Вы находитесь здесь: Главная > Работы конкурсов > Картотека игр для домашних в работе учителя-дефектолога (с детьми раннего возраста)
Post Icon

Картотека игр для домашних в работе учителя-дефектолога (с детьми раннего возраста)

Автор: Александрова Татьяна Вячеславовна, учитель-деектолог, первая квалификационная категория, Детский сад «Светлячок» комбинированного вида
г. Звенигово

Одно из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности учителя-дефектолога ДОО – работа с родителями как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего особые образовательные потребности.

Работая с детьми с ОВЗ, очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса. Необходимо учить адекватно оценивать успехи и возможности своего ребенка, формировать потребность развивать его не только в детском саду, но и дома своими силами.

Мы с успехом используем (кроме такой нетрадиционной формы работы с родителями, как «Школа заботливых родителей») домашние тетради, в которые записываются игры, задания для выполнения в домашних условиях. Это позволяет закрепить полученные знания, сделать их более глубокими, полными. Родители на практике знакомятся со способами взаимодействия с ребенком, привлекаются к участию в коррекционном процессе. Домашних тетрадей в работе с детьми раннего возраста в методической литературе нет, поэтому мною была разработана картотека игр для родителей, для закрепления навыков в домашних условиях.

Выполнение письменных рекомендаций учителя-дефектолога способствует наилучшему закреплению изученного на коррекционных занятиях материала и даѐт возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребѐнка. Желательно, чтобы с ребѐнком занимался постоянно один из родителей – это помогает ребѐнку и взрослому настроиться, и придерживаться знакомых единых требований. Выполнение дома определѐнных видов работы по заданию учителя-дефектолога дисциплинирует вашего малыша и подготавливает к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий. Задания строятся на материале лексической темы, изучаемой всю предшествующую неделю на подгрупповых и индивидуальных занятиях, проводимых учителем-дефектологом. Дополнительно новый материал закрепляют воспитатели группы вне занятий в игровой форме, на прогулках, в свободной деятельности детей.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ РОДИТЕЛЯМ ПРИ КОНТОРОЛЕ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЯ РЕБЁНКОМ ДОМА:

- Домашнее задание в индивидуальной тетради записывает учитель-дефектолог.

- Домашние задания выполняются не в один приѐм. А разбиваются на части (по 10- 15 минут работы). Не рекомендуем выполнять задания вечером перед сном. Большую пользу принесѐт выполнение задания небольшими порциями (по 2-3 упражнения).

Контроль за выполнением домашнего задания позволяет поддерживать тесную взаимосвязь между учителем-дефектологом, воспитателями группы и родителями, общей целью которых является успешная коррекция речи и восприятия ребѐнка; выработка психологической и эмоциональной готовности к усвоению новых знаний и умений.

Задачи:

- показать значимость использования развивающих игр в домашних условиях;

- повышать компетентность родителей в вопросах воспитания и обучения детей с ОВЗ;

- знакомить родителей с приемами и упражнениями, направленными на развитие познавательной деятельности, восприятия у детей;

- обучать родителей игровым приемам и упражнениям на развитие психических процессов (внимания, памяти, восприятии);

- формировать у родителей представления о влиянии дидактических игр в интеллектуальном развитии детей.

Месяц

Домашние задания

Октябрь

1) Учим находить в комнате игрушки, называть их. Обыграйте ситуацию: появляется грустный зайчик, он не может найти себе игрушки. Просим ребенка помочь зайчику. В конце игры подводим итог, показываем на игрушки и говорим: «Мяч, машинка, мишка – это игрушки». Используем каждый раз новые игрушки.

2) играем с игрушками в прятки. Прячем вместе с зайчиком игрушки на стул, под стул, на полочку, под кровать, а потом ищем вместе с ребенком: «А где спряталась машина? А вот она! Под кроватью. А мишка где? На столе!» и т.д. комментируем каждое действие, чтобы ребенок запомнил и понял предлоги НА и ПОД.

3) делаем цветочек из прищепок желтого и красного цвета.

  1. Учим желтый цвет. Приготовьте много однородных предметов синего, желтого, красного, зеленого цвета. Покажите ребенку желтую игрушку и попросите: «Дай такую же игрушку. Давай подарим кукле все желтые игрушки». Дарим кукле желтые игрушки со словами: «На, кукла».

  2. Играем с куклой, качаем ее и поем песенку: «А-а-а». показываем, как кукла идет и проговариваем: «Кукла идет, топ-топ!». Посадите куклу на стул: «Кукла сидит на стуле», покажите, как кукла прыгает: «Кукла прыгает». Совершаем разные действия с куклой и комментируем.

  3. Играем с кубиками большими и маленькими, обследуем предмет с помощью ладошек, делаем вывод, что маленький кубик прячется в ладошке, а большой – нет.

Ноябрь

1) Рассматриваем картинки с петушком, курицей, цыпленком. Рассказываем, где у курицы (петушка, цыпленка) крылья, хвост, клюв, лапы, голова, гребешок (у петушка). Сравниваем петушка (курицу) и цыпленка: «Петушок большой, цыпленок маленький. У петушка большие крылья, большой хвост, большой клюв, большие лапы, большая голова, а у цыпленка маленькие крылышки, маленький хвостик, маленький клювик, маленькие лапки, маленькая головка. У петуха перья, у цыпленка – пух».

2) Артикуляционная гимнастика «Мишка слизывает мед», «Заборчик – трубочка».

3) собираем зернышки для курочки и цыпленка. Перемешайте фасоль, горох. Фасоль собираем для курочки, горох – для цыпленка.

4) «Покажи того, про кого рассказываю».

- Он бегает, пищит «Пи-пи-пи», клюет зернышки. Кто это?

- она зовет деток «Ко-ко-ко», по двору ходит, зернышки и червячков для деток ищет. Кто это?

- он рано утром встает и поет «Ку-ка-ре-ку!». Клюет зернышки. Кто это?

5) строим заборчик для петушка из кирпичиков.

6) рассказываем ребенку потешку «Цыплята»

Вышла курочка гулять ходим, руки за спиной

Свежей травки пощипать присаживаемся на корточки, пальцами «щиплем» травку

А за ней ребятки – желтые цыплятки бегаем, «машем» крылышками

Ко-ко-ко, ко-ко-ко! Не ходите далеко! «грозим» пальчиком правой руки

Лапками гребите (руки перед грудью, «гребем

Зернышки ищите! Присаживаемся на корточки, достаем воображаемые зернышки из земли

Съели толстого жука, складываем ладони вместе

Дождевого червяка указательным пальцем закручиваем спиральки

Выпили водицы губки вытягиваем, втягиваем воздух

Полное корытце руки вытягиваем вперед, соединяем вместе ладони.

1) играем с мишкой (большим, маленьким, средним). Описываем внешний вид мишки: «Мишка большой, мягкий, пушистый». Спрашиваем у ребенка, какой мишка. Просим показать и назвать части мордочки и туловища (нос, глаза, рот, уши, лапы). В следующий раз играем с маленьким мишкой: «Это мишка маленький, мягкий, пушистый. У него есть глазки, носик, ротик, ушки, лапки». Побуждаем называть слова. «Мишка – это игрушка, мы с ним играем. Покатай мишку на машине (в качестве машины можно использовать предметы-заместители: кубик, дощечка, кипичик и т.д.). Среднего мишку катаем на машине среднего размера.

2) выполняем движения согласно словам потешки:

Мишка по лесу гулял, ходим по комнате

Мишка шишки собирал, делаем вид, как будто поднимаем с пола шишки

Очень мишка наш устал,

Сел мишутка, задремал. садимся, закрываем глаза, руки складываем около уха.

3) дарим мишке игрушки красного и желтого цвета. «Подари мишке красную игрушку. Молодец! А теперь подари желтую игрушку…» и т.д. чередуем цвета.

4) просим прятать мишку под столом, на кровати, под подушкой, на подушке и т.д. (закрепляем понимание предлогов НА и ПОД).

5) игра с язычком: «Мишка слизываем мед», слегка приоткрываем ротик и широким передним краем языка облизываем верхнюю губу, которую можно намазать чем-нибудь сладким.

Декабрь

1) Рассматриваем кошку и котенка. Объясняем ребенку, что кошка – это мама, а котенок – это ее малыш. Кошка мяукает громко, а котенок – тихо (озвучиваем). Показываем и называем части тела кошки и котенка.

2) игра «Кошка Лушка»

У кошки Лушки ушки на макушке показываем ушки ладошками, прикладывая их к голове

И пушистый хвост трубой поднимаем руки вверх

«Кис-кис-кис – иди домой» идем на месте

Кошка любит молочко,

Его лакает язычком показываем язычком, как кошка лакает молоко

Выпьет все и ляжет спать, кладем ладошки под щеку

Мы не будем ей мешать. идем на носочках

3) «Кошка играет в прятки»: учим понимать предлоги НА и ПОД.

4) дарим кошке красные игрушки, котенку – желтые.

5) из кубика и кирпичика строим стульчик для котенка.

6) складываем разрезную картинку с кошкой или котенком.

7) «Покажи, кто мяукнул». Просим показать или назвать того, кто мяукнул (озвучиваем с разной высотой голоса).

1) игра с язычком:

  • «Трубочка – заборчик»

  • «Сдуй снежинку»

  • «Погрей ручки: х-х-х»

  • «Ветер воет: у-у-у, в-в-в»

2) рассказываем про зиму: «Зимой холодно, взрослые и дети одеваются тепло, зимой много снега, солнышко светит редко, оно не греет». Рассказываем про снег: «Снег какой? Белый, пушистый, легкий, красивый. А если занесем снег домой, какой он будет? Мокрый, тяжелый, грязный, можно из него лепить снежки, он становится водой». Для наглядности проводим опыт.

3) Сминаем белую бумагу в комочки, шарики.

4) Сложите из 3 кругов разной величины снеговика.

5) Подвижная игра «Зайка»

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит:

Вот так, вот так

Он ушами шевелит

(шевелим ручками за головой)

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть:

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть

(хлопаем рука по руке)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать:

Вот так, вот так,

Надо зайке поскакать

(прыгаем)

1) приготовьте разные игрушки, предметы и среди них одежду (шапку, шарф, куртку, колготки, свитер и т.д.). Предложите малышу найти одежду.

2) вырежьте контур рубашки или любой другой одежды, приготовьте небольшие кусочки пластилина и предложите ребенку украсить одежду пуговицами. Скатывайте небольшие шарики и прижимайте каждый шарик на месте застежек (пуговиц).

3) рассказываем про зиму: «Зимой холодно, падет снег, солнышко появляется редко, дети и взрослые одеваются тепло». Рассказываем про снег: «Снег белый, пушистый, легкий, холодный. Если снег занести домой, он становится тяжелый, мокрый, грязный, превращается в воду».

4) «Лепим снежки»: берем листы белой бумаги и комкаем ее, пока она не превратится в шарик.

5) игра с язычком: «Сдуть снежинку», «Погреть ручки: х-х-х», «Ветер воет: у-у-у (или в-в-в).

1) Игра «Собери елочку»

Учим находить большой и маленький треугольники.

2) «Укрась елочку»

Украшаем вместе ребенком елочку кругами и квадратами. Учим выбирать фигуры по слову.

3) «Прятки»

Прячем елочную игрушку на стуле, под стулом, на подушке, под подушкой и т.д.

4) Игра с язычком: «Сдуй снежинку», «Как пахнет елка», «Надуй шарик».

Февраль

1) Рассказываем ребенку про зиму, снег.

2) «Снежки»

Мы поднимем снежки высоко, высоко, поднимаем руки наверх

Дружно бросим снежки далеко, далеко бросаем воображаемые снежки

А теперь снежки подняли поднимаем руки наверх

И по кругу побежали. бежим

3) «Спрячь снежок». Просим ребенка прятать снежок под стулом, на стуле, под кроватью, на кровати и т.д.

4) Из кубика и кирпичика конструируем горку для маленькой игрушки. Побуждаем ребенка к активной речи: «Дай кубик. Вот горка. Мишка катится. Мишка катится с горки.» и т.д.

1) играем с игрушками синего и зеленого цвета. Учим соотносить цвета: синяя игрушка к синей, зеленая к зеленой.

2) «Спрячь в ладошке». Приготовьте предметы и игрушки разной величины (колечки, шарики, конфеты, резиновые игрушки и т.д.), большого мишку и маленького мишку. Прячем в ладошке маленькие игрушки.

3) «Подуй на снежинку». Дуем на ваточку.

4) «Самолет»

По земле разбежался,

В небо поднялся!

Летит самолет

Прямо вперед. Бежим по комнате со звуком У-У-У!

1) «Дорожки для ежиков»

Для большого ежа строим дорожку синего цвета, для маленького ежика – зеленую дорожку.

2) «Дом и скамейка для ежика»

Строим из кубиков и кирпичика скамейку. Строим дом из разного строительного материала.

3) фыркаем, как ежик: «Ф-Ф-Ф!»

4) пальчиковая игра:

Вот какой колючий еж,

На клубочек он похож вытянув руки, вращаем кулачками

А у ежа иголки очень колки. резко выбрасываем пальцы, затем вновь сжимаем руки в кулачки

Март

1) Знакомим с внешним видом и назначением грузовых и легковых машин, их частями, цветом. Сравниваем машины по величине. Слова, которые должен усвоить ребенок: машина, грузовик, кузов, фары, кабина, руль, шофер, колеса; машина тормозит, сигналит, мчится; машина едет и машины едут.

2) «Покатаем игрушки»

Говорим, что игрушкам очень хочется покататься на машине. Ребенок поочередно катает на машине куклу, мишку, зайку. Учим понимать простую инструкцию: «Возьми зайку и покатай на машине»

3) «Колеса для машины»

Вырежьте контуры автомобиля и колеса к нему синего и зеленого цвета. Ребенок должен правильно подобрать колеса к машине.

4) Просим ребенка отгадать загадку: «Отгадай, о чем я говорю: это игрушка. У нее есть кузов, кабина, фары, руль, колеса». После того, как ребенок скажет, что это машина, взрослый достает из коробки грузовик. Ребенок рассматривает игрушку, называет части машины.

5) «Дорожка для машины»

Строим из кирпичиков. Перемешайте кирпичики, кубики, шарики и попросите брать из кучки только кирпичики.

Объясняем ребенку, что автомобиль на улице – это транспорт.

6) Учим понимать предлоги на, под, за, рядом.

Просим прятать машину под коробкой, за коробкой, ставить на коробку, рядом с коробкой.

1) Рассказываем про основные признаки весны: тает снег, бегут ручьи, появились проталины, солнышко греет, по ручьям можно пускать кораблики.

2) Вырежьте из цветного картона 2 синих треугольника, один зеленый треугольник, синий квадрат и из них сложите с ребенком кораблик («Блоки Дьенеша»).

3) Учим синий и зеленый цвета.

4) Игра «Зайцы и медведи»

Возьмите барабан, бубен или погремушку. Продемонстрируйте ребенку, как нужно двигаться под удары в барабан в разном темпе. Под частые удары надо прыгать, как зайчик, а под редкие удары изображать неторопливую походку медведя.

Предложите малышу выполнить это задание самостоятельно.

5) Артикуляционная сказка «Репка»

  1. Учим понимать, что такое овощи, где они растут. Описываем овощи: «Это огурец. Огурец зеленый, ароматный, твердый, колючий. Расскажи, какой огурец?». «Это помидор. Помидор красный, круглый, мягкий. Какой помидор?»

  2. Складываем разрезные картинки с овощами из 2-х частей.

  3. Игра «Чего не стало?»

Положите перед ребенком овощи: огурец, морковку, помидор, картофель, капусту (в следующей игре меняйте овощи). Ребенок запоминает овощи, закрывает глаза и говорит, какой овощ спрятался, чего не стало.

  1. Закрепляем предлоги на, под: «Положи морковку под коробку, а помидор на коробку» и т.д.

  2. Учим обобщать: помидор, морковь, капуста, огурец… - это овощи.

Апрель

  1. Продолжаем учить овощи.

  2. Игра «Один – много»

Положите овощи в кузов грузовика: «Вот какой большой урожай овощей собрали в огороде». Достаем по одному овощу, называем его и кладем на поднос. Спрашиваем, сколько на подносе овощей («Много овощей или один овощ»).

  1. «Чудесный мешочек».

Положите в мешочек один или много овощей. Ребенок ощупывает и говорит, сколько в мешочке овощей (один или много). Также на ощупь отгадываем, что лежит в мешочке.

  1. Учим различать существительные ед и мн. числа: «Покажи, где огурец. А где огурцы?» и т.д.

  1. Рассматриваем картинки или игрушки с лошадью и жеребенком. Рассказываем о лошадке, задаем ребенку вопросы: «Это игрушечная лошадка. У нее большая голова, чуткие уши, большие добрые глаза, красивая длинная шея. Это грива, а это спина. Сзади длинный хвост. У лошадки сильные быстрые ноги, а на ногах копыта. Когда лошадка бежит, то копыта цокают (поцокать язычком). Голос лошадка подает вот так: «Ии-го-го!». На лошадке можно кататься.

  2. Сравниваем лощадь и жеребенка: у лошади большая голова, а у жеребенка – маленькая головка. У лошади длинный хвост, а у жеребенка короткий хвостик. Лошадь-мама зовет жеребенка громко, а жеребенок откликается тихо (показать голосом)

  3. Учим зеленый цвет. Нарисуйте зеленую травку для лошади и жеребенка.

  4. Игра «Построим забор»

Берем кубики разной величины (большие и маленькие). Показываем, как строить забор, ребенок выполняет задание и проговаривает: большой кубик, маленький кубик и т.д.

  1. «Кто спрятался»

Прячем лошадку или жеребенка, ребенок говорит, кого не стало.

  1. «Звуковая дорожка»

Приготовьте 2 дорожки (длинную и короткую), дудочку ил колокольчик. Подудите в дудочку в течение 1-2 секунд, показав ребенку, как в это время вести указательным пальчиком по короткой дорожке. Затем покажите ребенку, как надо вести пальчиком по длинной дорожке, и одновременно воспроизведите длительный звук. После нескольких повторов предложите ребенку послушать дудочку, а затем показать соответствующую дорожку.

  1. Играем в те же игры (выше), только с фруктами.

  1. Учим различать овощи и фрукты. Просим подарить мишке овощи, а зайчику – фрукты.

  2. «Чайник и чашка»

Чашка на столе стоит,

Чай горячий в ней налит.

Попросите ребенка сложить из ладошек чашку. Поднесите чашечке ребенка свою ладонь, сложенную в виде чайника (сложите правую руку в кулак, оттопырив большой палец – это носик чайника) и налейте малышу в чашку воображаемый чай из чайника. При этом произнесите звук С-С-С – так льется чай из чайника. Пусть малыш повторит звукоподражание вслед за вами. Поменяйтесь ролями.

  1. «Звуковая зарядка»

Поднимаем руки вверх, одновременно пропеваем звук А, затем опускаем руки, пропевая на этот раз звукУ. в следующий раз пропеваем другие пары гласных звуков: ИА, УА, ИО, ЫО и т.д.

Аналогично пропеваем слоги: па-по, пу-пы, мы-мо, ма-му и т.д.

Теги: ,

Поделиться:

2 комментария

  1. ольга:

    Спасибо!!!

  2. Алла:

    спасибо!!!! очень познавательно и доступно,

Оставить комментарий