Вы находитесь здесь: Главная > Доклады, консультации > Исследование влияния детско-родительских отношений на агрессивность детей младшего дошкольного возраста.
Post Icon

Исследование влияния детско-родительских отношений на агрессивность детей младшего дошкольного возраста.

Автор: Семенова Ольга Евгеньевна, педагог-психолог МБДОУ детский сад № 103 г. Ульяновск

Исследование проводилось на базе МБДОУ детски сад № 103 г. Ульяновска. В нем приняли участие 25 семей: родители и дети 3 лет (вторая младшая группа). 

Мы предположили, что стиль родительского воспитания влияет на агрессивность детей младшего дошкольного возраста. Для проведения исследования были выбраны две методики: Анкета внешнего эксперта и Анализ семейных взаимоотношений Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстикис (тест АСВ). 

 

Результаты эмпирического исследования и их обсуждение 

Начнем анализ эмпирических данных с рассмотрения результатов, полученных с помощью методики внешней экспертной оценки агрессивности ребенка. Рассмотрим распределение ответов воспитателей детского сада об уровне агрессивности детей младшего дошкольного возраста (таблица 1). 

Таблица 1  

Количество детей с низким, средним, высоким уровнем агрессивности по результатам методики внешней экспертной оценки эксперта 

№ п/п  Уровень выраженности  Оценка уровня агрессивности 
детей  % 
1.  Высокий  9  36 
2.  Средний  13  52 
3.  Низкий  3  12 

 

Как видно из таблицы 1, согласно мнению эксперта практически половина (52%, 13 человек) детей обладают средним уровнем агрессивности. Причем, поясняя свой выбор, воспитатели отмечают у данных воспитанников проявление недеструктивной агрессии, направленной на самозащиту или достижение цели, проявляется в основном в экспрессивной форме (изменение мимики, активная жестикуляция, изменение интонации голоса). Лишь у малой части (12%, 3 человека) детей, находящихся под присмотром эксперта, по его мнению, преобладает низкий уровень агрессивности. 

С точки зрения воспитателя детского сада около трети (36%, 9 человек) воспитанников младшего школьного возраста имеют высокий уровень агрессивности. У данных детей эксперт отмечает наличие непосредственно деструктивной агрессии, проявляющейся также, как и у детей со средним уровнем агрессивности в экспрессивной форме, кроме того еще и в вербальной (оскорбления, угрозы в отношении детей и воспитателя), и в физической (топот ног, драки, стук кулаками по предметам) форме. Особенно болезненным для воспитателя является факт употребления детьми ненормативной лексики. В данном возрасте дети уже осознанно используют неприличные слова, распространение ненормативной лексики в последнее время приняло угрожающий масштаб, дети младшего дошкольного возраста оказались наиболее незащищенными перед сквернословием1. 

Стоит отметить, что ребенок в возрасте 3 лет, а именно такую категорию дошкольников мы изучаем, поступает под влиянием возникающих у него переменчивых и неустойчивых, но в тоже время весьма сильных чувств и желаний, в связи с этим выражение чувств носит яркий характер – плач, крик, хлопанье в ладоши, визг, агрессивные жесты, прыжки2. Что в целом, подтверждают полученные при помощи методики внешней экспертной оценки данные.  

Далее перейдем к анализу эмпирических данных по методике «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкис. Нас интересует такие диагностические категории методики как «Воспитательная неуверенность»,«Неразвитость родительских чувств», «Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания» и«Неустойчивый стиль воспитания» и их сочетаний. Приступим к описанию диагностической категории «Воспитательная неуверенность» (таблица 2).  

Таблица 2 

Распределение ответов по диагностической категории «Воспитательная неуверенность», полученных при помощи методики «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкис 

№ п/п  Уровень воспитательной неуверенности  Количество ответов 
родителей  % 
1.  Высокий (4 – 5 баллов)  5  20 
2.  Средний (3 балла)  9  36 
3.  Низкий (1 – 2 балла)  11  44 

 

Как видно из таблицы 2, у пятой части (20%, 5 человек) респондентов преобладает высокий уровень воспитательной неуверенности, что обуславливает склонность родителей приписывать себе ответственность за любые проступки и неправильное поведение ребенка. В таких случаях родитель идет «на поводу» у ребенка, уступая даже в тех вопросах, в которых уступать, с его же точки зрения, никак нельзя. Характерной чертой высказываний таких родителей является признание ими массы ошибок, совершенных в воспитании. Они боятся упрямства, сопротивления своих детей и находят довольно много поводов уступить им3. Преобладающее же большинство (80%, 20 человек) опрошенных родителей имеют низкий или средний уровень воспитательной неуверенности, что характеризует их как более уверенных родителей, адекватно сопоставляющих похвалу и наказание, объективно подходящих к вопросу оценки и восприятия проблемного поведения своего ребенка. 

Далее рассмотрим эмпирические данные по категории «Неразвитость родительских чувств», полученных при помощи методики «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкис. 

Таблица 3 

Распределение ответов по диагностической категории «Неразвитость родительских чувств», полученных при помощи методики «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкис 

№ п/п  Уровень неразвитости родительских чувств  Количество ответов 
родителей  % 
1.  Высокий (8 – 10 баллов)  9  36 
2.  Средний (4 – 7 баллов)  6  24 
3.  Низкий (1 – 3 балла)  10  40 

 

Как видно из таблицы 3, наблюдается практически равномерное распределение полученных данных по диагностической категории «Неразвитость родительских чувств». Около трети (36%, 9 человек) опрошенных родителей диагностируют у себя неразвитость родительских чувств, что определяет их отношение к воспитанию своего ребенка как к неприятной обязанности, представляющей помеху в достижении целей, имеющих первостепенное значение для родителя (получение образования, достижение высот в карьере, налаживание личной жизни – в случае если у ребенка один родитель). Когда родители эмоционально отвергают ребенка, относятся к нему пренебрежительно или негативно, это рождает страх, влекущий за собой агрессию. Механизмы психологической защиты у младших дошкольников еще не сформированы, поэтому обычно они стремятся изменить ситуацию, и нередко – с помощью агрессии4. Но, не может не радовать тот факт, что количество респондентов с высоким уровнем развитости родительских чувств больше (40%, 10 человек), пусть и незначительно.  

Далее рассмотрим эмпирические данные по категории «Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания», полученных при помощи методики «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкис. 

Таблица 4 

Распределение ответов по диагностической категории «Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания», полученных при помощи методики «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкис 

№ п/п  Уровень воспитательной неуверенности  Количество ответов 
родителей  % 
1.  Высокий (4 – 5 баллов)  11  44 
2.  Средний (3 балла)  8  32 
3.  Низкий (1 – 2 балла)  6  24 

 

Как видно из таблицы 4, снова наблюдается практически равномерное распределение полученных данных по диагностической категории «Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания». Однако, у практически половины (44%, 11 человек) респондентов выявлен высокий уровень вынесения конфликта между супругами в сферу воспитания. Конфликтность во взаимоотношениях между супругами – нередкое явление, даже в относительно стабильных семьях. Нередко воспитание превращается в так называемое «поле битвы» конфликтующих родителей5. 

Далее рассмотрим эмпирические данные по категории «Неустойчивый стиль воспитания», полученных при помощи методики «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкис. 

Таблица 5 

Распределение ответов по диагностической категории «Неустойчивый стиль воспитания», полученных при помощи методики «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкис 

№ п/п  Уровень неустойчивости стиля воспитания  Количество ответов 
людей  % 
1.  Высокий (4 – 5 баллов)  10  40 
2.  Средний (3 балла)  7  28 
3.  Низкий (1 – 2 балла)  8  32 

 

Как видно из таблицы 5, большинство (40%, 10 человек) опрошенных родителей придерживаются неустойчивого стиля воспитания, что подразумевает под собой смену стилей воспитания от либерального к директивному, резкий переход от чрезмерного внимания к полному отвержению ребенка родителями. Такие формы воспитания могут способствовать не только повышению агрессивности младших дошкольников, но могут служить предпосылкой формирования у ребенка отклоняющегося поведения. Родителями признается факт незначительных колебаний, однако они недооценивают масштаб негативного воздействия на ребенка неустойчивого стиля воспитания.  

Нами была выдвинута гипотеза о том, что неустойчивый стиль воспитания влечет высокий уровень агрессивности детей младшего дошкольного возраста. Сопоставив результаты эмпирического исследования, полученные при помощи методики внешней экспертной оценки и методики «Анализ семейных взаимоотношений» (Приложение 3) мы выявили, что высокий уровень агрессивности выявлен у той группы исследуемых детей младшего дошкольного возраста (32%, 8 человек), чьи родители придерживаются неустойчивого стиля воспитания. Стоит отметить, что агрессивность возрастает в критические периоды возрастного развития, в нашем случае это кризис 3 лет, что свидетельствует о нормальном росте ребенка. Лишь в том случае, когда агрессия становиться длительным переживанием, она может перерасти в нарушение6. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.  

 

Выводы по эмпирической части 

Сравнительный анализ результатов, полученных при помощи методики внешней экспертной оценки и методики «Анализ семейных взаимоотношений»позволил сделать следующие выводы: 

  1. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у большинства детей младшего дошкольного возраста преобладает средний уровень агрессивности. Ребенок в возрасте 3 – 4 лет, поступает под влиянием возникающих у него переменчивых и неустойчивых, но в тоже время весьма сильных чувств и желаний, в связи с этим выражение чувств носит яркий характер. 
  1.  Выявлена неразвитость родительских чувств, которая предопределяет отношение родителей к воспитанию своего ребенка как к неприятной обязанности, представляющей помеху в достижении целей, имеющих первостепенное значение для родителя (получение образования, достижение высот в карьере, налаживание личной жизни – в случае если у ребенка один родитель). 
  1. Выявлено что опрошенные родители обладают средним или высоким уровнем воспитательной уверенности, могут объективно оценивать внезапно возникающую агрессивность и способны адекватно реагировать на различные проявления поведения ребенка.  
  1. Отмечено, что родители часто выносят конфликты в сферу воспитания, что негативно сказывается на поведении ребенка, приводя к повышению уровня агрессивности. 
  1. Гипотеза о том, что неустойчивый стиль воспитания влечет высокий уровень агрессивности детей младшего дошкольного возраста, подтвердилась. 

 

 Рекомендации по итогам исследования 

В проведенном нами исследовании по влияния детско-родительских отношений на агрессивность младших дошкольников, были получены данные о том, что стили воспитания непосредственным образом оказывают влияние на уровень агрессивности детей младшего дошкольного возраста.  

Одной из важных составляющих поведения детей младшего дошкольного возраста является детерминирующее влияние сильных чувств и желаний, носящих как правило яркий характер (плач, крик, хлопанье в ладоши, визг, агрессивные жесты, прыжки и так далее). Причинами агрессивного поведения младших дошкольников являются неуверенное поведение родителей, сокрытие своих чувств по отношению ребенку, проявление жестокости, отреченности, проявление безразличия по отношению к своему ребенку, допущение возникновения и течения конфликта в присутствии ребенка, манипулирование ребенком в конфликтной ситуации, все вышеперечисленные аспекты воспитания можно обобщенно обозначить как неустойчивость стиля воспитания. 

С учетом вышеизложенного с указанной группой младших дошкольников необходимо проводить групповые психокоррекционные занятия в форме игры по снижению уровня агрессивности. В данные занятия должны входить мероприятия, направленные на обучению ребенка контролю над своими эмоциями и способам выражения негативных чувств без ущерба для окружающих; обучение ребенка умению снижать уровень эмоционального напряжения через физическую релаксацию; формирование эмпатии. 

С воспитателем и родителями указанной группы младших дошкольников необходимо проводить индивидуальные и групповые психопросветительские и психокоррекционные занятия по снижению уровня агрессивности младших дошкольников.В данные занятия должны входить мероприятия, направленные на изменение стиля взаимодействия с детьми; изменение негативного отношения к ребенку на позитивное; развитие коммуникативных умений.  

Разрыв страницы 

Список используемых источников 

  1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку?: учебно-методическое пособие. 2-е изд. / Е.Е. Алексеева. – СПб.: Речь, – 2008 – 283 с. 
  1. Михайлина М.Ю. Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа. 2-е изд. / М.Ю. Михайлина. – Волгоград: Учитель, – 2014. – 116 с. 
  1. Реан А.А. Психология детства: учебник / А.А. Реан. – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», – 2003. – 368 с. 
  1. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н.Ю. Синягина. – М.: ВЛАДОС, – 2003. – 96 с. 
  1. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии: методическое пособие.Серия: «Психодиагностика педагогу, врачу, психологу (вып. 1)». Под ред. Д.м.н., проф. Л.И. Вассермана / Э.Г. Эйдемиллер. – М.: «Фолиум», – 1996. – 48 с. 
  1. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи: 4-е изд. /        Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицких. – СПб: Питер, – 2008. – 672 с. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1 

 

Критерии агрессивности ребенка. Анкета для эксперта. 

Цель: получить информацию для предварительного психологического анализа; выявить склонность к агрессивному поведению у детей младшего дошкольного возраста. 

  1. Временами кажется, что в него вселяется злой дух. 
  1. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен. 
  1. Если кто-то причиняем ему боль, он обязательно старается отплатить тем же. 
  1. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться 
  1. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, разбивает что-то, потрошит. 
  1. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение. 
  1. Он не прочь подразнить животных. 
  1. Переспорить его очень трудно. 
  1. Очень сердится, когда ему кажется, что над ним кто-то смеется. 
  1. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих. 
  1. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот. 
  1. Часто не по возрасту ворчлив. 
  1. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного человека. 
  1. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других. 
  1. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых. 
  1. Легко ссорится, вступает в драку. 
  1. Старается общаться с младшими и физически более слабыми детьми. 
  1. У него нередки приступы мрачной раздражительности. 
  1. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится. 
  1. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех. 

 

Ключ: 

Положительный ответ на каждое утверждение оценивается в 1 балл. 

15-20 баллов – высокая агрессивность; 

7-14 баллов – средняя агрессивность; 

1-6 баллов – низкая агрессивность. 

Приложение 2 

 

Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (Методика АСВ)  

 

Инструкция (для родителей детей в возрасте 3-10 лет): Уважаемый родитель! Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в «Бланке для ответов». Читайте по очереди утверждения опросника. Если Вы в общем согласны с ними, то в «Бланке для ответов» обведите кружком номер ответа. Если Вы в общем не согласны – зачеркните тот же номер. Если очень трудно выбрать, то поставьте на номере вопросительный знак. Старайтесь, чтобы таких ответов было не больше пяти. В опроснике нет «неправильных» или «правильных» утверждений. Отвечайте так, как Вы сами думаете. 

  1. Все, что я делаю, я делаю ради моего сына (дочери).
  2. У меня часто не хватает временипозаниматься с сыном (дочерью) –пообщаться, поиграть.  
  3. Мне приходится разрешать моему ребенку такие вещи, которые не разрешают многие другие родители.
  4. Не люблю, когда сын (дочь) приходит ко мне с вопросами. Лучше, чтобы догадался (догадалась) сам(а).
  5. Наш ребенок имеет больше обязанностей–уход за собой, поддержание порядка – чем большинство детей его возраста.  
  6. Моего ребенка очень трудно заставить сделать что-нибудь, что он не любит.
  7. Всегда лучше, если дети не думают о том, правильно ли поступают их родители.
  8. Мой сын (дочь) легко нарушают запреты.
  9. Если хочешь, чтобы твой(я) сын (дочь) стал(а) человеком, не оставляй безнаказанным ни одного его (ее) плохого поступка.
  10. Если только возможно, я стараюсь не наказывать сына (дочь).
  11. Когда я в хорошем настроении, я нередко прощаю своему сыну (дочери) то, за что в другое время наказал(а) бы.
  12. Я люблю своего сына (дочь) больше, чем люблю (любила) супруга.
  13. Младшие дети мне нравятся больше, чем старшие.
  14. Если мой сын (дочь) подолгу упрямится или злится, у меня бывает чувство, что я поступил(а) по отношению к нему (ней) неправильно.
  15. У нас долго не было ребенка, хотя мы его очень ждали.
  16. Общение с детьми, в общем-то, утомительное дело.
  17. У моего сына (дочери) есть некоторые качества, которые выводят меня из себя.
  18. Воспитание моего сына (дочери) шло бы гораздо лучше, если бы мой муж (моя жена) не мешал(а) бы мне.
  19. Большинство мужчин легкомысленнее, чем женщины.
  20. Большинство женщин легкомысленнее, чем мужчины.
  21. Мой сын (дочь) для меня — самое главное в жизни.
  22. Часто бывает, что я не знаю, что делает в данный момент мой ребенок.
  23. Если игрушка ребенку нравится, я куплю ее, сколько бы она ни стоила.
  24. Мой сын (дочь) непонятлив(а). Легче самому два раза сделать, чем 1 раз объяснить ему (ей).
  25. Моему сыну (дочери) нередко приходится (или приходилось раньше) просматривать за младшим братом (сестрой).
  26. Нередко бывает так: я несколько раз напоминаю сыну (дочери) о необходимости сделать что-нибудь, а потом плюну и сделаю сам(а).
  27. Родители ни в коем случае не должны допускать, чтобы дети подмечали их слабости и недостатки.
  28. Мой сын (дочь) сам(а) решает, с кем ему (ей) играть.
  29. Дети должны не только любить своих родителей, но и бояться их.
  30. Я очень редко ругаю сына (дочь).
  31. В нашей строгости к сыну (дочери) бывают большие колебания. Иногда мы очень строги, а иногда все разрешаем.
  32. Мы с ребенком понимаем друг друга лучше, чем мы с супругом.
  33. Меня огорчает то, что мой сын (дочь) быстро становится взрослым(ой).
  34. Если ребенок упрямится, потому что плохо себя чувствует, то лучше все сделать так, как он хочет.
  35. Мой ребенок растетслабыми болезненным.  
  36. Если бы у меня не было детей, я бы добился (добилась) в жизни гораздо большего.
  37. У моего сына (дочери) есть слабости, которые не исправляются, хотя упорно с ними борюсь.
  38. Нередко бывает, что, когда я наказываю моего сына (дочь), мой муж (жена) тут же начинает упрекать меня в излишней строгости и утешать его (ее).
  39. Мужчины более склонны к супружеской измене, чем женщины.
  40. Женщины более склонны к супружеской измене, чем мужчины.
  41. Заботы о сыне (дочери) занимают большую часть моего времени.
  42. Мне много раз пришлось пропускать родительские собрания.
  43. Я стремлюсь к тому, чтобы мой ребенок был обеспечен лучше, чем другие дети.
  44. Если побыть в обществе моего сына (дочери), можно сильно устать.
  45. Мне часто приходилось давать сыну (дочери) трудные для его (ее) возраста поручения.
  46. Мой ребенок никогда не убирает за собой игрушки.
  47. Главное, чему родители должны научить своих детей,–это слушаться.  
  48. Мой ребенок сам решает, сколько, чего и когда ему есть.
  49. Чем строже родители к ребенку, тем лучше для него.
  50. По характеру я–мягкий человек.  
  51. Если моему сыну (дочери) что-то от меня нужно, он (она) старается выбрать момент, когда я в хорошем настроении.
  52. Когда я думаю о том, что когда-нибудь мой сын (дочь)вырастет и я будуему (ей) не нужна, у меня портится настроение.  
  53. Чем старше дети, тем труднее иметь с ними дело.
  54. Чаще всего упрямство ребенка бывает вызвано тем, что родители не умеют к нему подойти.
  55. Я постоянно переживаю за здоровье сына (дочери).
  56. Если бы у меня не было детей, мое здоровье было бы гораздо лучше.
  57. Некоторые очень важные недостатки моего сына (дочери) упорно не исчезают, несмотря на все меры.
  58. Мой сын (дочь) недолюбливает моего мужа (жену).
  59. Мужчина хуже понимает чувства другого человека, чем женщина.
  60. Женщина хуже понимает чувства другого человека, чем мужчина.
  61. Ради моего сына (дочери) мне от многого в жизни пришлось и приходится отказываться.
  62. Родители, которые слишком много суетятся вокруг своих детей, вызывают у меня раздражение.
  63. Я трачу на моего сына (дочь) значительно больше денег, чем на себя.
  64. Не люблю, когда сын (дочь) что-то просит. Я сам(а) лучше знаю, чего ему (ей) надо.
  65. У моего сына (дочери) детство более трудное, чем у большинства его (ее) товарищей.
  66. Дома мой сын (дочь) делает только то, что ему (ей) хочется, а не то, что надо.
  67. Дети должны уважать родителей больше, чем всех других людей.
  68. Если мой ребенок не спит, когда ему положено, я не настаиваю.
  69. Я строже отношусь к своему сыну (дочери), чем другие родители к своим детям.
  70. От наказаний мало проку.
  71. Члены нашей семьи неодинаково строги с сыном (дочерью). Одни балуют, другие, наоборот,–очень строги.  
  72. Мне бы хотелось, чтобы мой сын (дочь) не любил(а) никого, кроме меня.
  73. Мне нравятся маленькие дети, поэтому я не хотел(а) бы, чтобы мой сын (моя дочь) слишком быстро взрослел(а).
  74. Часто я не знаю, как правильно поступить с моим сыном (дочерью).
  75. В связи с плохим здоровьем сына (дочери) нам приходится ему (ей) многое позволять.
  76. Воспитание детей–тяжелый и неблагодарный труд. Им отдаешь все, а взамен и не получаешь ничего.  
  77. С моим сыном (дочерью) мало помогает доброе слово. Единственное, что на него (нее) действует,–это постоянные строгие наказания.  
  78. Мой муж (жена) старается настроить сына (дочь) против меня.
  79. Мужчины чаще, чем женщины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.
  80. Женщины чаще, чем мужчины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.
  81. Я все время думаю о моем сыне (дочери), о его (ее) делах, здоровье и т. д.
  82. Так повелось, что о ребенке я вспоминаю, если он что-нибудь натворил или с ним что-нибудь случилось.
  83. Мой сын (дочь) умеет добиться от меня того, чего хочет.
  84. Мне больше нравятся тихие и спокойные дети.
  85. Стараюськак можно раньше приучить ребенка помогать по дому.  
  86. У моего сына (дочери) мало обязанностей по дому.
  87. Даже если дети уверены, что родители не правы, они должны делать так, как говорят родители.
  88. В нашей семье так принято, что ребенок делает что хочет.
  89. Бываютслучаи, когда лучшее наказание –ремень.  
  90. Многие недостатки в поведении моего ребенка пройдут сами собой с возрастом.
  91. Когда наш сын (дочь) что-то натворит, мы беремся за него (нее). Если все тихо, опять оставляем его (ее) в покое.
  92. Если бы мой сын не был моим сыном, а я бы былапомоложе, то наверняка влюбилась бы в него.
  93. Мне интереснее говорить с маленькими детьми, чемсбольшими.  
  94. В недостатках моего сына (дочери) виноват(а) я сам(а), потому что не умел(а) его (ее) воспитывать.
  95. Только благодаря нашим огромным усилиям сын (дочь) остался(лась) жить.
  96. Нередко завидую тем, кто живет без детей.
  97. Если предоставить моему сыну (дочери) свободу, он (она) немедленно использует ее во вред себе или окружающим.
  98. Нередко бывает, что если я говорю своему сыну (дочери) одно, то мой муж (жена) специально говорит наоборот.
  99. Мужчины чаще, чем женщины, думают только о себе.
  100. Женщины чаще, чем мужчины, думают только о себе.
  101. Я трачу на сына (дочь) больше сил и времени, чем на себя.
  102. Ядовольно малознаю о делах сына (дочери).  
  103. Желание моего сына (дочери) для меня –закон.
  104. Мой сын очень любит спать со мной.
  105. У моего сына (дочери) плохой желудок.
  106. Родители нужны ребенку, лишь пока он не вырос. Потом он все реже вспоминает о них.
  107. Ради моего сына (дочери) я пошел бы (пошла бы) на любую жертву.
  108. Моему сыну (дочери) нужно уделять значительно больше времени, чем я могу.
  109. Мой сын (дочь) умеет быть таким милым, что я ему все прощаю.
  110. Мне бы хотелось, чтобы сын женился попозже, после 30 лет.
  111. Руки и ноги моего сына (дочери) часто бывают очень холодными.
  112. Большинство детей –маленькие эгоисты. Они совсем не думают о здоровье и чувствах своих родителей.
  113. Если не отдавать моему сыну (дочери) все время и силы, то все может плохо кончиться.
  114. Когда все благополучно, я меньше интересуюсь делами сына (дочери).
  115. Мне оченьтрудно сказать своему ребенку: «Нет».
  116. Меня огорчает, что мой сын (дочь) все меньше нуждается во мне.
  117. Здоровье моего сына (дочери) хуже, чем здоровье большинства других детей.
  118. Многие дети испытывают слишком мало благодарности по отношению к родителям.
  119. Мой сын (дочь) не может обходиться без моей постоянной помощи.
  120. Большую часть своего свободного времени сын (дочь) проводит вне дома –в яслях, в детском саду, у родственников.
  121. У моего сына (дочери) вполне хватает времени на игры и развлечения.
  122. Кроме моего сына, мне больше никто на свете не нужен.
  123. У моего сына (дочери) прерывистый и беспокойный сон.
  124. Нередко я думаю, что слишком рано женился (вышла замуж).
  125. Всему, что мой сын (дочь) умеют к настоящему времени, он(а) научился(лась) только благодаря моей постоянной помощи.
  126. Делами сына (дочери) в основном занимается мой муж (жена).
  127. Я не могу вспомнить, когда в последний раз отказал(а) своему ребенку в покупке какой-нибудь вещи (мороженое, конфеты, пепси-кола и т. д.).
  128. Мой сын говорил мне: «Вырасту, женюсь на тебе, мама».
  129. Мой сын (дочь) часто болеет.
  130. Семья не помогает мне, а осложняет мою жизнь.

 

 

 

 

Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи: 4-е изд. / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицких. – СПб: Питер, – 2008. – С. 600 – 604. 

 

Бланк ответов 

Бланк для ответов  ДЗ (*) 
1  21  41  61  81  Г+  7 
2  22  42  62  82  Г–  8 
3  23  43  63  83  У+  8 
4  24  44  64  84  У–  4 
5  25  45  65  85  Т+  4 
6  26  46  66  86  Т–  4 
7  27  47  67  87  З+  4 
8  28  48  68  88  З–  3 
9  29  49  69  89  С+  4 
10  30  50  70  90  С–  4 
11  31  51  71  91  Н  5 
12  32  52  72  92  РРЧ  6 
13  33  53  73  93  ПДК  4 
14  34  54  74  94  ВН  5 
15  35  55  75  95  ФУ  6 
16  36  56  76  96  НРЧ  7 
17  37  57  77  97  ПНК  4 
18  38  58  78  98  ВК  4 
19  39  59  79  99  ПЖК  4 
20  40  60  80  100  ПМК  4 
101  107  113  119  125  Г+   
102  108  114  120  126  Г–   
103  109  115  121  127  У+   
104  110  116  122  128  РРЧ   
105  111  117  123  129  ФУ   
106  112  118  124  130  НРЧ   

 

 

Ф.И.О. ______________________________________________________________ 

Фамилия и имя сына (дочери)___________________________________________ 

Сколько ему (ей) лет___________________________________________________ 

 

Кто заполнял (отец, мать, другой воспитатель)_____________________________ 

* – эта часть бланка испытуемым не показывается 

 

 

Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи: 4-е изд. / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб: Питер, – 2008. – С. 610. 

Приложение 3 

Распределение эмпирических данных полученных по методике внешней экспертной оценки и диагностической категории «Неустойчивость стиля воспитания» по методике «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицких 

Условный номер ребенка  Уровень агрессивности  Уровень неустойчивости стиля воспитания 
1  15  3 
2  5  1 
3  20  5 
4  9  3 
5  14  4 
6  14  5 
7  9  2 
8  4  2 
9  7  1 
10  10  3 
11  11  3 
12  17  4 
13  7  2 
14  15  5 
15  12  3 
16  19  4 
17  9  2 
18  16  5 
19  12  3 
20  11  3 
21  17  4 
22  7  2 
23  15  4 
24  2  1 
25  14  5 

Поделиться:

Оставить комментарий