
Автор: Рожкова Наталья Николаевна,Квалификационная категория-высшая, учитель-логопед, МБДОУ № 34 «Зоренька» г. Калуга
Цель: -развивать фонематический слух;
-совершенствоват
Задачи:
коррекционно-обр
-совершенствоват
коррекционно-раз
-развивать артикуляционную, мелкую, общую моторику,
-развивать фонематический слух, восприятие;
-формировать навыки звуко- буквенного анализа и синтеза;
-автоматизироват
-развивать высшие психические функции-внимание
коррекционно-вос
-воспитывать навыки самоконтроля и коммуникативного взаимодействия
Оборудование: мнемотаблица; картинки для артикуляционной гимнастики; улыбающийся смайлик, индивидуальные зеркала ,тетради, карандаши, мяч
Ход занятия.
Оргмомент.
Психологический настрой.
-Дети, я желаю, чтобы сегодняшнее занятие принесло вам радость. Подарите улыбку соседу, подарите улыбку мне, а я подарю улыбку вам. (Показывает улыбающийся смайлик)
-Пусть у вас все получится, а для этого вы должны внимательно слушать, думать, стараться четко говорить.
-А что может подарить нам хорошее настроение? Конечно, путешествие!
Постановка цели.
-Сегодня мы вновь отправляемся в путешествие в страну звуков и букв. А к какому звуку мы пойдем в гости-вы отгадаете сами. Вы его услышите в пословице:
БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫНЕШЬ РЫБКУ ИЗ ПРУДА (-Звук «Р»)
Артикуляционная гимнастика.
-Чтобы четко и правильно произносить этот звук сделаем упражнения для язычка.
(Дети берут зеркала. Логопед показывает картинки, изображающие упражнения
«Почисти зубки», «Качели», «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Индюк», «Дятел», «Мотор»)
Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.
-Давайте расскажем об этом звуке. В этом нам поможет таблица.(Показыв
Дети с помощью таблицы дают характеристику звука
-Согласный, звонкий, твердый, есть мягкая пара-звук «РЬ»)
-Звуки мы слышим и произносим, а во что они превращаются ,если их напишем?(-В буквы)
-Какой буквой обозначаются звуки «Р» и «Рь»? (-буквой «Р»)
-Сегодня сделаем подарки для буквы «»Р» и звуков «Р» и «Рь»
Обучение элементам грамоты.
Дети работают в альбомах, логопед на листе бумаги ,прикрепленном на доске
А)Графический образ буквы
-На что похожа буква «Р»(-На топор, на парус, на флаг)
-Из каких элементов состоит буква «Р»?( -Из палочки и полукруга)
-Напишите эту букву сначала в воздухе ,а потом пишем ее в наших альбомах
Б )Звуко-буквенный анализ и синтез
Печатание по следам анализа
-«Р» дружит с гласными. Что получается ,если согласные и гласные встают рядом?(- слоги)
-Я буду произносить слоги, а вы подсказывайте мне, какие будут нужны буквы, чтобы эти слоги записать.
-РА (-Р,А )
так же со слогами РО, РУ,РЫ,РИ,РЯ
- В каких слогах согласный звучал твердо?(-в слогах РА, РО, РУ,РЫ)
-В каких мягко ?(- В слогах РИ, РЯ)
-Почему звук становится мягким? (-Его смягчают гласные «И»,»Я»)
2.-А теперь поиграем в игру : «Отгадай загадку- напиши отгадку»
А)- Хвостом туда, сюда вильнет и быстро в речку уплывет ( -РЫБА)
- Какие буквы нам нужны, чтобы написать это слово?(-Р ,Ы,Б,А)
Б) Кругла, желта ,в огороде вырастаю, сказку про меня все знают ( РЕПКА)
-Какие буквы нужны, чтобы записать это слово?( Р,Е,П,К,А)
В)-Что за чудо-ворота в небе появляются,
Но проехать через них никак не получается ( -РАДУГА)
-Какими буквами запишем это слово?(-Р,А,Д,У,
Звуковой анализ слова
- Давайте нарисуем для слова РАДУГА звуковую схему и расскажем о каждом звуке
(Дети называют каждый звук слова, дают его характеристику, обозначают соответствующим цветом.)
Работа над предложением.
-Давайте придумаем предложение со словом «РАДУГА»
Пусть в этом предложении кроме слова РАДУГА еще будет «маленькое слово» «В».
( -Радуга появилась в небе.)
-Сколько слов в этом предложении?(-Че
-На каком месте стоит «маленькое слово» «в»? ( -На третьем)
-Какие знаем правила, чтобы записать предложение?
-Первое слово пишем с большой буквы, между словами делаем промежутки, в конце предложения ставим точку.
- А если мы очень обрадовались, произносим восхищенно, тогда что поставим в конце предложения?(- восклицательный знак)
-А если мы удивились?( -Вопросительный знак).
-Давайте в альбомах нарисуем схему этого предложения.
ФИЗМИНУТКА.
- Выходите на зеленую полянку.(Дети выходят на ковер).
1.Гимнастика для пальчиков.
На дворе-трава, на траве - дрова.
Не руби дрова на траве дрова
(Дети проговаривают знакомую чистоговорку, выполняя упражнение «Колечки».
Большой палец соприкасается по- очереди с остальными пальцами)
2.Игра в мяч «Придумай слово» .
Логопед бросает мяч по- очереди каждому ребенку, называет слог со звуком «р». Ребенок дополняет слог до слова.
Продуктивная деятельность.
Логопед предлагает нарисовать в подарок букве «Р» картинки, в названии которых встретятся звуки «р» и «рь».Логопед с детьми рисует картинки ,при этом идет коллективное обсуждение-какой звук встретился в этом слове, где он находится.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
Вопросы к детям.
-Чем сегодня занимались? Что понравилось на занятии?
Поделиться: