Вы находитесь здесь: Главная > Работы конкурсов > Конспект НОД «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях»
Post Icon

Конспект НОД «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях»

Автор: Жердева Олеся Павловна, Учитель-логопед МБДОУ № 77 "Бусинка" г. Сургут, Тюменская область

Цели:

Коррекционно-образовательные:

- Закрепление навыка правильного произношения звука [Л] в слогах, словах, предложениях.

- Уточнение правильной артикуляции звука [Л], характеристики звука [Л].

- Развитие навыка слогового анализа.

Коррекционно-развивающие:

- Развитие артикуляционной, мелкой, общей моторики, воздушной струи.

- Развитие фонематического слуха, восприятия, зрительного и слухового внимания, памяти.

Воспитательные:

- Воспитание интереса и желания работать над исправлением собственной речи, доведения начатого дела до конца.

Оборудование: зеркало, компьютер, компьютерная презентация "Путешествие утенка", картинки для артикуляционной гимнастики, символы для характеристики звука [Л], фишка синего цвета, предметные картинки (вилка, скакалка, белка, волк, галка, ложка), макет кораблика.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Приветствие. "Посмотри на себя в зеркало, улыбнись и скажи сам себе: "У меня всё получится!".

II. Сообщение темы занятия.

- Послушай стихотворение и скажи, какой звук чаще всех слышишь в стихотворении:

Я землю копала, ничуть не устала.

А кто мной копал, тот и устал.

- Сегодня мы продолжим учиться правильно и чётко произносить звук

[Л] в слогах, словах, предложениях. В наше путешествие мы отправимся вместе с утенком.

III. Развитие мелкой моторики .

"Давай поздороваемся с утенком":

Пальчиковая разминка:

В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний,
Безымянный и последний, 
Сам мизинец-малышок
Постучался на порог:
- Тук-тук-тук! («большой пальчик поочередно здоровается с каждым пальчиком»).

IV. Развитие артикуляционной моторики.

"Как-то раз утенок очень рано проснулся и решил совершить путешествие на корабле":

- "испек блинчики" (артикуляционное упражнение "блинчик"),

- "намазал их вкусным вареньем"( артикуляционное упражнение "вкусное варенье"),

- "выпил чаю" (артикуляционное упражнение "чашечка"),

- "вышел на крыльцо - посмотрел по сторонам" (артикуляционное упражнение "часики"),

-"покатался на качелях и отправился к своему кораблику" (артикуляционное упражнение "качели").

(Ребенок выполняет эти упражнения перед зеркалом).

V. Развитие воздушной струи.

Логопед включает ребенку компьютерную презентацию (Слайд 1).

- "Помоги кораблику оттолкнуться от причала: подуй на него. (Ребенок не надувая щёк дует на экран монитора. Если ребенок правильно дует, логопед приводит в движение кораблик).

"Поплыл, поплыл кораблик

Помчался по волнам.

А за штурвалом утенок-капитан."

VI. Изолированное произнесение звука [Л]. Уточнение артикуляции ихарактеристики звука [Л].

- "Мы уже подплываем к берегу. Помоги кораблику доплыть до пристани. Как гудит корабль? («Л-Л-Л…»).

(Ребенок отчетливо произносит звук Л. Если звук произнесен верно, то логопед нажимает на клавишу и корабль плывет по волнам) (Слайд 2)

- Вспомни, как работают органы артикуляции при правильном произнесении звука [Л]?

Ребенок: - губы улыбаются, зубы сближены, кончик языка поднят за верхние зубы к бугоркам (альвеолам), по бокам идет воздушная струя, горло "звенит".

- "Дай характеристику этому звуку".

Ребенок: Звук [Л] согласный (язык создаёт преграду воздуху), твёрдый, звонкий (по символам).

VII. Развитие фонематического слуха, восприятия.

- "Возьми в руки фишку синего цвета и подавай сигналы на берег, если услышишь звук Л"

Речевой материал: У, К, Л, Дь, О, Л, ЛЫ, ДО, ЛУ, НА, ОЛ, ИТ, ОК, ЭЛ, АШ,

ласточка, ворона, голубь, сорока, иволга, щегол, дятел, кукушка, соловей, галка, сокол, синица.

VIII. Автоматизация звука [Л] в слогах.

- "Первой на твой сигнал прилетела ласточка (слайд 3). Посмотри на картинки. Я буду говорить начало слова, а ты конец (ребенок договаривает слоги Ла, ЛО)

ю ...ла, кук ...ла, вес ...ло, дуп...ло.

IX . Развитие общей моторики

Головою покачали.
Влево – вправо, влево – вправо.
А теперь наклон вперёд.
И затем наоборот.
Девочки и мальчики,
Скачут, словно, мячики.
Стоп! Теперь остановитесь.
И тихонечко садитесь!

X. Автоматизация звука [Л] в словах, развитие фонематического восприятия, навыка слогового анализа.

- "Второй на твой сигнал прибежала белочка (слайд 4). Посмотри на картинки. Помоги белочке положить в корзинку только те предметны, в названии которых есть звук [Л].

Слова: нож, тарелка, вилка, сковорода, ложка, бокал.

- "Раздели слова на слоги: отхлопай каждое слово, назови сколько слогов в слове"

Ребенок: лож - ка. В слове ложка 2 слога и т.д.

Зрительная гимнастика "Корабль"

Логопед берет макет кораблика и совершает вращательные движения корабликом, а ребенок следит глазами на корабликом: движения вправо-влево, вверх - вниз, по "волнам".

XI. Автоматизация звука [Л] в предложениях. Развитие зрительного и слухового внимания, памяти.

Игра: "Чего не стало?"

Логопед раскладывает перед ребенком 6 картинок. Ребенок запоминает их, проговаривает каждую картинку по 2 раза. Затем ребенок отворачивается, а логопед убирает одну картинку, ребенок говорит какой картинки не стало:

Ребенок: "Не стало вилки".

Речевой материал: вилка, скакалка, белка, волк, галка, ложка.

Игра: "Исправь ошибку"

"Я буду называть предложение. А ты найди ошибку и исправь:

- Халат надел маму. - Стол поставили на лампу.

- На белке сидит ёлка. - Стул укатился под клубок.

- Флажок махал Павлом.

XII. Итог занятия.

- С каким звуком мы сегодня играли? Кто путешествовал вместе в нами? В какие игры мы играли?

- Наше веселое путешествие с утенком подходит к концу. Нам пора отправляться домой. Утенок приглашает тебя отправиться домой на кораблике (ребенок проговаривает звук Л).

- Спасибо за интересное занятие.

Теги: ,

Поделиться:

Оставить комментарий