Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Конспект НОД по познавательно-речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста с использованием развивающих игр: «Перелетные птицы»
Post Icon

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста с использованием развивающих игр: «Перелетные птицы»

Автор: Иванова Н.М., МБДОУ «Детский сад № 3 комбинированного вида» г. Луга

Программное содержание:

  1. Закреплять знания и представления детей о перелетных птицах; об особенностях внешнего вида, о среде обитания, о пользе и вреде птиц.
  2. Формировать навыки классификации и систематизации.
  3. Активизировать словарь за счет слов: названия птиц, перелетные птицы, домашние птицы, водоплавающие птицы, птицы теплых стран, сухопутные птицы.
  4. Развивать доказательную форму речевого высказывания, упражнять в употреблении сложно-подчиненных предложений.
  5. Упражнять детей в отгадывании загадок.
  6. Развивать абстрактное и логическое мышление, самостоятельность мышления.
  7. Развивать ритмическую и выразительную речь, координируя ее с движениями рук.
  8. Развивать у детей свойства психики: зрительное внимание, аналитико-синтетическую деятельность, зрительно- пространственный гнозис, праксис, ориентировку на листе бумаги.
  9. Развивать у детей общую и мелкую моторику, укреплять мышцы ведущей руки.
  10. Развивать мимические и пантомимические движения, их выразительность.
  11. Вызывать у детей эмоции удовлетворения и радости.

Предварительная работа.

  1. Чтение: из книги «Четыре времени года», «Лесная мозаика» В.Чаплина, Р. Салурн «Птицы», В.Бианки «Птичьи разговоры», «Чей нос лучше». Из книги под редакцией Зверева «С любовью к природе».
  2. Заучивание: загадки о граче, скворце, стих «Стайка», «Ласточка, ласточка», «Грачи».
  3. Составление описательного рассказа «Грач».
  4. Беседа о перелетных птицах. Рассматривание картины «Грачи прилетели», экскурсия в парк. Обводка трафаретов, штриховка и раскрашивание, вырезание, переводка картинок. Аппликация «Ласточка». Лепка «Ласточка», «Скворец у скворечника».
  5. Рисование: «Пришла весна, прилетели птицы», «Ласточка» из бумаги.
  6. Игры: Н/И : «Зоологическое лото», «Детское лото», «Четвертый лишний», «Детский компьютер», «Знаешь ли ты?» /карты/, «Шесть картинок»;

Д/И: «Четвертый лишний», «Найди отличия», «Узнай по силуэту», «Что потерялось у птички», «Хорошо-плохо», «Ералаш».

Оборудование:

Магнитофон с записью голоса птиц,

пластинка «Времена года» П.И.Чайковского.

Карточки к игре «Четвертый  лишний».

Карточки с изображением птиц для игры «Сыщик»,

«Держи вора», письмо в конверте с текстом загадок.

Листы в клеточку с изображением плана для задания «Как скворцу долететь до скворечника».

Карточки с изображением нескольких силуэтов с названием птиц и с образом штриховки для игры «Узнай по силуэту».

 Карточки для игры «Что потерялось у птицы?»,

фишки,

простые карандаши.

Ход занятия:

Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года».

  • Послушайте внимательно, я хочу вам загадать интересную загадку: «Шагает красавиц а, легко земли касается, идет на поле, на речку,

и по снежку, и оп цветку, прилетела пава, села на траву, распустила перья для всякого зелья».

«Зазвенели ручьи, прилетели грачи, в дом свои - улей, пчела первый мед принесла. На веточках плотные колючки в них дремлют клейкие листочки. Кто скажет, кто узнает, когда это бывает?» ВЕСНОЙ

  • А какие признаки весны вы можете мне назвать (ответы детей).
  • Правильно, весной к нам прилетают птицы. А какие птицы прилетаю к нам весной? (Ответ).
  • А кто знает, как называются эти все птицы одним словом? (перелетные).
  • Ребята! А вот один скворушка за зиму забыл дорогу к своему скворечнику. Давайте поможем долететь ему до скворечника.

«Как скворцу долететь до скворечника» (слуховой диктант на листе в клетку).

У детей по половинки листа в клетку. На листе изображено: дерево, поляна с цветами, дом, река, дерево со скворечником.

Задание: 5 шагов вперед от большого дерева, 7 шагов вправо до поляны с цветами, 8 шагов вперед до нашего детского сада, 9 шагов до речки и от речки 4 шага вперед и долетел до своей березы со скворечником.

  • Ну вот и помогли скворушке. Молодцы! А где его скворечник? Кто догадался? В заречном парке.

А теперь давайте выберем знатока птиц, за каждый правильный ответ дается фишка.

Игра «Четвертый лишний».

Цель: группировка предметов методом исключения, тренировка внимания, памяти, умения сопоставлять, выделяя черты схожести и различия предметов, обогащения знаний об окружающем, развитие логического мышления, построение сложных предложений с использованием союзов «если», «потому что», «который», «чтобы», развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.

Детям даются карточки с изображением птиц. Нужно определить какая птица здесь лишняя и объяснить почему. Карточки:

перелетные - зимующие (скворец, ласточка, кукушка, снегирь); перелетные домашние (грач, соловей, журавль, петух);

перелетные птицы жарких стран (ласточка, утка, иволга, попугай); водоплавающие (лебедь); сухопутные (грач, кукушка, ласточка).

-Молодцы! Хорошо отвечали, много про птиц знаете. Вы все знатоки птиц, и я думаю, что вы сможете помочь Матроскину, который прислал нам письмо с просьбой отыскать птичек-воришек. Он посеял в огороде семена, а на поле остались птичьи следы. Вот какие приметы он прислал.

Ирга «Сыщик держи вора».

-Выбери себе портрет птицы, рассмотри у соседей. (Дети выбирают себе картинку с изображением птицы, рассматривают ее. Под музыку все птицы летают, с концом музыки-загадывают загадки). По команде «Сыщик держи вора» дети стараются поймать эту птицу, а она старается улететь от них первой. Загадки:

  • Какая птица не хочет трудиться,

Гнезда не вьет, детей раздает?                            (КУКУШКА)

  • На месте дворец, во дворце певец? (СКВОРЕЦ)
  • Черный, проворный, кричит «крак», червякам враг? (ГРАЧ)
  • Спереди - шильце, сзади - вильце, сверху черное суконце, снизу - белое полотенце? (ЛАСТОЧКА) -Хочет прямо полетит, хочет в воздухе висит

Камнем падает с высот, а весной в полях поет? (СОЛОВЕЙ) Молодцы! Годитесь в сыщики, помогли Матроскину.

  • Как вы считаете, пользу или вред принесли они Матроскину?

Ирга «Хорошо-плохо» (речевая).

Дети называют хорошие и плохие качества птиц. -А сможете ли вы разобрать «кучу-малу». И отличить одну птицу от другой. В лесу случилось несчастье, налетел сильный ураган, закружил всех птиц и получилась «куча-мала». Задание:

У детей карточки с силуэтами птиц, они нарисованы один на другом. В углу образцы штриховки. Внизу написаны названия птиц, которую надо найти в «куче-мале». Посмотрите на карточку и скажите : Сколько всего птиц? Какие? Возьмите каждый себе карточку.

  • Ребята! Вы на листе должны найти птицу. А какую птицу, узнает тот, кто правильно прочитает ее название. Но это еще не все , птиц надо обвести и заштриховать как указано в клеточке в углу карточки. Чтобы помочь вам, я включу птичьи голоса.

Проверяю задание, каждый читает название птицы и показывает штриховку. Дети тоже участвуют в проверке. Давайте посмотрим, что похожего есть у нас с птицами. Мы будем смотреть на птицу и сравнивать ее с собой. Найдем сходства и различия.

Ирга «Что есть у птицы?»

Раз у нас есть сходства с птицами, давайте поиграем в игру «Стайка». Летите стайкой ко мне. Игра «Стайка».

Дети выбирают водящего. Педагог вместе с детьми произносит считалку : «Пойка, подпевай-ка, десять птичек стайка, Эта птичка -соловей, эта птичка-воробей Эта птичка совушка, юная головушка Эта птичка свиристель, эта птичка-коростель Эта птичка скворушка, серенькое перышко Это зяблик, это стриж, это развеселый чиж Ну а это злой орлан, птички, птички по домам!!! Дети после этих слов разбегаются, а ведущий (злой орлан) старается кого - нибудь поймать.

-Ребята! Пока мы здесь играли, художник принес нам портреты птиц. Но они какие-то странные. Рассмотрите их и скажите, что потерялось у птичек?

Игра «Что потерялось у птичек?»

За правильный ответ дается фишка.

  • Бее части назвали, молодцы! Теперь птички смогут летать.
  • У кого больше всехфишек? Почти у всех одинаковое количество. А что это значит? (ответы).
  • Правильно! Все хорошо играли, показали хорошие знания!
  • Теперь можно отдохнуть. Возьмите подушки и сядем в круг лицом друг другу. Какие вы молодцы, что знаем много о птицах и помогли им. Как можно показать, что мы молодцы, что мы собой довольны, что нам приятно.
  • Большой палец поднять вверх, остальные сжать в кулак. -Мы улыбаемся, весело подмигиваем друг другу.

Гладим себя по груди, по голове, вот какие мы умные, добрые.

Поделиться:

Оставить комментарий