Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Конспект НОД по теме: «Путешествие в лес» для подготовительной группы
Post Icon

Конспект НОД по теме: «Путешествие в лес» для подготовительной группы

Автор: Иванова Ольга Васильевна, преподаватель дополнительного образования (марийский язык) ОУ, 1 квалификационная категория, МДОУ «Сернурский детский сад «Сказка» п. Сернур, Республики Марий Эл

Цель: научить детей понимать марийскую речь.
Задачи:
Обучающие: учить правильно составлять предложения (сущ.,+прил., сущ.,+гл.,).
Развивающие: обогащать знания детей о животном и растительном мире родного края, желание общаться на марийском языке
Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к родной природе.
Звуковая культура речи: работа над звуком в, учить произносить звук в словах: вондер, эныжвондо, велеш.
Интеграция образовательных областей: социально-коммукативное развитие (речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое, физическое.
Методы и приемы: создание проблемной ситуации, логические задачи, экспериментирование.
Материалы и оборудование: макет леса, листья разных деревьев, набор палочек, звукозапись голосов птиц, проектор, мягкие игрушки диких зверей.
Словарная работа: вондер-кусты, эныжвондо-малинник, лышташан-лиственный, иман-хвойный, велеш-опадает.
Ход занятия.
Воспитатель. Дети, к нам пришло письмо. Прочитаем?
«Здравствуйте дети! Приглашаю вас в осенний лес, полный сказок и чудес. Ваш лобимый Лесовик».
Поедем? Давайте подумаем, на каком виде транспорта лучше добраться до лесу, почему?
Дети строят поезд , едут и поют песню «Поезд» на марийском языке.
Ту-ту-ту! Ту-ту-ту!
Ту-ту-ту! Ту-ту-ту!
Поезд писын кудалеш,
Теве тыште шогалеш.
-Налыда мо мемнамат?
_Налына ме тендамат!
Ту-ту-ту! Ту-ту-ту!
Воспитатель. Приехали, станция «Лесная». Посмотрите, какая красота кругом! Что можно сказать о лесе? Какой он?( Ответы детей).
Воспитатель. Скажите на марийском языке: «Большой красивый лес»?
Дети. Чодыра кугу, сорал.
Воспитатель. А вы знаете, как нужно вести себя в лесу?
Дети вспоминают правила поведения в лесу.
Воспитатель. Молодцы. А как вы думаете, что главное в лесу, без чего лес не может существовать?
Дети. Без деревьев.
Воспитатель. Скажите на марийском языке: «В лесу растут деревья».
Дети. Чодыраште пушенге-влак кушкыт.
Воспитатель. Ребята, лес, как наши многоэтажные дома, состоит из нескольких этажей. Как вы думает, что растет на первом этаже?
Дети. На первом этаже растут грибы, ягоды, трава.
Воспитатель. Скажите на марийском языке: « В лесу растут грибы, ягоды, трава».
Дети. Чодыраште понго-влак( емыж, шудо) кушкыт.
Воспитатель. Молодцы. На втором этаже что растет?
Дети. На втором этаже растут кусты.
Воспитатель. Какие кусты вы знаете?
Дети. Калина, малина ,шиповник.
Воспитатель. Молодцы. Ребята, на марийском языке слово «кусты» произносится так: «вондер» (хоровые и индивидуальные ответы). Вспомните, Вспомните, как произносится на марийском языке «малина»?
Дети. Эныж.
Воспитатель. Молодцы. А «малиновый куст».
Дети: Эныжвондо (индивидуальные и хоровые ответы).
Воспитатель: В слове «эныжвондо есть звук в. При произношении звука в нижняя губа вплотную сближается с верхней губой и образует щель. Через эту щель выпускаем воздух и тихо, без голоса говорим: «В-в-в».
Воспитатель: А на третьем этаже растут...?
Дети. На третьем этаже растут деревья.
Воспитатель. Ребята, помните, лесовик в письме написал, что лес загадочный. Посмотрите, в лесу у лесовика есть большой экран. Что на экране видите? Какой лес?
Дети. На экране хвойный лес.
Воспитатель. Произнесите «хвойный лес» на марийском языке?
Дети. Иман чодыра. Тиде иман чодыра.
Воспитатель. Какие хвойные деревья вы знаете? (ответы детей). А здесь какой лес? А тыште могай чодыра?
Дети. Тыште лышташан чодыра (хоровые и индивидуальные ответы).
Воспитатель. Молодцы.
Из-за деревьев выходит лесовик.
Лесовик. Я тут ходил, собирал листья и слышу разговор. Вы получили мое письмо? Хочу показать вам красоту осеннего леса. Скоро эта красота пропадет, листья с деревьев опадут. Почему, как вы думаете?
Ответы детей. С наступлением холода деревья «засыпают», сок плохо поступает к листьям, и они постепенно отмирают и опадают.
Воспитатель. Скажите на марийском языке «осенью опадают листья».
Дети. Шыжым лышташ велеш (хоровые и индивидуальные ответы ). Лесовик. Хотите посмотреть, как они падают?
Лесовик раздает детям по листочку и по иголке хвойных деревьев. Дети подбрасывают листья и иголки хвойных деревьев и наблюдают, как они падают. После чего дети делают вывод, что иголки падают, а листья, плавно кружась, летят.
Воспитатель. Почему так происходит?
Дети. Листья тонкие, легкие летят , а иголки маленькие, тяжелые, потому они и падают. Физкультминутка (дети ходят по кругу, поют и пляшут под марийскую мелодию):
Ме чодырашке толынна
Маскам (пирым) тушто вашлийына(2 раза) (появлются игрушки медведя и волка).
Ме чодрашке толынна
Рывыжым (мераным) вашлийынна.(2 раза) (появляются игрушки лисы и зайца)
Лесовик. Молодцы. Я хочу с вами поиграть в игру «С какого дерева этот лист?»
Лесовик показывает детям лист и спрашивает: С какого дерева этот лист? ( дети называют листья на русском и марийском языках).
Лесовик. Молодцы. Хорошо справились. Ещё одно задание вам. Ребята, посмотрите, у меня на столе лежат листья. Разложите их на две группы, пожалуйста,чтобы получились лиственный лес и хвойный лес.
(Дети выполняют задание).
Лесовик. Молодцы.
Лесовик показывает детям ежика с яблоком на спине и говорит:
- У меня в лесу живет вот такой зверёк. Скажите «ёж» на марийском языке?
Дети. Тиде шоншо.
Лесовик. А что делает ёжик зимой? Ещё какой зверь спит зимой?
Воспитатель. Скажите на марийском языке «медведь и ёжик зимой спят».
Дети. Маска ден шоншо телым малат.
Лесовик. Молодцы. Посмотрите, у меня на столе лежат палочки, видать кто-то из зверей настрогал. Я предлагаю вам из них составить ёжика и грибок. Давайте разделимся на две команды и приступим к заданию.
Молодцы ребята. Мне очень интересно было с вами, но мне пора возвращаться к своим зверям. До свидания. Чеверын!
Воспитатель. И нам пора возвращаться в детский сад.
(Дети возвращаются на поезде с песней.)
Итог занятия. Воспитатель. Дети, Лесовику было интересно с вами, вы много знаете. Давайте мы сделаем ему подарок. Нарисуйте дома его портрет. У каждого из вас получится свой Лесовичок. Мы соберем все портреты и отправим ему бандеролью в лес. Вот обрадуется.

Поделиться:

Оставить комментарий