Вы находитесь здесь: Главная > Фестивали > Комплекс оздоровительного самомассажа «Будем бодры и здоровы, к Олимпиаде готовы!»
Post Icon

Комплекс оздоровительного самомассажа «Будем бодры и здоровы, к Олимпиаде готовы!»

Авторы: учитель-логопед Калинина Ольга  Николаевна, воспитатель Кобзева Марина Анатольевна, воспитатель Шибанова  Ирина  Ивановна, МБДОУ «Детский сад №221» комбинированного вида г. Новокузнецка.

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию.

Наиболее простыми, доступными пониманию, запоминанию и исполнению ребенка являются комплексы оздоровительной гимнастики, самомассажа, представленные в игровой, сюжетно-ролевой форме.

В настоящей работе представлен оригинальный комплекс оздоровительной гимнастики и самомассажа, составленный на основе традиционных китайских техник. Занятие построено с акцентом на самомассаже кистей, стоп, ушных раковин.

Начинается оно с выполнения перекатов в группировке, при этом происходит массаж позвоночника и паравертебральных областей. Затем проводится самомассаж кистей, головы, стоп в положении сидя, выполнение упражнений из исходного положения, стоя на четвереньках и стоя. Последовательность исходных положений повторяет становление поз и движений в онтогенезе. Это благоприятно сказывается на здоровье ребенка, поскольку позволяет устранить небольшие дефекты формирования двигательных стереотипов, если они имели место в процессе онтогенеза.

Комплекс облегчает пробуждение организма, стимулирует деятельность внутренних органов, оказывает общеукрепляющее воздействие, мобилизует защитные силы организма, стимулирует его способность к естественному исцелению, способствует повышению работоспособности, психоэмоциональной разрядке, улучшению настроения. Поэтому он полезен для людей любого возраста, особенно детям, для которых важно закладывать основы здоровья, формировать привычку «быть здоровым», готовить организм к всевозрастающим школьным нагрузкам. Регулярные занятия имеют и воспитательное значение, они способствуют формированию у детей привычки следить за своим здоровьем, тонко чувствовать состояние своего организма и восстанавливать резервы, не дожидаясь, начала заболевания.

Заниматься лучше ежедневно либо в одни  и те же дни недели, на голодный желудок, после сна. В детском саду удобно заниматься после дневного сна. С целью повышения интереса детей к занятиям предлагается проводить их в сюжетно-игровой форме, представляя себя, например, просыпающимися медвежатами. Воспитатель рассказывает сказку, а ребята представляют себя тем или иным персонажем, выполняя разнообразные приемы массажа. До тех пор пока дети не выучат приемы, рассказ должен сочетаться с показом.

Сюжет сказки периодически необходимо менять, сохраняя порядок приемов массажа. Просыпаться может барсук, енот, кот и т.д. Герой может не просыпаться, а готовиться к каким-либо спортивным или иным достижениям, например, к выступлению в зверином театре, встрече деда  Мороза, Олимпиаде иным событиям, значимым для детей.

Методика проведения

Методика изложена на примере сюжета подготовки   медвежонка Полюса к Олимпиаде вместе с друзьями леопардом Барсиком и зайкой Стрелкой.

1. Зима. Медвежонок Полюс спит в берлоге. Дети лежат, свернувшись калачиком, обняв ноги руками, лобиками уткнувшись в коленки. И.п.: лежа на боку в группировке.

 

2. Светит яркое солнце. Блестит снег. Барсик и Стрелка будят Полюса.

Медвежонок перекатывается с боку на бок, перекатывается на спинке от головы к хвосту и обратно.  Перекаты в группировке с боку на бок, перекаты на спине по 4 раза.

3. Надо просыпаться. Медвежонок Полюс сел и вместе с друзьями стал потирать друг о друга ладошки, начал будить пальчики. Потирание ладоней повторить 4-6 раз. Поочередное циркулярное растирание, пальцев по 4-6раз, растяжение пальцев по оси 1-2 раза, массаж боковых поверхностей пальцев 4-6 раз, сухое «умывание» рук 1-2 раза, круговое растирание запястий 2-4 раза.

4. Разбудили пальчики, начали приводить в порядок передние лапки. Погладить шерсть на передних лапах по тыльной поверхности до плеча, по ладонной – до пальчиков. Сначала легко гладим, не прикасаясь к коже. У медведя шерсть длинная, густая. Сначала разглаживаем самый верхний слой. Потом поглубже слой шерсти, уже чуть прикасаемся к коже. А теперь плотно прижимаем ладошки к телу.

Постучали слабо сжатым кулачком, чтобы хорошо проснулись лапочки.

Бесконтактный массаж, ладонное плоскостное поглаживание, растирание, поколачивание верхних конечностей по ходу энергетических каналов слабо сжатым кулачком. Все приемы выполнить 1-2 раза.

5. Вновь потерли друг о друга ладошки, начинаем будить голову. Погладили себя по голове от затылка к темени, от ушей к темени, ото лба к темени. Простучали слабо сжатым кулачком по тем же направлениям. Подергали себя за волосики – проверили медвежата, крепко ли держится их шерсть, и вновь погладили. Граблеобразное поглаживание, прерывистая вибрация и непрерывная вибрация, потягивание за волосы, граблеобразное поглаживание волосистой части головы.

Все приемы повторить 2-4 раза.

6. Потерли ладошки и подушечками пальцев легко погладили лоб над бровями снизу вверх. Погладили поверх шерсти. Кожа едва чувствует прикосновение, но остается совершенно гладкой. Ладошками погладили лоб от середины в стороны. Ладонное плоскостное поглаживание лба по ходу лобной мышцы и лобной фасции. Повторить 2-4раза.
7. Потерли ладошки и погладили брови от центра в стороны подушечками одного - двух пальцев.

Щипцеобразное поглаживание бровей. Повторить 2-4 раза.

8. Пора будить глаза. Шея у медведя не очень хорошо двигается, двигать будем только глазами. Медвежонок Полюс увидел снежинку, следит за ней. Посмотрели на вдох – вверх, на выдох вниз, на вдох – вправо, на выдох – влево, на вдох – влево, на выдох – вправо, сделали большие круги глазами по часовой стрелке, против часовой стрелки.

Все движения медленные, сочетаются с дыханием. Быстро – быстро и легко поморгали, представили, что веки это крылья птички. Упражнения для глаз выполнять с комфортной максимальной амплитудой по 1- 2 раза медленные, по  4 – 8 раз быстрые.

9. Зверята потерли лапы и умыли мордочки снизу вверх, не прикасаясь к ним поверх шерсти. Бесконтактный массаж лица, повторить 2 -3 раза.

 

10. Начинаем будить уши. Уши – очень важный для зверей орган. Полюс, Барсик и Стрелка тщательно будят уши. Потерли ладони друг о друга 4 - 6 раз.

Подергали оба ушка за верхние края вверх, за мочки вниз, за серединку назад по 4 – 6 раз. Большим и указательным пальцами гладим, разминаем завитки ушей по 1- 2 раза. Кончиком указательного пальца круговыми движениями   2 - 4 раза массируем внутреннюю часть ушной раковины. Разогреваем трением ладошки и массируем ушные раковины вперед-назад 2 - 4 раза, при движении вперед заворачиваем ушную раковину. Делаем вилочку из двух и трех пальцев и массируем уши снизу вверх 4 – 6 раз. Самомассаж ушей.

11. Будим шею и надплечья. Потерли ладони друг о друга. Погладили заднюю поверхность шеи, надплечья сверху вниз правой и левой «лапками» поочередно, поразминали шею и надплечья в тех же направлениях, повторить 2 раза. Ладонное плоскостное поглаживание, разминание задней поверхности шеи.

12. Медвежонок Полюс, леопард Барсик, зайка Стрелка славно поработали. Они довольны. Переплели пальчики. Прижали «лапки» ладошками к груди – вдох, повернули ладошки наружу, потянули «лапочки» вперед – выдох. Прижали ладошки к груди – вдох, повернули ладошки от себя, потянулись «лапками» вверх – выдох. Почувствовали, как расправляется спинка, они готовы к Олимпийским соревнованиям!

 

 

Теги:

Поделиться:

Оставить комментарий