Вы находитесь здесь: Главная > Доклады, консультации > Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя ДОУ
Post Icon

Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя ДОУ

Автор: Чиркова Анна Николаевна, музыкальный руководитель МАДОУ д/с «Семицветик»,ХМАО-Югра, г. Белоярский

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии в соответствии с требованиями ФГОС. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели – развитию личности.

Как музыкальный руководитель, в своей работе я использую многие современные общеобразовательные технологии, такие как:

1. Здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, музыкально-ритмические упражнения);

2. Технологии проектной деятельности (создание и подготовка проектов);

3. Технология исследовательской деятельности (беседы, наблюдении)

4. Информационно-коммуникационные технологии ( использование слайд и мультимедийных презентаций)

5. Игровая технология (через различные виды игр)

Но более подробно я бы хотела остановиться на здоровьесберегающих технологиях. Так как тема здоровья детей очень актуальна, а согласно действующему федеральному закону «Об образовании в РФ» от 27.12.2012 № 273 ФЗ, первоочередной задачей является сохранение и укрепление здоровья ребёнка, так как именно здоровье является условием успешного роста развития личности, его духовного и физического совершенствования.

Что же такое здоровьесберегающие технологии?

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

В разных видах своей работы (занятия индивидуальные и групповые, кружковая деятельность, консультации педагогов и родителей) я использую дыхательную гимнастику через музыкальный инструмент, а именно через блок флейту. Больше года применяю в своей работе технологию обучения детей на флейте сначала в кружковой деятельности, а теперь включаю элементы обучения в непосредственную образовательную деятельность. Почему же именно через блок флейту!? Флейта — духовой музыкальный инструмент. Этот инструмент имеет множество преимуществ. Для детей он развивает моторику, воображение (через поиск новых способов извлечения звуков), приучает ребёнка к музыке и терпению, развивает слух, во время игры на инструменте стараюсь приучать детей следить за осанкой. А самое главное, игра на флейте, это естественное и очень полезное упражнение для дыхательной системы, помогающее избавиться от приступов бронхиальной астмы, о чем свидетельствуют множество примеров.

Обучение игре на флейте достаточно долгий и многоэтапный процесс. Прежде чем начать играть на инструменте следует научиться правильно, дышать, а помогает в этом дыхательная гимнастика.

Что же такое дыхательная гимнастика?

Это система дыхательных упражнений, направленная на профилактику и лечение заболеваний связанных с органами дыхания. Люди начали использовать дыхательную гимнастику с древних времён и до нашего времени интерес к гимнастике не угас. Специалисты разных стран считают, что дыхательная гимнастика способствует оздоровлению и повышению устойчивости организма человека к различным заболеваниям. Существует множество видов дыхательных гимнастик. Например: Йога, ушу, гимнастика для похудения… где используют различные виды дыхания.

Существует четыре вида дыхания:

1. Нижнее (дыхание животом)– в дыхательных движениях используется только диафрагма, а грудная клетка остаётся без изменений

2. Среднее (рёберное дыхание) – в дыхательном движении участвуют межрёберные мышцы, грудная клетка расширяется в стороны и поднимается вверх

3. Верхнее (дыхание грудью)– дыхание осуществляется только за счёт, поднятия ключиц и плеч вверх, при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы.

4. Смешанное – объединяет в себе все вышеуказанные типы дыхания.

Более подробнее про все виды дыхания расписано у Стрельниковой.

Я, для обучения детей дыхательной гимнастике, использую «нижнее» дыхание, так как оно считается более эффективным, к тому же массирует органы брюшной полости, что способствует их эффективной работе, стимулирует работу сердца , головного мозга и нервной системы, а так же благотворно влияет на дыхательную систему.

На своих занятиях дыхательную гимнастику провожу в первой половине дня перед распевками, в хорошо проветренном зале, чтобы восстановить дыхание и разогреть артикуляционный аппарат. Каждое упражнение проводится в игровой форме, что развивает эмоционально-чувствительную сферу, художественно-образное мышление, фантазию и воображение.

Практическая часть:

Первый этап - дыхательные упражнения без инструмента:

1. «Паровозик»

Перед началом упражнения одну руку ложем на живот, а другую на грудь. Рука, лежащая на животе при вдохе должна подниматься, а рука на груди остаётся неподвижной.

А теперь давайте представим, что мы с вами паровозики инам надо вовремя доехать до станции. Для этого мы делается два активных вдоха носом и два активных выдоха ртом. Контролируем мышцы живота и следим чтоб плечи не поднимались вверх.

2. «Шарик»

Представим что мы проглотили воздушный шарик и нам нужно медленно его сдуть. Для этого делаем глубокий вдох ртом, затем медленно выдуваем воздух как можно дольше ртом, губы «трубочкой». руки остаются в том же положении

3. «Собачка»

Давайте представим, что мы маленькие щенята . рот слегка приоткрыт, делаем быстрый короткий вдох и короткий выдох ртом, активно работают мышцы живота

Дыхательные упражнения с помощью блок флейты.

1. «Пароходный гудок»

Давайте попробуем изобразить пароходный гудок. Быстрый активный вдох ртом и медленный выдох ртом в инструмент, при этом следим за прямой осанкой, ноги стоят прямо, плечи не поднимаются.

2. «Самолёт»

Теперь мы будем самолётики. Делаем быстрый активный вдох ртом и медленный выдох в инструмент, постепенно увеличивается напор воздуха, а потом ослабеваяя.

Вывод:

Современные дети испытывают значительные умственные перегрузки. Уже в дошкольном возрасте у них наблюдается депрессия, психопатия, истерия…Здоровосберегающие технологии помогают справиться с перегрузками и утомлением, укрепляют иммунитет, улучшает речевое дыхание и звучность речи, позволяют укрепить, сохранить и при возможности восстановить здоровье ребёнка. А так же и игра на музыкальном инструменте может способствовать не только духовному преображению но и физическому здоровью. Поэтому подбор форм и методов, направленных на укрепление физического и психического здоровье дошкольников –приоритетная задача для всех педагогических работников, в том числе и музыкальных руководителей.

Теги:

Поделиться:

Оставить комментарий