Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Конспект НОТ в подготовительной группе. Обучение грамоте. Тема: Морское путешествие на сказочный остров.
Post Icon

Конспект НОТ в подготовительной группе. Обучение грамоте. Тема: Морское путешествие на сказочный остров.

Автор: Шульга Елена Николаевна, воспитатель I квалификационной категории МБДОУ "Крапивинский детский сад №1 "Солнышко" Кемеровская область, пгт. Крапивинский

Цель: Познакомить детей со звуками «з», «зь» и буквой «З». 

Задачи:  

Образовательные:  

-уточнять артикуляцию звуков [з – з`];  

-упражнять детей в определении места звуков [з – з`] в словах с одновременным присутствием звуков [с] и [з] ([с`] и [з`]);  

-объяснять значение слов-паронимов (отличающихся одним звуком);  

-знакомить с буквой Зз; закреплять образы букв. 

Развивающие: 

-Развивать координацию движений, крупную и мелкую моторику рук 

-Стимулировать речевую активность. 

Воспитательные: 

- Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к занятиям. 

Оборудование: ИКТ, картинки на что похожа буква «Зз», иллюстрации сказочных героев, мяч, стаканы с водой, тру6очки, скамейка, картина «Сказочный остров», цветы с 6уквами, зеркала, конверты с заданиями. 

Организационный момент. 

 

Психогимнастика: 

Со6рались мы с вами в круг 

Я твой друг и ты мой друг  

Крепко за руки возьмёмся  

И друг другу улы6немся 

 

Ре6ята, я предлагаю вам отправиться в морское путешествие на сказочный остров, за новым звуком и новой 6уквой. Но в пути нас ждут различные испытания, с которыми нам с вами предстоит справиться. Вы готовы? А отправимся мы с вами на этом кора6ле. Что 6ы зайти на него вам нужно пройти по трапу, сохраняя равновесие: руки на пояс, спина прямая, доходим до конца, спрыгиваем на о6е ноги, руки перед со6ой. Первым пойдет тот в имени которого есть звук [Р], [Н], [Л], [П]. И так, все заняли свои места, отправляемся в путь. А вот и первое задание (Конверт возле штурвала). 

 

1 конверт.    I.      Закрепление пройденной темы. 

  1. Ребята, с какими звуками мы знакомились на прошлом занятии? (со звуками С – С`) 

На доске написана цепочка букв: АБСОМСКУСДПСВС. 

Задание: найти все буквы С в цепочке и определить, сколько их.(5 букв) 

Игра «Не зевай – продолжай». 

- Ребята, сейчас вы должны по порядку называть звуки, которые записаны в цепочке соответствующими буквами, и подобрать к ним слова, начинающиеся на эти звуки. Например: А – аист, Б – банан, Б` - бизон. Вы готовы? 

 2 конверт.       Упражнение «Измени слова». (с мячом проводится в кругу).  

- Слушайте задание. Тот, кто поймает мяч, должен добавить в начало слова, которое я назову звук [с] и назвать получившееся слово, например: варить – сварить. Вам все понятно? Тогда начнем. 

Ходить – сходить 

Клеить – склеить 

Катать – скатать 

Бегать – сбегать 

Клевать – склевать 

Летать – слетать 

Петь – спеть 

 

Дыхательная гимнастика «Заводим двигатель». (Стаканы с водой, коктейльные тру6очки).   

 

К кора6лю подплыла медуза с заданием. (иллюстрация)  

  1. 3.конверт. II.     Изучение новой темы. 
  2. Послушайте стихотворение. (иллюстрация)  

Найдем ее мы в звездочке, 

И в золоте, и в розе, 

В земле, в алмазе, в бирюзе, 

В заре, в зиме, в морозе. 

Какой звук я выделяла в словах? ([з – з`]). Вот вы и назвали звуки, с которыми нам предстоит сегодня встретиться. 

  1. Артикуляция звуков. (зеркала)  

- Как расположены губы? (Губы в улыбке.) 

- А зубки?  (Зубы сомкнуты заборчиком и создают преграду для воздушной струи) 

- Что делает язычок?  (Кончик языка упирается в нижние зубы, пустил ветерок, включил голосок и звонко – звонко запел: з – з – з. Получилась новая песенка – это песенка комара. Давайте все вместе позвеним з – з – з. Вот так поёт комар, когда летит и смотрит, кого бы укусить. Ну – ка, позвеним ещё.  (выполняем упражнение и смотрим в зеркало) 

Звук [з] может 6ыть твердым или мягким. От чего это зависит?  

Назовите слова с твердым «З», с мягким «З». 

 

Дети дают характеристику звукам ЗЗь: 

З – согласный, твердый, звонкий;  

Зь – согласный, мягкий, звонкий;  

- Как вы определили, что звуки З, Зь – согласные? (Когда мы их произносим, воздушная струя встречает преграду – зубы и язычок). 

- Как вы определили, что звуки З, Зь – звонкие? (Во время произнесения звуков ЗЗь прикладываем руку к горлышку – оно дрожит.) 

 

Динамическая пауза «Что нам чудиться в тумане?» 

Что нам чудиться в тумане (Руки вперед) 

Волны плещут в океане (Машут руками, изо6ражая волны) 

Это мачты кора6лей (Вытягивают руки в верх) 

Пусть плывут сюда скорей (Приветственно машут руками)  

Мы по 6ерегу гуляй  

Мореходов поджидаем (ходь6а на месте) 

Ищем ракушки в песке (наклоны) 

И сжимаем в кулаке (Сжимают кулачки) 

Что 6 по 6ольше их со6рать  

Надо чаще приседать (Приседания)  

 

Прилетела чайка с заданием. 

 

4.Конверт         Игра «Найди слово». 

- Сейчас я назову три слова, вы должны найти из перечисленных слов те, в которых есть одновременно звуки [с] и [з], но сначала, скажите, чем эти звуки похожи и назовите их отличия (звучат похоже, согласные; отличия: один звонкий, другой глухой). 

Варианты слов: глаза, слеза, зонт; скамейка, сазан, зорька; узор, скакалка, засов; маска, зоосад, фазан; сарафан, сервиз, казаки. 

 Молодцы! А теперь определите место звука [з] в найденных словах. 

В слове слеза звук ] находится в середине слова. 

- В слове  сазан звук [з] находится в середине слова. 

- В слове  засов звук [з] находится в начале слова. 

- В слове  зоосад звук [з] находится в начале слова. 

- В слове  сервиз звук [з] находится в конце слова. 

 

Русалка с заданием. 

 

5.Конверт                              Работа в парах по карточкам 

– Ребята, в  русском языке немало слов, которые различаются на слух всего одним звуком(фонемой). Слова эти звучат очень похоже, а смысл имеют разный. Сейчас, вы будете работать в парах. Каждый из вас получит карточку, на которой написано слово. Вы должны прочитать слово и объяснить его значение своему соседу. Готовы?  

Суп – зуб 

Сима - зима 

Коса - коза 

Сахар – Захар 

Лиса - Лиза 

Роса  роза 

Сев - Зев 

 

Вот мы и приплыли на остров. 

  1. Знакомство с буквой.

 

«З» - смешная завитушка. 

«З» - закручена как стружка. 

-Ребята, этой буквой обозначаются звуки [з] и [з,].  

Демонстрация большой и маленькой букв, из каких элементов состоят – из двух полуколец, соединённых между собой или двух неполных кругов; рассматривание картинок – на что похожа буква «З»- на цифру 3, на облачко, на рога козы, барана, на ухо, на лепестки цветов. 

  1. Индивидуальная работа: Прописывание печатной буквыЗз

 

3.Упражнение «Комарики» (Поляна с цветами). 

Возвращение в группу. 

 

4.Дифференциация букв В и З. 

- Пока мы плыли домой, 6уква «З» спряталась, посмотрите на эту 6укву и скажите какие две 6уквы спрятались в ней. Вы правильно подметили в 6укве «В» спряталась 6уква «З». 

  1. 5Подведение итогов. 
  1. - С какой буквой мы сегодня встретились? 
  1. - Над какими звуками мы сегодня работали?  
  1. - Что больше всего понравилось на сегодняшнем занятии. 

 

 

Ходить – сходить 

Клеить – склеить 

Катать – скатать 

Бегать – сбегать 

Клевать – склевать 

Летать – слетать 

Петь – спеть 

 

Суп – зуб 

 

 

Коса - коза 

 

 

Лиса - Лиза 

 

Сев - Зев 

 

 

Сима - зима 

 

 

Сахар – Захар 

 

 

Роса – роза 

 

 

Сима - зима 

 

Поделиться:

Оставить комментарий