по «реке времени» – освоение временных отношений
(представления об историческом времени – от прошлого к
настоящему).
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской
деятельности:
- эвристические беседы;- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой
деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
ситуации;
- трудовые поручения, действия.
В современной теории исследовательского обучения выделяется три
уровня его практической реализации:
педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения,
само решение предстоит самостоятельно найти воспитаннику;
педагог ставит проблему, но уже метод ее решения ребёнок ищет
самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск);
на третьем, высшем, уровне постановка проблемы, поиск методов ее
исследования и разработка решения осуществляются детьми самостоятельно
(Дж. Шваб, П. Брандвейн, А. Леви и др.).
В групповом помещении старшей группы был создан центр для детского
экспериментирования под названием «Наша лаборатория», в котором
содержится природный материал: песок, вода, глина, камешки, ракушки,
различные семена и плоды, кора деревьев, листья и т.д. А также сита и
воронки разного размера и материала, пипетки с закруглёнными концами,
пластиковые шприцы без игл, бросовый материал (бумага разной фактуры
цвета, кусочки кожи, поролона, резины, пластмассы, металлические
предметы, пробка, проволока и т.п.), часы песочные, механические и т.д.
Данная форма работы обеспечивает личностно-ориентированное
взаимодействие взрослого с ребёнком (вместе, на равных, как партнёров),
создавая при этом особую атмосферу, которая позволит каждому ребёнку
реализовать свою любознательную и познавательную активность
-информационно-коммуникативные технологии
В структуре базовых компетентностей личности современного
дошкольника важную роль играет информационный компонент, что
обусловлено реалиями жизни. Современная жизнедеятельность ребенка-
дошкольника, мир электронных игрушек, социальная среда, наполненная
информационными средствами и носителями, — все это актуализирует
информационный опыт детей. Информационная компетентность до-
школьника представляет собой основы, элементы знаний, умений и
ценностного отношения к информации и информационным процессам,
позволяющим ребенку включаться в доступные ему виды информационной
деятельности: познавательной, игровой и др.Информационно-коммуникативные технологии целесообразно
использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста, в связи с тем
что особенностью ИКТ является работа с образами предметов, а это
соответствует физиологически обусловленному для старших дошкольников
переходу от наглядно-предметной формы мышления к наглядно-образной.
Первый компьютерный продукт, с которым знакомятся дошкольники, — это
игра, в которой дети оперируют в основном символами и знаками, что
положительно сказывается на развитии их интеллекта.
Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать
логику конкретных событий, у него развивается способность к
прогнозированию результата действий, он начинает думать прежде, чем
делать (что является важным моментом при подготовке детей к обучению
школе). Компьютерные игры выстроены так, что ребенок может получить не
единичное понятие или конкретную учебную ситуацию, а обобщенное пред-
ставление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него
формируются такие важные операции мышления, как обобщение,
классификация.
Применяемые информационно-коммуникационные технологии можно
разделить на технологии, в которых используются мультимедийные
презентации; технологии, в которых используются информационно-
обучающие компьютерные программы, и технологии, в которых
используются тестирующие программы. Мультимедийные презентации —
это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение с
использованием видеофрагментов. Информационно-обучающие программы
для дошкольников позволяют моделировать и наглядно демонстрировать
содержание изучаемых тем. Тестирующие программы могут быть
использованы для психолого-педагогической оценки развития детей
дошкольного возраста.
Эти современные технологии ориентированы на развитие активности
ребенка и формируют умения взаимодействовать, представлять и
прогнозировать собственную позицию, получать результат, овладевать
социальными навыками и формами поведения. А все эти качества - основа
готовности дошкольников к условиям современной жизни.Список литературы:
1. Бурлакова И.А. Клопотова Е.Е. «Выявление познавательной активности
ребенка старшего дошкольного возраста» \\ Психологическая диагностика
01.2011г.
2. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное
обучение / А. П. Панфилова. – М.: Изд. центр «Академия», 2009. -192 с.
3. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр".
Дошкольное воспитание, 2000г., № 11.
4. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к
практике. М.,2010.
5. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997
6. http://nsportal.ru
7. http://www.openclass.ru

Поделиться:

Оставить комментарий